О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Навечно покорили высоту

Ровно 35 лет назад, 21 апреля 1987 года, летчики Липецкого авиацентра Евгений Захаров и Владимир Новоселов пожертвовали собой ради спасения людей на земле, не покинув потерявший управление самолет

Ровно 35 лет назад, 21 апреля 1987 года, летчики Липецкого авиацентра Евгений Захаров и Владимир Новоселов пожертвовали собой ради спасения людей на земле, не покинув потерявший управление самолет.

Высота стремительно падала, но они не сдавались, пытаясь вновь и вновь вывести самолет из пике и вернуть ему управляемость. Когда до земли оставался один километр, еще можно было катапультироваться, но под ними беззащитно раскинулось село, где шла своя крестьянская жизнь, подготовка к севу, где строились планы на будущее. Поэтому летчики отводили свой МиГ как можно дальше, в поле, а когда наконец катапультировались, было слишком поздно.

Жизнь за други своя

Высоты не хватило, и парашюты не успели раскрыться. Оба они погибли уже на земле. Но обрели иную, духовную высоту, которую покорили уже навечно, до конца исполнив свой профессиональный и человеческий долг, положив жизнь "за други своя", за тех, кого защищать велят воинская доблесть и честь.

Авиакатастрофа произошла в обычный апрельский ясный день. Самолет МиГ- 23, пилотируемый военным летчиком 1-го класса майором Евгением Захаровым и инструктором, командиром эскадрильи, военным летчиком 1-го класса майором Владимиром Новоселовым, выполнял контрольный полет на воздушный бой с истребителями. Ничего не предвещало трагедии, но МиГ попал в спутный след самолета-цели и свалился в штопор. У летчиков была возможность спастись, однако они ею не воспользовались.

Еще один подвиг

В чем-то их судьбы схожи, а теперь уже и вовсе неразъединимы. Оба окончили Качинское высшее военное авиационное училище летчиков, оба имели большой опыт летной работы. Но машина и впрямь есть машина. Нештатные ситуации при испытании новой сложной техники, к сожалению, неизбежны. И тут многое зависит не только от так называемого человеческого фактора, но и от самой техники. Да и от небес, наконец, где свои законы и промыслы. А судьба буквально месяцем ранее уже испытывала Новоселова.

В марте 1987-го при посадке самолета, когда машина уже почти коснулась бетонной дорожки аэродрома, не выпустилось шасси. Но Владимир Иванович успел взмыть вверх и набрать высоту. Однако самолет начал гореть, и уже тогда летчик пережил ситуацию, когда надо уводить истребитель от домов, улиц, людей. Невероятными усилиями и мастерством он сбил пламя. К тому же ему удалось выпустить шасси и успешно посадить самолет.

Но уже в апреле похожая ситуация завершилась трагедией. Хотя липецкие летчики в небе над авиационным полигоном в Чаплыгинском районе действовали грамотно и самоотверженно. О себе думали в последнюю очередь. А ведь по сути они были совсем молодыми людьми: Евгению Захарову - 33 года, а Владимиру Новоселову - 30 лет.

Осиротел десятилетний сын Евгения Ивановича, у вдовы Владимира Ивановича на руках осталось двое - сын и дочь. А жизнь продолжалась, и в глубинном российском черноземном селе Колыбельское сеяли хлеб и глядели в небо, опасаясь только дождей, чтобы не помешали они весенней страде.

Награждены посмертно

Можно только удивляться, как целеустремленно и беззаветно шли ребята к своему подвигу. Владимир Новоселов и вовсе в детстве болел. Когда после десятого класса он сообщил отцу, что хочет стать летчиком, тот даже не поверил. Думал, медкомиссию сын точно не пройдет. Но Володя проявил чудеса выдержки и упорства, лег на операцию, восстановился - и поступил-таки в училище, которое окончил с отличием.

Отказавшись от инструкторской работы, служил в частях ВВС на разных должностях. С 1985 года - командир эскадрильи. Успешно осваивал новые авиационные комплексы. Опыт летной работы умело передавал подчиненным. Пользовался большим уважением в коллективе. За всеми этими сухими официальными строчками из характеристик и некрологов стоит целеустремленный человек и классный летчик, оставшийся не только в памяти сослуживцев, родных, знакомых, но и в истории Липецкого авиацентра, Военно-воздушных сил России.

Ему и Евгению Захарову в этой истории принадлежит одна запись на двоих: "21 апреля 1987 года. Летчики майоры В.И. Новоселов и Е.И. Захаров предотвратили падение истребителя МиГ-23 на село Колыбельское Чаплыгинского района. Награждены орденом Красной Звезды (посмертно)"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Липецкая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка