О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

25 лет на крыльях Ямала!

7 апреля 2022 года авиакомпания "Ямал" отмечает юбилейные 25 лет

7 апреля 2022 года авиакомпания "Ямал" отмечает юбилейные 25 лет. Казалось бы, оглядываясь на глобальную историю России, понимаешь, что 25 лет - это небольшой отрезок и на первый взгляд эпизодический. Но если углубиться в его суть, мы увидим невероятный скачок исторического развития как нашего родного северного края, так и России по экономическим, промышленным, геополитическим показателям.

Авиакомпания "Ямал" стала воздушным мостом между "большой землей" и Крайним Севером с его необъятными пространствами и богатствами, с его особенным культурным и историческим наследием, с его удивительными, стойкими и сильными людьми. Все это время "Ямал" вместе с жителями округа продолжал путь первооткрывателей Севера, которые осваивали территории на благо страны.

Пионеры арктического неба

Освоение заполярного неба началось задолго до образования авиакомпании "Ямал". В феврале 1931 года трехмоторный десятиместный Ант-9 (в те времена новейшая разработка конструкторского бюро Туполева), управляемый известным летчиком-испытателем Иваном Михеевым, совершил перелет по маршруту Обдорск - Москва - Обдорск (современный Салехард). На борту везли ценный груз - ямальскую пушнину. Это был первый рейс, который доказал возможность воздушного сообщения "большой земли" с Крайним Севером. Успех и начало длинного пути освоения нетронутых богатств земли вечной мерзлоты. Время проявления чудес находчивости и упорства в становлении арктической авиации. И несмотря на появление новой техники, на активное освоение воздушного пространства между городами и факториями, на то, что возможность перелетов постепенно становилась повседневной и неотъемлемой частью северной жизни, арктическая авиация оставалась нелегким делом. Но делом нужным, а значит - нет преград, есть задачи, упорство, профессионализм и дух победителей, которым обладали ветераны зарождавшегося "Ямала".

Рождение "Ямала"

В течение последующих десятилетий в небе над Ямало-Ненецким автономным округом трудились самые разнообразные машины. В 1954 году в Салехарде базировалась эскадрилья легендарных "кукурузников" Ан-2. В 1964 году на регулярном сообщении между Салехардом и Тюменью работал Ан-24, в народе его ласково называли "Настенька". Первый Як-40 поступил на службу весной 1972 года, в мае на нем выполнен первый рейс из Салехарда в Тюмень. В 1974 году открыли рейс Салехард - Москва, его выполняли с двумя посадками, а продолжительность полета составляла около восьми часов.

Уже в 80-х годах перевозка грузов и доставка оленины и рыбы с факторий осуществлялись на вместительных Ан-26. В тот же период ямальские авиаторы стали осваивать вертолет Ми-6 - самый грузоподъемный и оснащенный передовой по тем временам техникой.

17 марта 1997 года по инициативе руководства Ямало-Ненецкого автономного округа Постановлением Губернатора ЯНАО было создано ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал". А уже 7 апреля 1997 года ОАО "АТК "Ямал" выдано Свидетельство о государственной регистрации предприятия. В этом же году авиакомпания получила Сертификат эксплуатанта, который дал право на выполнение пассажирских и грузовых авиаперевозок. Так началась история авиакомпании "Ямал".

При поддержке администрации округа постепенно обновляется самолетно-вертолетный парк, в том числе за счет техники, разработанной специально для Крайнего Севера. Вместо ранее эксплуатируемых самолетов Ан-2 на службу встали многофункциональные Ан-74. Важным шагом к созданию собственного авиационного парка стало приобретение вертолетов Ми-8 и самолетов ЯК-40. В это же время в Салехарде губернатором ЯНАО Юрием Нееловым была открыта отстроенная с нуля взлетно-посадочная полоса, на которую впервые приземлился новый борт Ту-134 авиакомпании "Ямал". Ознаменовался новый период в небе Ямала, современные самолеты в разы повысили качество жизни, сокращение времени перелета значительно улучшило комфорт для пассажиров, важным фактором была и скорость доставки скоропортящихся грузов для северян.

В целом, 1997 год был для коллектива авиакомпании трудоемким. Проведена большая производственная работа: выполнено около 800 полетов по рейсовому расписанию на Як-40, около 400 - на Ми-8, внерейсовых вылетов на Ми-8 было более 2000 - большей частью санитарные вызовы, полеты в далекие стойбища оленеводов, на месторождения. А еще перевезено около 30 тысяч пассажиров и около 100 тонн различных грузов.

На крыльях Арктики

Появление собственной авиакомпании много значило для округа. С каждым годом возрастал интерес к арктической зоне Ямала как важнейшему и перспективному региону России. Социальная значимость также сказалась на развитии заполярной авиации - большую роль играет возможность передвижения между населенными пунктами, доставка продуктов и лекарств в труднодоступные места возможна только самолетами и вертолетами. Воздушные маршруты, проложенные "Ямалом", связали друг с другом и с внешним миром практически все населенные пункты полуострова: города, поселки, фактории, месторождения.

Выполнение регулярных рейсов из Салехарда в Тюмень и Москву сегодня по-прежнему остаются для авиакомпании стратегическим направлением. А в самом начале пути это были одни из первых и самых важных маршрутов для связи округа со столицей России и городом основного нефтепромышленного кластера. Поэтому уже в начале 2000-х годов авиакомпания открывает свои первые представительства в Москве и Тюмени. Тюмень же в силу своей географической особенности стала для самолетов "Ямала" вторым домом. Первый, конечно, всегда был и остается в Салехарде, родном городе авиакомпании. Но в арктических условиях жить самолетам нельзя, это скажет любой специалист. Поэтому в начале XXI века в Тюмени была организована станция по обслуживанию воздушных судов. Опытные профессионалы инженерно-авиационной службы и летного состава по праву могут считаться визитной карточкой "Ямала". Сегодня полным ходом идет строительство нового ангарного комплекса для технического обслуживания самолетов площадью более 18,5 тысяч квадратных метров, который также будет решать и другие задачи авиакомпании.

Планы у "Ямала" всегда были масштабными, в нулевых авиакомпания, которой едва исполнилось 3 года, уже получила лицензию на право выполнения международных перевозок. Первые заграничные регулярные рейсы выполнялись на Ту-134. С промежуточной посадкой в Белгороде северяне летали в отпуск по маршруту Салехард - Ларнака (Кипр).

С первых дней существования перед авиакомпанией, прежде всего, стояла задача развития региональной маршрутной сети. На территории округа стали появляться собственные заправочные пункты, сеть регулярных рейсов связала множество поселений с опорными районными центрами. "Ямал" открыл филиалы в Тарко-Сале, Тюмени, Москве.

Руководство авиакомпании при поддержке правительства ЯНАО приложило колоссальные усилия для создания успешного регионального авиаперевозчика. Результат трудов оценили на уровне страны, в 2001 году жюри премии "Крылья России", самой престижной награды отечественной авиационной отрасли, признало ее авиакомпанией года в номинациях "Участник обслуживания отраслей экономики России" и "Пассажирский перевозчик на внутренних воздушных линиях России в группе - III". В последующие два десятилетия "Ямал" неоднократно становился дипломантом или авиакомпанией года в различных номинациях "Крыльев России", на деле подкрепляя свой неофициальный девиз быть "всегда на высоте".

Вплоть до 2010 года в "Ямале" внедрялись знаковые проекты. Так, был создан сертифицированный учебный центр "Молодые крылья Ямала", открыт цех бортового питания, базировавшийся в Тюмени, впервые вводятся в эксплуатацию самолеты типа Boeing 737-500 и Boeing 737-400. 2008 год стал годом "цифровизации": на официальном сайте www.yamal.aero появилась возможность оформлять билеты в электронном виде, что значительно упростило процесс продаж. В этом же году была запущена чартерная программа с вылетами из международного аэропорта Домодедово в города Пловдив (Болгария), Бургас (Болгария), Пардубице (Чехия), Женева (Швейцария), Зальцбург (Австрия).

В новом десятилетии авиакомпания взяла курс на обновление парка воздушных судов. В 2011 году в лизинг получены самолеты моделей Airbus A320 и Bombardier CRJ200. Подготовка пилотов на данные типы осуществлялась в ведущих мировых учебных центрах. В 2013 году авиакомпания Ямал прошла сертификацию Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), подтвердив соответствие стандартам эксплуатационной безопасности IOSA, что является одним из лучших доказательств безопасности, надежности и качества операционной деятельности компании.

2016 год ознаменовался историческим событием, благодаря ответственной инициативе руководства ЯНАО, авиакомпания стала одной из первых в России, которая начала оснащать авиапарк современными российскими лайнерами Sukhoi SuperJet-100. 29 марта борт выполнил свой первый рейс по маршруту Москва - Салехард. Кроме того, SSJ-100 "Ямала" был представлен на международной аэрокосмической выставке МАКС, где стал одним из самых красочных экспонатов статической экспозиции. Вскоре SSJ-100 в фирменной ливрее с белым медведем появился и на авиасалоне BIAS-2018, тогда на борт самолета поднялся король Бахрейна. С новыми машинами региональная авиация обрела и новый импульс к развитию, возросла роль перевозок "регион-регион", без пересадки в Москве.

25 лет на высоте

Простых полетов не бывает, особенно если это Крайний Север. Есть и другая сторона медали, как в прошлом, так и сейчас наш край с суровым климатом немыслим без неба, без воздушных дорог и его железных пегасов. При этом безусловную поддержку флагману ямальской авиации оказывает руководство ЯНАО, уверенными решениями обеспечивая гарантии для дальнейшего развития авиакомпании.

Вот уже четверть века, выполняя свою особенную работу, пилоты "Ямала" каждый день преодолевают расстояние равное протяженности всей Европы, а иногда и больше. Но за все эти годы становления и развития, выполнения планов и новых проектов, наращивания объемов авиаперевозок и расширения географии полетов остается неизменный приоритет - безопасность пассажиров и колоссальная ответственность за общее дело каждого работника, за какой бы участок работы он ни отвечал.

Стоит ли говорить, что прошло всего 25 лет, а "Ямал" уже вошел в историю округа и российской авиации как один из сильнейших локальных брендов и один из крупнейших авиаперевозчиков Западно-Сибирского региона России. Этот статус он сохраняет и сегодня, продолжая традиции, заложенные ветеранами авиакомпании, которые в любую погоду и вопреки всему, летая под северными звездопадами, дарили людям радость и надежду....
Авторские права на данный материал принадлежат «АК "Ямал"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка