О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

J-35: чертик из табакерки или клон из ксерокса?

Действительно, многие американские (и не только) военные специалисты обеспокоены тем, что происходит сегодня в Китае. Учитывая, что в КНР с охраной военной тайны полный порядок, то американцам приходится многое домысливать

Действительно, многие американские (и не только) военные специалисты обеспокоены тем, что происходит сегодня в Китае. Учитывая, что в КНР с охраной военной тайны полный порядок, то американцам приходится многое домысливать. Это они умеют, и наблюдать за происходящим и познавательно, и забавно одновременно.

Одним из беспокоящих факторов в США сегодня является истребитель пятого поколения J-35.

С самолетом настолько все непросто, даже фотографии самолета не так просто найти, их в основном подменяют фото другого самолета, J-31, вокруг которого тоже наверчено больше слухов, чем правды.

Реально же стоит вспомнить скандалище 2016 года, когда в США был арестован, осужден и отправлен за решетку гражданин США китайского происхождения за шпионаж. Благодаря информации, добытой этим товарищем, вроде бы китайские хакеры смогли преодолеть защиту серверов компании "Локхид Мартин" и украсть огромный массив информации.

Потому, считают в США, J-31 так схож с F-35.

Единственное отличие - два двигателя у китайского самолета против одного у американского. А в остальном на ум сразу приходит известное изречение насчет копировальных аппаратов Китая.

Но основная задача - сделать китайский истребитель J-31 может, менее совершенным, зато более массовым и дешевым, чем американский аналог. Это позволит Китаю насытить свои ВВС современной техникой и продать самолет тем странам, которым F-35 не по карману или тем, кому США не продадут по политическим соображениям. Достаточно и первых, и вторых.

Американцы не считают, что копирование китайцами их технологий есть ключ к успеху. Вроде как, китайские специалисты не всегда понимают, как все должно работать. Однако, воспринимают новые китайские самолеты всерьез. Даже была нарисована схема эшелонирования работы ВВС НОАК, где для завоевания превосходства в воздухе будет использован J-11, прекрасная копия советского Су-27, а "полировать" будет J-20, который своими дальнобойными ракетами может уничтожать слабые звенья в лице воздушных танкеров и самолетов ДРЛО.

А что J-31 и J-35? Там все очень непонятно. Точнее, с J-31 все более или менее ясно, а вот J-35, который время от времени мелькал в поле зрения (2014 и 2018 годы) оставался этакой загадкой.

И вот в этом году J-35 снова привлек внимание. Более того, было объявлено, что это значительно улучшенная версия самолета. Так сказать - "работа над ошибками".

В США все забегали, потому что стало совершенно непонятно, что и откуда взялось. Китайцы сделали лица блинчиками и сказали, что все время пандемии работали, не покладая рук, и вот вам результат.

У американцев это вызвало, мягко говоря, шок. Получается, пока весь мир валялся в объятиях пандемии, в Китае не просто работали, а даже нарушили определенный баланс.

Если посмотреть на реакцию НАТО, так КНР нарушила все, что только можно. Список "преступлений" велик: тут и полеты бомбардировщиков и истребителей к Тайваню (или Китайской Республике, кому как удобнее), строительство искусственных островов в Южно-Китайском море, разговоры о воссоединении КР и КНР.

Ну и последняя точка - постройка нового истребителя пятого поколения, да еще и с возможностью базирования на авианосце.

А также несомненное сходство двух самолетов - американского и китайского.

О том, что J-31 очень похож, было сказано много. Да, похож, это есть и от этого никуда не деться. По сути, J-31 - это нечто среднее между F-22 и F-35, поскольку есть общее с обеими самолетами. Насколько он в реальности лучше или хуже американских машин, судить нельзя, потому что совершенно нет данных, на основании которых можно сравнить истребители. Понятно, что в плане эксплуатации J-31 будет лучше "Раптора", поскольку создать что-то хуже, чем F-22, просто нереально.

Китайская сторона, надо отдать ей должное, время от времени подливает керосина в огонь. Интернет-издание People"s Daily Online.cn, которая является одной их государственных онлайн-платформ КНР, время от времени публикует различные материалы, в той или иной части имеющие отношение к J-31.

То устроят обсуждение сходства и различий двух самолетов, то опубликуют мнение летчика-испытателя ВВС НОАК Сюй Юнлина, то предоставят слово экспертам в области "стелс"-технологий.

Легкий такой троллинг. Потому что в каждом материале делается ожидаемый вывод: китайский самолет создан по самым передовым мировым стандартом и представляет собой очень грозное оружие.

У американской стороны выходов всего два: либо смеяться, либо закатывать истерики на заданную тему.

Можно сколько угодно рассуждать о скрытности и малозаметности нового китайского самолета, но пока его не "пощупали" своими лучами американские радары, говорить не о чем. А, естественно, китайцы всеми силами постараются этого не допустить.

В 2021 году, в рамках очередной "тренировки", "People"s Daily" выдала, что J-31 обладает более высокой боевой нагрузкой по сравнению с F-35. Доказательств ноль, хотите, как говорится, верьте, не хотите - не верьте.

Через некоторое время на американской стороне "выдохнули": у J-31 столько же точек подвески, сколько и у F-35. То есть, шесть. Весь вопрос, что туда подвешивать. И здесь тоже широчайшее поле для слухов, догадок и спекуляций. И явно в этом сражении выигрывают пока китайцы. Почему? Да потому что в КНР прекрасно знают, что представляют собой американские самолеты, а вот в США далеко не всегда представляют, на что способны китайские машины.

И вот - известие о J-35, который, по словам китайской стороны, сыграет важнейшую роль в развитии военно-морских сил КНР.

Действительно, J-35 может стать серьезной заявкой на победу, поскольку это истребитель пятого поколения, палубный истребитель, способный взлетать с помощью катапульты.

Самолет создан на базе J-31, который уже достаточно хорошо освоен ВВС НОАК. Отличия в палубном "фарше", то есть, складывающиеся крылья, посадочная арматура, усиленные узлы для старта с катапульты.

Действительно, у китайцев с момента первого полета J-31 была пропасть времени для того, чтобы все осуществить. Десять лет - этого может быть очень мало, а может быть и вполне достаточно для создания нового самолета. Китайцам хватило.

И теперь ВВС и ВМС НОАК имеют на вооружении два истребителя пятого поколения, сухопутный и морской. И это не может не напрягать американцев, поскольку все ближе и ближе тот момент, когда региональные интересы двух стран могут столкнуться.

Где располагается сфера этих интересов, обозначить несложно. Но это очень и очень далеко от американских берегов. И с каждым днем преимущество США, которое базируется именно на крыльях соединений авианосцев, тает. Не исчезает, но тает.

Даже если J-31 и J-35 будут уступать американским F-35, это не говорит ни о чем. Если мы говорим о нарастающей напряженности в АТР, куда обязательно влезут мировые жандармы под звездно-полосатым флагом, то им F-35 не сильно поможет, поскольку основное большинство самолетов на авианосцах США - это F/A-18.

Устроить коммунистический забег в стиле "Догнать и перегнать" - это не для американцев. Зато очень так по-китайски. И, если КПК решит, что это необходимо для безопасности КНР, то самолеты будут изготовлены, сомнений нет.

Уже сегодня КНР имеет на вооружении J-31 и J-20, пусть и в стадии официальных испытаний.

И вот второй шаг - это J-35, палубная версия J-31, и двухместный вариант J-20.

J-35 - это в целом ответ на то, что делают США. Американцы приняли на вооружение F-35С, палубный истребитель для размещения на авианосцах, в дополнение к F-35В, с укороченным взлетом и посадкой, который можно размещать на УДК.

Китайские авианосцы "Шаньдунь" и "Ляонин", сделанные на базе советских авианесущих крейсеров, не имеют катапульт.

А вот третий, строящийся авианосец, уже будет оборудован электромагнитной стартовой катапультой, что открывает большие перспективы перед морской авиацией Китая. По крайней мере, эпоха половинной загрузки топливом и вооружением (как у российских самолетов на "Адмирале Кузнецове") уйдет в прошлое.

Четыре новых модели самолетов - это впечатляет. Конечно, палубный J-35 может уступать по ЛТХ коллеге F-35С, а J-20 в двухместном варианте быть менее эффективен, чем F/A-18D, но…

Американцам придется работать с палубы авианосцев, находящихся в тысячах километров от своих баз. Китайские пилоты будут иметь за спиной свою инфраструктуру, даже работая на удалении, с палубы.

Кроме того, не уверен, что новые самолеты, столь внезапно возникшие в информпространстве, настолько будут слабее американских. И еще одно преимущество - количественное. Даже будь F-35С просто прекрасным самолетом, с уникальными боевыми характеристиками, у него будет мало шансов отбиться от нескольких J-35. Это факт. Качество не всегда превалирует над количеством. Это было проверено еще в годы Второй Мировой войны.

Прогресс у китайских авиастроителей очевиден. И американцам есть, о чем задуматься. Да и нам тоже. У США сегодня более 700 истребителей пятого поколения. У Китая 120. У нас - десяток вместе с прототипами.

Какой расклад будет через 5-6 лет, сложно предсказать, но то, что Китай будет строить новые машины ударными темпами, вполне очевидно.

В США это прекрасно понимают, иначе в Конгрессе не звучали бы доклады на тему безопасности США, где постоянно упоминаются действия КНР. Тренировки пилотов в полетах на большие расстояния над водой, изучение новых районов, сбор разведданных - все это улучшает способность летного состава ВВС НОАК "выполнять морские миссии против США".

Китай демонстрирует возможности. Именно возможности, а не желания. И подкрепляет возможности, присущие супердержаве, не просто амбициями, а средства осуществления этих возможностей.

Поэтому не так уже и важно, откуда взялся J-35, из "ксерокса", будучи копией американского F-35 на основе украденных материалов, или разработанным "с нуля" проектом. Важно то, что такими темпами, которые демонстрирует КНР в плане разработки и строительства новых самолетов, США в ближайшем будущем не смогут быть уверенны в том, что обеспечение решений проблем в Азиатско-Тихоокеанском регионе с военной стороны будет им по силам....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка