О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В ожидании птичьего дня: Как живут закрытые аэропорты Юга России

Очередное продление запрета на полеты в 11 российских городов прошло почти незамеченным: все уже поняли, что это надолго

Очередное продление запрета на полеты в 11 российских городов прошло почти незамеченным: все уже поняли, что это надолго. Между тем экономическая и социальная напряженность в наземных службах гражданской авиации определенно растет.

Чертова дюжина

Если в СССР четверг называли рыбным днем, то с февраля 2022 года его впору называть нелетным, что, в принципе, не противоречит старой традиции. "Росавиация продлила на неделю временное закрытие 11 южных аэропортов" - каждый четверг мы получаем это сообщение. Добраться в Анапу, Белгород, Брянск, Воронеж, Геленджик, Краснодар, Курск, Липецк, Ростов-на-Дону, Симферополь и Элисту вот уже почти три месяца можно только по автомобильным, железным дорогам или, продолжая "рыбную" аналогию, водными путями - там, где это возможно. Но понятно, что подобное развитие речного транспорта, железных дорог и ближайших безопасных аэропортов (Волгоград, Минеральные воды, Сочи, Ставрополь) мало радует местных жителей.

Нынешнее продление - "юбилейное", 13-е.

Впервые запрет на полеты был введен, разумеется, тоже в четверг - 24 февраля, день начала спецоперации России на Украине. Уже на следующий день министр транспорта Виталий Савельев (INFOX.ru посвятил немало материалов этому уникальному человеку в его бытность главой "Аэрофлота") отрапортовал о готовности продлить режим действия NOTAM - уведомления, запрещающего полеты. С тех пор список несколько сократился - открыты Волгоград и Ставрополь, в остальном же ограничения действуют, поскольку зона полетов над указанными регионами признана небезопасной. Военные воздушные суда вправе использовать временно закрытые аэропорты.

Белгородская беда

Тема неудобств для жителей практически табуирована в СМИ. Между тем наступает летний сезон, когда южные аэропорты востребованы у людей, предпочитающих отдых внутри страны, да и жителям "закрытых" регионов теперь не только сложно, дорого, но и долго добираться до Турции или Египта.

Понятно, что рассуждать о сроках отмены ограничений бессмысленно - профессионалы выполняют свою работу, идут боевые действия, продолжаются переговоры. Очевидно, что воздушный туристический сезон на значительной части юга России отменен, а на Минводы, Ставрополь, Сочи, Волгоград выпадет двойная, если не тройная нагрузка. Сложнее всего жителям Белгорода - и максимальная близость к границе с Украиной, и максимальная отдаленность от ближайшего работающего аэропорта.

Вынужденное безделье

Есть и другие минусы - например, часть сотрудников аэропортов находится в вынужденном простое. Это в первую очередь сотрудники службы наземного обслуживания и организации перевозок - то есть те, кто связан с вылетами-прилетами и работой с пассажирами. Выручки у аэропортов из-за отсутствия рейсов нет, поэтому работники получают 2/3 оклада: форс-мажор, ничего не попишешь. Государство обещает субсидии "в максимальном размере", но каков этот максимум конкретно и каковы условия выплат, пока неясно.

Диспетчеры работают в режиме постоянных компьютерных тренировок, чтобы не выходить из ритма работы. Тренируются и другие службы - от багажных до пожарных. Для разгона хандры применяются самые разные методы - так, например, в Краснодарском аэропорту планируют проводить экскурсии по тем местам, куда в обычные дни пассажирам вход категорически запрещен.

В Москве не легче

За первые два месяца ограничений южные аэропорты потеряли более 2 млн пассажиров.

Примерно таковы же потери трех крупнейших московских воздушных гаваней: да, сложности испытывают далеко не только 11 закрытых аэропортов.

Столичные Внуково и Шереметьево в конце апреля также объявили о режиме простоя из-за резкого сокращения числа международных рейсов. Во Внуково 30% сотрудников получили уведомления о скором сокращении (технический документ, не обязывающий уволить сотрудника, но облегчающий процедуру в дальнейшем), часть переведена на четырех- и даже трехдневку. В Домодедове также сократили рабочую неделю и пытаются сохранить персонал, Шереметьево вывело на простой более 20% сотрудников.

Сейчас отрасль существует в основном за счет государственной помощи, но в ней есть неприятный этический момент: страна, где 50% населения никогда не летали вообще, "всем миром" спонсирует дорогой вид путешествий для обеспеченной части населения.

Но другого выхода нет - пока рыбные дни не сменятся птичьими....
Авторские права на данный материал принадлежат «Infox». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка