Интерфакс
28 апреля 2022, 09:34
Стратегия развития авиаотрасли Минтранса предусматривает спад авиаперевозок в России
Минтранс подготовил и направил на ознакомление в авиакомпании стратегию развития российской авиаотрасли до 2030 года, которая предусматривает снижение пассажиропотока на фоне сокращения парка иностранных самолетов
В стратегии два сценария - базовый и пессимистический. В базовом предполагается, что участники рынка найдут каналы пополнения запасов комплектующих и расходных материалов с учетом того, что до трети существующего парка будет разобрано на запчасти. "В итоге к концу 2025 года не менее 70% иностранного авиапарка остаются в эксплуатации", - говорится в первом прогнозе.
Пессимистический вариант отражает ожидания, что пополнить запас запчастей не удастся, и тогда со второго полугодия 2022 года парк иностранных самолетов "интенсивно сокращается, и в дальнейшем его разборка обеспечивает летную годность остающегося в эксплуатации авиапарка".
Какой парк останется в эксплуатации, не уточняется, но, по словам источника газеты в Минтрансе, самый худший сценарий исходит из "угрозы остановки от половины до двух третей парка".
"Первостепенной задачей", говорится в документе, является получение запчастей и расходных материалов для техобслуживания, поскольку "текущий уровень обеспеченности по отдельным позициям составляет от двух до пяти месяцев". Особенно острая потребность - в ремонте авиашин и в восстановлении тепловых накладок тормозов. Хотя, отмечается в стратегии, сейчас ведутся лабораторные испытания прототипа импортозамещенного основного колеса самолета SSJ100, но, "по оценкам производителя, весь комплекс испытаний займет около года". Запас имеющихся шин на самолет не приведен.
Также в стратегии отмечается "текущий низкий уровень проникновения отечественных цифровых сервисов и решений основных критически важных технологических процессов", в том числе влияющих на "непосредственную возможность выполнения процесса перевозки и безопасность". Это система информационного взаимодействия (авиационная телеграфия), система цифровой связи "земля-воздух-земля", картографические и метеорологические информационные системы, системы планирования полетов. Одним из возможных решений авторы видят "подбор отечественного или свободно распространяемого аналога программного обеспечения".
Всего в России, по данным Минтранса, эксплуатируются 1287 самолетов (включая грузовые, частные и госавиацию), из них на 20 апреля в российском реестре зарегистрировано 1140 судов. При этом, говорится в стратегии, "только 470 произведено в России или в бывшем СССР". На самолетах иностранного производства и российском SSJ100, на котором сейчас установлены иностранные двигатели, агрегаты и комплектующие, перевозится более 90% пассажиров в РФ.
"С учетом динамики выбытия иностранных самолетов" по базовому сценарию Минтранс рассчитывает, что в 2025 году флот в РФ будет насчитывать 999 воздушных судов (из них 427 иностранных). К 2030 году парк должен вырасти до 1602 самолетов (208 иностранных) за счет ускоренного выпуска отечественных машин. Пессимистический прогноз предполагает, что иностранные самолеты будут выбывать быстрее, поэтому в нем заложено 870 самолетов к 2025 году (из них 298 иностранных) и 1556 самолетов в 2030 году.
Прогноз пассажиропотока на 2022 год остается неизменным, на уровне 100 млн пассажиров в год. В дальнейшем ожидаемые объемы авиаперевозок снижаются, отмечает издание. По базовому сценарию речь идет о 76,3 млн пассажиров в 2025 году и около 92,2 млн пассажиров в 2030 году. В пессимистическом прогнозе - 58,2 млн пассажиров в 2025 году и до 85,7 млн пассажиров в 2030 году. Но, уточняет источник издания в Минтрансе, сейчас обсуждается корректировка программы, которая предусматривает полное восстановление перевозок к 2030 году.
В госпрограмме "Развитие транспортной системы", которую приводит Минтранс, предполагается, что до 2030 года из бюджета авиаотрасль получит совокупно 627 млрд рублей, из которых 331,4 млрд рублей - до 2025 года. В том числе 100 млрд рублей - это объявленная мера по поддержке пассажиропотока, 32 млрд рублей - закупка авиатренажеров и судов для учебных центров, 29,3 млрд рублей - субсидии на перевозки в ДФО.
Главным риском Минтранс считает проблему эксплуатации имеющегося парка "в переходный период" и отставание темпов поставки новых российских самолетов. Это может привести к "кардинальной потере численного состава современного авиапарка и соответствующих объемов авиаперевозок", угрозам банкротства авиакомпаний, потере профессиональных кадров, деградации маршрутной сети и наземной инфраструктуры и снижению безопасности полетов. Краеугольный камень всей стратегии - способность авиапрома увеличить темп выпуска самолетов почти в шесть раз за восемь лет в условиях санкций (в 2021 году произведено 32 гражданских самолета)....
Авторские права на данный материал принадлежат «Интерфакс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 15, 2025
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные промокоды на 21 новогоднем рейсе
Декабрь 15, 2025
Группа "Аэрофлот" вводит дополнительные рейсы между Москвой и Владивостоком/Хабаровском/Благовещенском на зимний период повышенного спроса
Декабрь 15, 2025
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях. Почему, рассказал гендиректор ЦИАМ Андрей Козлов
Декабрь 15, 2025
На пермском предприятии ОДК-СТАР выбрали лучших наставников