О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ВИАМ: 90 лет истории, свершений и побед

История знаменитой скульптуры "Рабочий и колхозница" авторов Б.М. Иофана и В.И. Мухиной разделяется на несколько этапов

История знаменитой скульптуры "Рабочий и колхозница" авторов Б.М. Иофана и В.И. Мухиной разделяется на несколько этапов.

В 1935 году СССР получил приглашение участвовать в Международной выставке в Париже "Искусство и техника в современной жизни", которая была запланирована на 1937 год. Архитектор Б.М. Иофан предложил выполнить советский павильон в виде устремленного вверх трамплина, увенчанного мощной скульптурной группой. По его замыслу скульптура должна была быть "…сделанной из легкого светлого металла, как бы летящей вперед, как незабываемая Луврская Ника - крылатая победа".

Идею Б.М. Иофана осуществила скульптор В.И. Мухина. После утверждения проекта в ноябре 1936 года в Центральном научно-исследовательском институте машиностроения ЦНИИМАШ (в то время специализировался на самолетостроении) началось изготовление скульптурной композиции, которым руководил профессор П.Н. Львов, автор ряда работ в области точечной сварки стали. Днем рождения "Рабочего и колхозницы" считается 18 марта 1937 года - в этот день правительственная комиссия приняла работу и дала ей высокую оценку. С этой оценкой согласился и И.В. Сталин, приехавший на завод поздним вечером. Ознакомившись со скульптурой, он также одобрил результат данной работы.

20 марта началась разборка скульптуры на блоки для транспортировки на выставку. В Париже скульптурную группу собрали в рекордный срок - за 11 дней, за два дня до открытия выставки. "Рабочий и колхозница" взметнулись над Парижем, надолго покорив зрителей своей динамикой, мужественной красотой и молодостью. Сын В.И. Мухиной (В.А. Замков) вспоминал: "…она сияла на солнце в небе Парижа; даже величественная вертикаль стоящей рядом Эйфелевой башни не могла остановить ее стремительный бег, нет, скорее полет в будущее". Фасаду советского павильона, обращенному к набережной, предстояло стать важным звеном парадной панорамы выставки. Напротив узкого торца павильона СССР был расположен павильон фашистской Германии, которая стремилась сделать свою экспозицию как можно выше и эффектней. Однако посетителей больше привлекала динамичная фигура двух молодых людей на советском павильоне.

После закрытия выставки уникальную скульптурную композицию демонтировали за 123 рубля 73 копейки случайные люди, она была сильно повреждена, поэтому в 1939 году ее пришлось делать почти заново. Ее поставили перед ВДНХ на 10-метровый постамент, где она и находилась до 2003 года. По причине сильной коррозии каркаса из низкоуглеродистой стали, на котором держалась оболочка скульптуры, и значительной коррозии оболочки из нержавеющей стали 1Х18Н10Т, развившейся за 70 лет экспозиции в атмосфере агрессивной промышленной зоны и разрушающей скульптуру, в 2003 году скульптуру "Рабочий и колхозница" разобрали на 40 блоков. По существу на тот момент скульптура представляла собой груду металлолома.

В этом состоянии она могла бы и закончить свое существование, если бы за ее реставрацию не взялся скульптор В.М. Церковников. Благодаря его неуемной энергии, неравнодушному отношению к уникальному символу нашей эпохи удалось возродить к жизни известную всему миру скульптурную композицию. Его обращение о содействии в различные зарубежные и отечественные научные организации не дало положительного результата. И только ВИАМ, понимая всю важность и сложность этой проблемы, взялся за решение поставленных задач.

За 90 лет существования ВИАМ стал одним из крупнейших в России научных центров, развивающим многочисленные направления материаловедения не только для авиации, но и для других отраслей промышленности и народного хозяйства. Поэтому нет ничего удивительного в том, что сотрудники института приняли самое активное участие в работах по оценке состояния скульптуры для определения возможности ее реставрации.

С апреля 2006 по декабрь 2007 года, с возобновлением работ в мае 2009 года, 25 специалистов института трудились над решением технических задач, связанных с реставрацией. В первую очередь необходимо было оценить техническое состояние скульптуры, чтобы дать заключение о возможности ее реставрации. Задача осложнялась необходимостью сохранения авторского воплощения.

Композиция "Рабочий и колхозница" - это уникальное произведение, охраняемое государством, поэтому методы исследования и все разработанные технологии, которые можно было применить, не должны были оказывать отрицательного влияния на оболочку скульптурной композиции. Был разработан неразрушающий метод спектрально-оптического контроля, электронная методика, позволившие создать базу данных по состоянию всех 40 блоков, включающих свыше 5000 фрагментов оболочки. Выборочно были проведены испытания механических свойств оболочки и сварных соединений. На основании результатов исследований было составлено заключение о техническом состоянии оболочки с указанием фрагментов, требующих замены при реставрации. Таких фрагментов оказалось около 10 % от общего количества. По результатам исследований, проведенных специалистами ВИАМ, было принято решение о возможности реставрации скульптуры. По рекомендациям ВИАМ была проведена промывка и очистка от загрязнений внешней и внутренней поверхности скульптуры. Продукты коррозии, а также трудноудаляемые загрязнения от многолетних промышленных выбросов были удалены с поверхности оболочки скульптуры с использованием оригинальной, запатентованной антикоррозионной пасты, изготовленной на специальном опытном производственном участке института. Помимо коррозионных проблем при реконструкции скульптурной композиции после ее длительной эксплуатации возникает множество технических вопросов, связанных с восприимчивостью тонкого листового материала к правке, выколотке, точечной сварке и т.п. Специалисты ВИАМ, имеющие богатый опыт эксплуатации высоколегированных нержавеющих сталей, разработали технологические рекомендации, в полной мере востребованные в ходе реставрации.

Силовой каркас скульптурной композиции "Рабочий и колхозница" изготовлен из углеродистой низколегированной стали и за 70 лет эксплуатации подвергся значительным коррозионным разрушениям. Учитывая, необходимость полной замены каркаса, специалисты ВИАМ предложили: в труднодоступных зонах, где невозможны периодические осмотры и ремонт (головы рабочего и колхозницы, руки, шарф), для изготовления каркаса и силового крепежа использовать нержавеющую сталь. Для крепления элементов каркаса ВИАМ разработал специальный силовой крепеж из высокопрочной нержавеющей стали 14Х17Н2, совместно с НИИСУ была выпущена необходимая техническая документация. В короткие сроки было получено 6,5 тонн стали, из которой на ММПО "Салют" изготовили 2530 болтов. Для изготовления силового каркаса скульптуры ВИАМ выпустил специальные технические условия, включающие комплекс рекомендаций по выбору материалов для верхней и вспомогательной частей каркаса, технологии сварки и контроля сварных соединений, технологии изготовления силовых профилей, технологии защиты от коррозии каркаса и мест соединений. В процессе изготовления элементов и монтажа блоков скульптуры ВИАМ осуществлял технологическое сопровождение с решением комплекса задач, возникающих во время ее сборки.

Для возрождения скульптурной композиции "Рабочий и колхозница" специалисты ВИАМ работали в тесном творческом содружестве с руководителем авторского коллектива, заслуженным скульптором РФ В.М. Церковниковым, сотрудниками организации "Моспроектреставрация", с руководителем отвечающей за реставрацию организации А.М. Карпенко и многими другими участниками проекта.

ВИАМ гарантировал в плане защиты от коррозии 100 лет надежной эксплуатации этого монумента....
Авторские права на данный материал принадлежат «ВИАМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка