О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Рыцарь неба": как генерал-майор ВВС Суламбек Осканов вписал свое имя в историю России

30 лет назад в России была вручена первая высшая награда государства. Звания Героя России был удостоен разбившийся под Липецком генерал-майор Суламбек Осканов

30 лет назад в России была вручена первая высшая награда государства. Звания Героя России был удостоен разбившийся под Липецком генерал-майор Суламбек Осканов. 7 февраля 1992 года он увел плохо управляемый истребитель МиГ-29 от домов, предотвратив ценой своей жизни гибель многих людей. Сегодня имя отважного летчика присвоено аэропорту Магаса и двум самолетам, в его честь названы улицы Ингушетии. Современники характеризуют генерала Осканова как скромного, энергичного и преданного летной профессии человека.

11 апреля 1992 года президент РФ Борис Ельцин указом №384 посмертно присвоил звание Героя России начальнику Липецкого центра боевой подготовки и переучивания летного состава генерал-майору авиации Суламбеку Осканову.

"За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, присвоить звание Героя Российской Федерации генерал-майору авиации Осканову Суламбеку Сусаркуловичу (посмертно)", - говорится в тексте документа.

Погибший уроженец Ингушетии стал первым Героем Российской Федерации. Высшее звание и государственная награда РФ были учреждены 20 марта 1992 года. О присвоении Осканову звания Героя России тогда ходатайствовал бывший боевой летчик Александр Руцкой, занимавший на тот момент должность вице-президента РФ.

"Подвиг не имеет национальности, он настоящий Герой России! Я готовил проект указа о присвоении Суламбеку Осканову звания Героя России, и Борис Ельцин его подписал без всяких колебаний", - сказал Руцкой в 2012 году во время памятного митинга в поселении Плиево, где родился и был похоронен Осканов.

Свой жертвенный подвиг генерал-майор совершил 7 февраля 1992 года. В этот день он выполнял тренировочный ночной полет на истребителе МиГ-29 над Липецкой областью.

При заходе на учебную воздушную цель на самолете произошел отказ системы управления, что привело к скольжению истребителя и его последующему вращению. Также известно, что на машине Осканова перестал работать авиагоризонт - прибор, отвечавший за определение углов наклона летательного аппарата.

Как отмечают в Минобороны РФ, действия генерал-майора по предотвращению катастрофы были затруднены сложными условиями полета и значительной боковой перегрузкой. Летчик потерял пространственную ориентировку, но все-таки смог увести истребитель от жилых построек - в последнее мгновение Осканов сделал отворот падавшей машины на 90 градусов.

"Самолет вышел из облаков над станцией Хворостянка на высоте 400 м. В последние мгновения Осканов сумел увести его от населенного пункта. В 3 км от станции, возле деревни Козельки, самолет врезался в землю", - говорится в материалах военного ведомства.

Кроме того, своим подвигом Осканов предотвратил гибель других пилотов МиГ-29 - после трагедии российские конструкторы выявили брак в одном из узлов системы управления этим истребителем. Выявленный дефект был успешно устранен, и подобные аварии в отечественной авиации больше не повторялись.

Скромный и целеустремленный

Суламбек Осканов родился 8 января 1943 года в многодетной ингушской семье. После окончания средней школы он работал слесарем-монтажником. С 1962 года проходил срочную службу в Советской армии.

В 1966 году будущий Герой России окончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков, спустя восемь лет - Военно-политическую академию им. В.И. Ленина (1974). Незадолго до гибели, в 1991 году, Осканов завершил прохождение курсов Военной академии Генштаба ВС СССР.

За время службы Осканов освоил десять типов боевых машин и получил звание мастера спорта СССР по высшему пилотажу на реактивных самолетах. Его общий налет превышал 3 тыс. часов. В 1987 году Осканов начал службу в Липецком авиацентре, а через год возглавил его.

За время своей профессиональной деятельности летчик был награжден орденами Красной Звезды и "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени.

В память о подвиге Осканова были открыты мемориалы на месте падения его самолета вблизи деревни Козельки, в Липецке и в Магасе. Имя отважного летчика носит школа в Плиеве, аэропорт в столице Ингушетии, а также улицы в этой северокавказской республике.

В 2012 году одному из МиГ-29 Липецкого авиацентра было присвоено имя Суламбека Осканова. Эта машина под номером 29 выполняла демонстрационные полеты в составе авиационной группы высшего пилотажа "Соколы России". После капитального ремонта истребитель вошел в авиапарк российской авиабазы Эребуни в Армении. В 2018 году имя первого Героя России получил один из самолетов компании "ЮТэйр".

Люди, знавшие Осканова, и жители Ингушетии называют летчика "рыцарем неба". Жизненному и профессиональному пути первого Героя России посвящена книга его друга, кандидата исторических наук Висан-Гирея Танкиева "Миг генерала Осканова".

Танкиев характеризует погибшего товарища как скромного, целеустремленного, обаятельного и щедрого человека. Выступая перед людьми, летчик старался был лаконичным, четко и доходчиво излагал свои мысли.

Также Осканов запомнился своей активной гражданской позицией. Офицер лично встречался с Джохаром Дудаевым и с большой настороженностью воспринял его сепаратистские устремления, которые обернулись для Чечни и остальной России двумя кровопролитными вооруженными конфликтами.

С тревогой Осканов относился и к брожениям на территории его малой родины: после распада СССР Ингушетию захлестнули протестные митинги, появились новые лица, пытавшиеся установить власть в республике.

Незадолго до гибели Осканов вместе с Танкиевым провел несколько встреч с жителями и представителями общественности Назрани, станицы Орджоникидзевская и других населенных пунктов Ингушетии. Генерал-майор призывал людей оставить политические распри и не ввязываться в какие-либо провокационные движения.

Танкиев вспоминает эпизод, когда на встрече в Орджоникидзевской одна из женщин обвинила его и Осканова в том, что они якобы пытаются воспользоваться напряженной ситуацией в Ингушетии и занять высокопоставленные должности. По воспоминаниям историка, летчика очень задели эти слова.

"Нам не нужны никакие кресла и должности! Нас вполне устраивает наше положение и работа, которую мы выполняем. А что касается нашего приезда, то мы, как и все истинные патриоты своего народа, в эти трудные дни искренне хотим хоть чем-то помочь ему", - сказал покрасневший от обиды Осканов.

После поездки по Ингушетии генерал-майор вернулся на службу в Липецк. Рассуждая о том, почему 7 февраля 1992 года летчик не катапультировался, Танкиев пришел к выводу, что его товарищ пытался сохранить жизнь мирных людей.

"Выполнил свой долг"

Еще с Качинского училища Суламбека Сусаркуловича называли "Сергей Сергеичем".

"Ни один человек не верил, что он ингуш. Они все его считали русским... Он и по-ингушски чисто говорил, а по-русски у него не было никакого акцента", - рассказал ранее журналистам телеканала "Россия 1" Салман Осканов, брат Героя России.

Летчики, знавшие Осканова, вспоминают его порядочность, неуемную внутреннюю энергию и верность профессии: начальник Липецкого авиацентра добровольно продолжал подниматься в небо, будучи обладателем генеральских погон.

По словам заслуженного военного летчика РФ, кандидата технических наук генерал-майора Владимира Попова, будущий Герой РФ был известной личностью в рядах Военно-воздушных сил и 7 февраля 1992 года в небе над Липецкой областью проявил свои лучшие качества.

"Нужно иметь большое мужество, чтобы при сложной аварийной ситуации сохранить самообладание. Принять такое тяжелое решение (не катапультироваться сразу) - поступок мужественный, присущий настоящему герою. Я думаю, что он действовал сознательно, бесстрашно боролся до последнего момента", - отметил Попов в беседе с RT.

Первоочередной задачей Осканова было спасение жизней мирных жителей, добавил Попов. Также, как полагает летчик, генерал-майор рассчитывал дотянуть до аэродрома, но технические неполадки оказались слишком серьезными.

"Наши летчики так воспитаны, что всегда стараются спасти людей и посадить машину. Эти принципы усваиваются с первых курсов училища. Однако даже опытный летчик не способен предусмотреть все нюансы и успеть катапультироваться, когда машина обречена. Самолет - это сложнейшая система, а время на принятие решения - это порой секунды. Осканов выполнил свой долг, совершил подвиг, достойный высокого звания Героя России", - уверен Попов.

В комментарии RT авиационный эксперт, обозреватель журнала "Арсенал Отечества" Дмитрий Дрозденко заявил, что имя Осканова - часть пантеона России, состоящего из имен таких летчиков, как Николай Гастелло, Виктор Талалихин, Борис Сафонов, Борис Капустин, Юрий Янов, и других офицеров ВВС, которые пожертвовали собой ради спасения других.

"Мужество наших летчиков - это наше национальное достояние. Особенность отечественной летной школы в том, что она воспитывает в офицерах ВВС чувство особой ответственности, высокие волевые и нравственные качества. Наши летчики предпочитают бороться до конца. Так, я думаю, и поступил Суламбек Осканов", - подчеркнул Дрозденко....
Авторские права на данный материал принадлежат «РТ на русском». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка