Известия
4 апреля 2022, 17:13
Рейс в кейс: авиакомпании перейдут на российскую систему бронирования
Российские авиакомпании готовятся перейти на российскую систему бронирования билетов Leonardo
Тест дан
Российские авиакомпании готовятся перейти на отечественную систему бронирования авиабилетов Leonardo, разработанную "Сирена-Трэвел" (аффилирована с госкорпорацией "Ростех"). В "Аэрофлоте" и "Победе" уже начаты необходимые закупочные процедуры, сказал источник, близкий к группе. "Россия" партнерствует с "Сиреной" уже несколько лет и хранит в их системе свои чартерные рейсы.
- Исходя из текущей ситуации в отрасли с группой "Аэрофлот", определены сроки перехода - в текущем году. При этом ряд функций, связанных с вхождением компаний в международные альянсы, сейчас утратил свое коммерческое значение из-за практически полного отсутствия международных рейсов, что позволит отложить работу по этому функционалу на поздние сроки, если такая необходимость возникнет, - сообщил один из собеседников "Известий".
С другими российскими авиакомпаниями также идет предконтрактная работа, добавил он.
В пресс-службе "Ростеха" сообщили, что компания "РТ-Транском" (структура госкорпорации) будет участвовать во всех открытых тендерах и процедурах перевозчиков. "РТ-Транском" создана специально для эксплуатации на территории РФ единой системы взаиморасчетов, формирования в стране защищенного дата-центра и переноса данных ведущих российских авиакомпаний с импортного на отечественное ПО, об этом уже писали "Известия".
В пресс-службе "Аэрофлота" отказались от комментариев, в "Победе" и S7 их не предоставили к моменту публикации.
Представитель "Уральских авиалиний" подтвердил, что компания приняла решение перейти на систему Leonardo (сейчас использует испанскую Amadeus).
- Но договор пока не подписан, находимся в процессе согласования, - сообщила представитель перевозчика Вера Гасникова. - Переход будет осуществлен в сроки, утвержденные постановлением правительства № 955, то есть до 30 октября 2022 года.
В пресс-службе Amadeus сообщили "Известиям", что продолжают работать с российскими клиентами "при условии, что это соответствует действующим правилам, включая санкции". "Известия" также направили запрос в пресс-службу Sabre.
Справка "Известий"
Бронирование авиакомпаний состоит из инвенторных систем (баз данных и серверов) и глобальных дистрибутивных систем (GDS). Инвентарная система - ключевой IT-продукт для реализации авиабилетов. Крупнейшие компании сейчас пользуются иностранными системами: "Аэрофлот" и "Россия" - американской Sabre, "Победа" - Navitaire, "Уральские авиалинии" и S7 Airlines - испанской Amadeus (ей принадлежит Navitaire). К российской Leonardo подключено более 50 авиакомпаний, но ее инвентарной системой пользуется только Utair. В России есть и вторая система бронирования - ТАИС или ОРС (ею пользуется "Азимут").
Медленное зажигание
Правительство обязало авиакомпании еще в 2019 году локализовать в России системы бронирования, выпустив постановление № 955. Иностранные провайдеры тогда начали активно искать решения для локализации своих продуктов. В 2019 году Sabre учредила для этого совместное предприятие с российской "Интегро текнолоджиз", но о его деятельности ничего не известно. В прошлом году бывший гендиректор "Аэрофлота" Михаил Полубояринов сообщал, что локализовать систему планируется до октября того же года. Но этого так и не произошло, официальных объяснений не было.
Amadeus хотела локализовать свои IT-продукты в партнерстве с российским оператором связи МТС, используя его облачные решения, рассказывала "Ведомостям" в мае 2021 года директор по работе с авиакомпаниями России и СНГ Светлана Малюк. По данным источника в компании, этот проект пока приостановлен на фоне санкций.
3 марта в ответ на спецоперацию России на Украине Sabre объявила о расторжении дистрибьюторского соглашения с "Аэрофлотом" и удалила данные о его рейсах из своей GDS. Но это не затронуло инвенторную систему, провайдером которой также является Sabre - ее отключение означало бы полную остановку полетов. В инвенторной системе хранятся данные о рейсах, тарифах и провозных емкостях, туда же и обращаются дистрибутивные системы при бронировании билетов пассажирами и агентами.
Тогда же, в марте, "РТ-Транском" разработала и протестировала резервную систему бронирования (на базе Leonardo), сообщил источник в "Ростехе". Он уточнил, что резерв обладает таким же функционалом, как и ее базовая версия, а статус резервной подразумевает, что переход на нее возможен в экстренном режиме и не на коммерческой основе, если это потребуется в моменте для обеспечения стабильной работы отрасли.
В "Ростехе" подтвердили проведение тестов в марте.
- Конкретных участников тестирования называть преждевременно. В настоящий момент (в Leonardo) загружены расписания и тарифы, резерв готов к режиму экстренного перехода в сжатые сроки (до 24 часов), - сообщили в пресс-службе корпорации.
Там добавили, что при таком переходе возможна временная потеря ряда второстепенных функций - частично. Например, обмены и возвраты билетов из числа уже проданных в зарубежных системах могут временно производится в ручном режиме силами персонала авиакомпаний. При этом все сервисы по продаже, электронной коммерции, обслуживанию и регистрации пассажиров в аэропортах будут бесшовно работать в резервной системе, отметили в госкорпорации. Такой подход - стандартная практика при смене хоста авиакомпании, сказали там.
В "Уральских авиалиниях" сообщили, что тест был проведен на рейсах "Аэрофлота".
Возможны сбои
Для потенциального перехода в новую инвенторную систему сейчас, возможно, самый правильный момент: международных рейсов мало, код-шеринговых рейсов, в частности с партнерами по альянсу SkyTeam (в него входит "Аэрофлот"), практически нет, говорит независимый авиаэксперт, бывший вице-президент SITA в РФ Дмитрий Краснов. Кроме того, в действующих системах на данный момент заведено намного меньше пассажирских бронирований, чем обычно, что упрощает процесс миграции с технической стороны, уточнил эксперт. Но подобного рода переходы всегда могут сопровождаться различными сбоями.
- В прежней практике были прецеденты со сбоями в системах продаж, проблемы при регистрации пассажиров или правильного расчета тарифов. "Аэрофлот", например, хранит данные о тарифах в американской системе ATPCO, - заметил эксперт.
С другой стороны, у перевозчиков сейчас и так множество проблем из-за отключения иностранных провайдеров IT-продуктов на фоне санкций, продолжил Дмитрий Краснов. Не работает множество привычных систем: например, оперативная связь "борт-земля" ACARS, которая в автоматическом режиме передает данные с борта на наземную станцию и обратно, существуют проблемы с созданием полетных планов.
Но основные сложности в случае замены инвенторной системы возникнут, когда "Аэрофлот" и другие перевозчики будут возвращаться на международные рынки и им потребуется полноценная работа с интерлайнами (совместными рейсами), с альянсами. Но насколько это будет актуально для российской авиации в ближайшие годы, неизвестно, заключил эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 25, 2024
Первый полёт полностью импортозамещённого МС-21 состоится до конца ноября
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 26, 2024
В Московском аэропорту Домодедово обновили разметку на ВПП
Апрель 26, 2024
Объявлены победители корпоративного чемпионата ОАК по профессиональному мастерству