Репортер
12 апреля 2022, 15:13
Россия может стать новым мировым центром гражданского авиастроения
Но можно ли в будущем развернуть ситуацию с зависимостью от импорта в обратную сторону?
Строго говоря, схема с крупноузловой "отверточной" сборкой зарубежной техники является одним из эффективных инструментов так называемой мягкой силы. Машинокомплекты или комплектующие для самолетов производятся на иностранных предприятиях, обеспечивая им рабочие места и рост ВВП. Страна, где осуществляется сборка с минимальной степенью локализации, де-факто превращается в экономическую колонию Запада. Поди потом вякни, если ее "промышленность" в любой момент можно остановить, прекратив поставки материалов и комплектующих. Россия вот вякнула, и только благодаря наличию советского наследия, что еще сохранилось, мы сейчас не останемся совсем без самолетов. Пригодились "калоши"!
Но мы задались вопросом - а можно ли сделать так, чтобы это от нас в техническом плане зависели другие и это Москва по своему желанию могла перекрыть поставки комплектующих "недружественным странам", оказывая влияние на их политику? Давайте попробуем смоделировать эту ситуацию в авиастроении, раз уж говорим о нем.
СП с Ираном?
Не все знают, но в 2007-2008 годах Исламская Республика Иран собиралась не только купить партию самолетов Ту-214 и Ту-334, но и на полном серьезе была заинтересована в приобретении лицензии на их производство у себя. Понравились почему-то иранцам наши "советские калоши", и они хотели наладить их крупноузловую сборку с последующей постепенной локализацией.
В рамках данного контракта в Ульяновске была разработана максимально продвинутая версия лайнера Ту-204СМ с модернизированным двигателем ПС-90А2. Стоимость лицензии на его производство оценивалась тогда в 3 миллиарда долларов, по поводу Ту-334 информации найти пока не удалось. Приличные деньги за "советское старье", которое по факту оказалось не таким уж и ни на что не годным старьем.
Ту-204СМ даже сегодня является вполне конкурентоспособным и с продукцией Boeing и Airbus, и с российским новоделом МС-21. Это обеспечивается во многом благодаря его двигателю ПС-90А2, который стал мощнее (тяга на форсаже до 18 000 кгс против 14 000 у ПД-14), легче, экономичнее и надежнее своего предшественника ПС-90А. Сделка с иранцами сорвалась из-за давления США, поскольку при разработке ПС-90А2 были использованы американские технологии. Однако пермяки решили эту проблему, выкупив права на интеллектуальную собственность и осуществив замену компонентов на отечественные. Так появился прекрасный авиадвигатель ПД-90А3, на 100% российский, имеющий все сертификаты, но в серию он почему-то так и не пошел.
Возникает вопрос: а почему бы в новых геополитических реалиях не вернуться к той сделке с Тегераном? Мнение Дяди Сэма по этому поводу в Москве уже никого не волнует. Что это может дать нашей стране?
Во-первых, 3 миллиарда долларов, а сейчас, возможно, и того больше, будут не лишними, плюс контракт на Ту-334.
Во-вторых, у нас тут некоторые личности опасаются, что мы можем увлечься "старьем" и позабыть про новоделы в лице МС-21 и "Суперджета". Бояться не надо. Никуда МС-21 не денется, будущее за ним, но он вполне может ужиться с советскими лайнерами следующим образом. Так, в Казани до 2030 года будет собрано 70 среднемагистральных Ту-214. А вот "Авиастар-СП" вполне могло бы продать лицензию на Ту-204СМ Ирану и наладить производство комплектующих для него. Допустим, степень локализации должна составить 50%, а остальные 50%, включая силовую установку, будут производиться в России. Под данный проект можно будет наконец запустить в серию прекрасный двигатель ПС-90А3, который пойдет как на Ту-204СМ/Ту-214, так и на Ил-96-400 (в четырехдвигательной версии до появления ПД-35).
В-третьих, Россия таким образом углубит экономическое сотрудничество с Исламской Республикой, и Москва получит рычаг давления на Тегеран, укрепив свое влияние на Ближнем Востоке.
Аналогичным образом можно поступить и с ближнемагистральным Ту-334. В свое время от этого перспективного самолета у нас отказались, и под давлением "сислибов" ставка была сделана на "Суперджет-100". Сейчас мы видим, к чему привела зависимость от импортных комплектующих. Проблему с украинскими двигателями можно будет вскоре решить за счет перспективного ПД-8. Продав лицензию на Ту-334 Ирану, Россия сможет не только заработать на сделке, но и возродить производство комплектующих, сбывая их в Исламскую Республику.
Кто знает, может быть, в дальнейшем и нам самим эта "калоша" сможет пригодиться.
СП с Китаем?
Также есть возможность поставить в серьезную зависимость от себя и Поднебесную. Это можно сделать в рамках совместного проекта широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера CR929. Как мы подробно рассказывали ранее, американцы и британцы, скорее всего, откажутся поставлять свои двигатели для производства этого самолета. Собственной сверхмощной силовой установки у китайцев нет и непонятно, когда появится.
Наработки по мощному авиадвигателю ПД-35 есть у России, которая сможет пустить его в серию до конца десятилетия. Судя по имеющейся в прессе информации, в Пекине очень заинтересованы в том, чтобы локализовать производство ПД-35 в КНР. Естественно, делать этого нельзя ни в коем случае! Россия должна участвовать в проекте, поставляя в Китай композитные крылья и силовые установки.
Итак, что мы видим. Есть как минимум два перспективных авиастроительных проекта, в которых без нашей страны никак не обойтись. Запустив их, можно будет многие годы зарабатывать, загрузив заказами на комплектующие отечественные предприятия. После запуска в серию МС-21 Ту-214 пойдут на нужды военных, о чем мы также подробно рассказывали ранее.
Что до авиадвигателей, то очевидно, что существующих мощностей в Перми для этого не хватит. Нужны будут сотни ПД-8 для "Суперджетов", Ту-334, Бе-200, сотни ПД-14 для МС-21, сотни ПД-90А3 для Ту-204СМ и Ту-214, свыше двух тысяч ПД-35 для CR929 и нашего двухдвигательного Ил-96-400 (после его ремоторизации). Это значит, что придется создавать новые строительные предприятия, где будут массово выпускать авиадвигатели. Вероятно, имеет смысл сделать это в формате СП с Ираном и Китаем. Естественно, на территории России!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Репортер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 18, 2024
Аэрофлот за первый квартал увеличил перевозки между Москвой и Санкт-Петербургом/Калининградом/Нижним Новгородом
Апрель 17, 2024
Аэрофлот проведет специальные акции в день юбилея программы "Аэрофлот Бонус"
Апрель 17, 2024
Для экстенсивного развития предпосылок у нас уже не осталось
Апрель 18, 2024
В аэропорту Внуково прошло заседание Дирекции по строительству и эксплуатации объектов Росграницы