О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ПК "Салют": история интеграции в авиационном двигателестроении России

24 марта 1927 года на базе объединения московских заводов "Икар № 2" и "Мотор № 4" был создан моторостроительный "Завод № 24 им. М.В. Фрунзе"

24 марта 1927 года на базе объединения московских заводов "Икар № 2" и "Мотор № 4" был создан моторостроительный "Завод № 24 им. М.В. Фрунзе", известный ныне как Производственный комплекс "Салют" "Объединенной двигателестроительной корпорации". История этого гиганта тесно связана с зарождением авиации в России и знает немало выдающихся достижений. Сегодня ПК "Салют" широко вовлечен в кооперацию по реализации всех флагманских проектов ОДК в области гражданского двигателестроения, традиционно продолжая обеспечивать полный жизненный цикл двигателей для самолетов семейства "Су" и учебно-боевых Як-130. Поэтому не будет преувеличением сказать, что "Салют" делает выставочную и демонстрационную программы авиасалонов МАКС яркими и насыщенными!

История компаний, на базе которых был создан "Завод № 24", относится к началу XX века, когда в России начали появляться первые предприятия по изготовлению двигателей для зарождавшейся русской авиации. После решения правительства СССР об объединении заводов "Икар" и "Мотор", вновь созданный "Завод № 24" получает дополнительную территорию, что придает серьезный импульс его развитию, позволяя возвести современные производственные корпуса и расширить предприятие, не прерывая текущих поставок выпускаемой продукции. Развивался и конструкторский потенциал предприятия: в 1927-1932 годах на "Заводе № 24" спроектированы двигатели М-18, У-12, ФЭД-24, М-15 и М-26, работы по которым начаты еще "Заводом № 4". На предприятии продолжали изготавливать двигатели сначала для легкомоторной, а потом и для военной авиации.

К началу 1930-х годов промышленность СССР уже полностью удовлетворяет потребности авиации, перестав закупать за рубежом самолеты и авиационные двигатели. "Завод № 24" становится основной базой для серийного производства семейства двигателей "АМ" конструкции Александра Микулина. В 1932 году осваивается производство двигателя АМ-34 мощностью 750 л.с. - родоначальника большого семейства поршневых моторов, считавшихся одними из лучших в мире. На самолетах с этими моторами были установлены многочисленные мировые рекорды. Так, в 1937 году советские летчики первыми в мире совершили на самолетах АНТ-25 с двигателями АМ-34 беспосадочный перелет из Москвы в Ванкувер через Северный полюс.

Осенью 1941 года предприятие эвакуируется в Куйбышев на территорию строившегося завода № 337, где в кратчайшие сроки осваивается серийное производство двигателей АМ-38 для штурмовика Ил-2. На базе оставшейся в Москве части коллектива в 1942 году удается восстановить серийное производство авиадвигателей. Новое предприятие получает название "Завод № 45" и специализируется на постройке двигателей АМ-38, АМ-38Ф и дизелей АЧ-30Б.

После окончания войны завод получает новое название "Салют", на предприятии успешно осваивается производство турбореактивных и воздушно-реактивных двигателей ТР-1, РД-45, РД-45Ф, ВК-1, ВК-1Ф, АЛ-7Ф-1, АЛ-7П, АЛ-7Ф-2, АЛ-21Ф-3, АЛ-31Ф и Р-15Б-300. В 1980-е годы завод становится одним из крупнейших отечественных предприятий по изготовлению и обслуживанию авиадвигателей для самолетов семейства "Су". В дальнейшем предприятие участвует в кооперационных проектах, поставляя комплектующие для других двигателестроительных предприятий. Развиваются собственные конструкторские компетенции - здесь разработан ряд успешных модификаций двигателя АЛ-31.

В 2007 году на базе "Салюта" создается интегрированная структура по производству авиационных двигателей, которая впоследствии в результате ряда структурных преобразований отрасли становится частью АО "Объединенная двигателестроительная корпорация" ("ОДК", входит в Госкорпорацию Ростех). Войдя в "ОДК", "Салют" стал производственным комплексом непосредственного подчинения.

Создание нового поколения авиационных двигателей - один из приоритетов ОДК. Корпорация ведет широкомасштабную работу по внедрению на предприятиях отрасли новейших технологий разработки и производства силовых установок. Первым успешным проектом такого рода стало создание авиационного двигателя ПД-14 для самолета МС-21 с возможностью в последующем создания на его основе целого семейства двигателей для российской гражданской авиации. Изделие создано в широкой кооперации предприятий ОДК, в том числе - ПК "Салют".

Сегодня ПК "Салют" АО "ОДК" - крупное двигателестроительное предприятие, которое занимается разработкой, изготовлением, сервисным обслуживанием и авторским надзором двигателей АЛ-31Ф и их модификаций для самолетов семейства "Су", а также двигателей АИ-222-25 для учебно-боевых Як-130. Другая важная роль "Салюта" в структуре "ОДК" связана с участием в широкой кооперации предприятий по изготовлению деталей и сборочных единиц вертолетных двигателей ВК-2500 и ТВ7-117В, двигателей РД-33МК для МиГ-29, ТВ7-117СТ/СМ для самолетов Ил-112В и Ил-114, а также двигателя ПД-14 для МС-21. На предприятии ведутся работы по освоению производства деталей и сборочных единиц новых вертолетных двигателей ВК-650В и ВК-1600В, а также перспективных двигателей для гражданской авиации ПД-8 и ПД-35. Из последних достижений предприятия по этой тематике - изготовление трех узлов для демонстратора перспективного турбовентиляторного двигателя ПД-8, составляющих узел приводов силового устройства. Впереди - сборка этих агрегатов для опытной партии ПД-8. В рамках программы роботизации процесса изготовления турбинных дисков авиадвигателей на ПК "Салют" в настоящее время формируется новый высокотехнологичный участок по изготовлению дисков с участием робота-манипулятора, который планируется запустить к 2023 году.

"ОДК" традиционно представляет на МАКС обширную объединенную экспозицию и проводит комплекс мероприятий, представляющих новейшие достижения отечественного двигателестроения и перспективные проекты. Программа "ОДК" на МАКС-2021 была исключительно насыщенной: двигатель ПД-14 в составе силовой установки самолета МС-21-310, двигатель ТВ7-117СТ-01 под крылом регионального Ил-114-300, проекты создания семейств двигателей ПД-8 и ПД-35, новых двигателей для вертолетов ВК-1600В и ВК-650В, гибридной силовой установки, а также двигателей для боевых самолетов, промышленных и морских установок. Яркая и насыщенная объединенная экспозиция предприятий ОДК была отмечена специальным призом конкурса "Золотые крылья МАКС-2021" в номинации "Лучший павильон". А участие в летной программе воздушных судов с двигателями "Салюта" стало украшением авиасалона.

Поздравляем сотрудников ПК "Салют" и "ОДК" в целом с памятной датой, напоминающей об интеграционных процессах, итогом которых сегодня стало создание крупнейшей высокотехнологичной корпорации, выпускающей авиационные, ракетные и индустриальные двигатели. Ожидаем новые разработки и серийную продукцию предприятий "ОДК" на МАКС-2023!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка