О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Летчица Марфа Иванова: Я всегда мечтала быть пилотом, но долго не могла решиться

В апреле этого года, впервые в истории АК "Полярные авиалинии", к полетам на самолете Ан-24 приступила девушка-пилот

В апреле этого года, впервые в истории АК "Полярные авиалинии", к полетам на самолете Ан-24 приступила девушка-пилот. До этого дня более полугода она проходила теоретическую, тренажерную и наземную подготовку. В интервью 28-летняя Марфа Иванова рассказала о первом образовании инженера, работе оператором колл-центра в якутской авиакомпании и отношениях с коллегами.

Марфа Иванова родилась в селе Хатын-Сысы Нюрбинского района. С пятого класса проживает в Якутске, окончила СОШ №26. После окончания Якутского авиационно-технического училища гражданской авиации в 2021 году устроилась в "Полярные авиалинии".

- Женщины-пилоты до сих пор вызывают удивление, хотя такое явление нельзя назвать редкостью в современной гражданской авиации. Например, в "Аэрофлоте" должности пилотов занимают 70 женщин (по данным на 2021 год). С какой реакцией ты сталкивалась, когда люди узнавали, что ты собираешь стать летчицей? Отговаривали, косились?

- Возможно меня спасло то, что почти никто не знал о моих планах стать пилотом. Я не распространялась, так как до последнего не была уверена в правильности моего выбора. У меня были опасения, что все-таки это не мое, что нужно посвятить себя более приземленной профессии. Но когда близкие узнали о том, что я твердо решила поступать на летчика, то никто не осуждал, не переубеждал. Я думала, что мама будет сопротивляться моей идее, но наоборот - все это время она меня очень поддерживает.

В авиакомпании тоже не сталкиваюсь с ущемлением или негативом, связанными с предрассудками в отношении женщин-пилотов. Кстати, на курсе я была единственной девушкой, а вот в нынешнем выпуске будут уже две девушки.

- Прочитал в твоей объективке, что ты училась на инженера в Московском государственном техническом университете (МГТУ ГА). То есть, ты не планировала становиться пилотом?

- Планировала, мечтала об этом. Но, как уже сказала, не представляла себя летчиком. Поэтому решила поступить на инженера, чтобы хотя бы с земли наблюдать за самолетами.

Я поступила в МТГУ ГА после школы, проучилась два курса, потом вернулась в Якутск, устроилась на работу в колл-центр авиакомпании "Якутия". Проработала там почти пять лет. Мне нравился коллектив, но с каждым годом работа становилась все более нервной. К сожалению, довольный пассажир не будет звонить в колл-центр.

В то время смс-оповещение пассажиров еще не внедрили, поэтому весь самолет - 100, 200 пассажиров - операторы обзванивали сами. Помимо этого, нужно было отвечать на вопросы, оформлять билеты, производить их обмен. Изначально работали по одному в смену, а потом уже вдвоем или втроем. С бывшими коллегами хорошо общаемся, иногда заглядываю к ним в гости.

- В "Полярных авиалиниях" прежде чем стать вторыми пилотами, стажеры проходят длительную подготовку, повторяют аэродинамику и другие предметы. Чем тебе запомнился этот период?

- Первое о чем вспоминаешь - огромный объем информации. Помогало то, что в авиакомпанию я пришла не одна, а вместе со своими одногруппниками. Всего нас семеро плюс два парня с другого года выпуска. Общаемся, обсуждаем учебную программу - это положительно влияет на эффективность обучения. Нашей стажировкой плотно занимались штурманы Мурат Абдумаминович Бабаджанов и Виктор Николаевич Диденко, бортмеханики-инструкторы Карахон Джумаевич Рахматуллоев, Андрей Куприянович Шараборин и Александр Иванович Соловьев.

- Кто был твоим пилотом-инструктором? Легко ли с ним работалось?

- Моим пилотом-инструктором был Тищенко Александр Леонидович. Мы с ним летали 2 дня, по полтора часа в день. Мне он понравился - сдержанный, все объясняет.

Сейчас я налетываю 50 часов с разными командирами: Константин Андреевич Назмутдинов, Евгений Витальевич Сорокин, Григорий Михайлович Ермолаев. С каждым полетом становлюсь чуть-чуть увереннее. Улучшаю навыки ведения и заполнения документации, под руководством основного второго пилота. В следующие 200 часов мы получаем допуски к полету без второго пилота или штурмана и закрепляемся за командирами.

- Твой первый полет состоялся 4 апреля по маршруту Якутск - Среднеколымск - Якутск. Как ты к нему готовилась?

- В среду вечером мне сказали, что я лечу в пятницу с утра. Я не ожидала, что все будет так быстро. Сразу села за летную документацию и сборники аэронавигационной информации, начала повторять РЛЭ, технологию работы экипажей, радиообмен, карты контрольных проверок. Очень переживала, конечно.

- Что испытала по прилете в Якутск?

- Во время полета меня очень поддержал наш экипаж. Но к посадке волнение не отпускало. К вечеру вышел сюжет на Якутия24. Видимо, так все и узнали о моем полете - поздравлял весь Нюрбинский район (смеется). Одноклассники, учителя, родственники, знакомые…

- Гордишься ли ты своим статусом первого пилота Ан-24 в авиакомпании?

- Нет. Я пока многому учусь, стараюсь максимально освоить программу, набираюсь опыта. Мне немного неловко от такого внимания к себе. Буду стараться оправдать ожидания.

- У тебя есть хобби?

- Временами рисую портреты карандашом.

- Суеверия?

- Мама из бисера мне сшила брошь в виде клевера. Я всегда беру ее в полет.

В истории авиакомпании Марфа Иванова - третья девушка-пилот. Татьяна Киселева и Анна Лозовская, которые начинали работу в "Полярных авиалиниях" на Л-410, сейчас летают в других авиакомпаниях: Татьяна в "Аэрофлоте" командиром Boeing 737 и Анна в "Якутии" командиром Bombardier Dash 8 Q300....
Авторские права на данный материал принадлежат «АК "Полярные авиалинии"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка