О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Не зависеть от западных технологий": как продвигается разработка новейшего российского авиадвигателя ПД-8

Объединенная двигателестроительная корпорация завершила программу стендовых испытаний первого опытного силового авиационного агрегата ПД-8

Объединенная двигателестроительная корпорация завершила программу стендовых испытаний первого опытного силового авиационного агрегата ПД-8. В результате российские специалисты подтвердили правильность заложенных в изделие конструкторских решений. В скором времени двигатель будет тестироваться в составе летающей лаборатории. ПД-8 разрабатывается для пассажирского лайнера SSJ-100 и самолета-амфибии Бе-200. По словам экспертов, создание нового двигателя укрепит технологическую независимость российской гражданской авиации от зарубежных государств.

В России успешно завершились стендовые испытания первого опытного силового авиационного агрегата ПД-8. Об этом сообщает пресс-служба АО "Объединенная двигателестроительная корпорация" (ОДК, входит в "Ростех").

"Подтверждены работоспособность двигателя и его систем, основные параметры, заложенные в техническое задание, правильность конструкторских решений. В ходе многоэтапных испытаний специалисты ОДК выполнили отладку систем автоматического управления и стабилизировали запуск двигателя с выходом на "малый газ" (минимальный режим работы. - RT)", - говорится на сайте ОДК.

Комментируя завершение стендовых испытаний, генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин рассказал, что они позволили провести замеры параметров для оценки температурного состояния, прочности и вибрационной стойкости деталей и узлов ПД-8 в рабочем состоянии.

"Проведена проверка его (ПД-8. - RT) воздушной, масляной и топливной систем. Состояние деталей и узлов опытного двигателя ПД-8 определялось в ходе испытаний с помощью 500 специальных датчиков. Полученные с их помощью данные подлежат дальнейшему анализу для оценки работоспособности основных узлов и систем", - цитирует пресс-служба ОДК Шмотина.

В свою очередь, первый заместитель генерального директора "Ростеха" Владимир Артяков назвал окончание программы стендовых испытаний важнейшим этапом на пути разработки новейшего отечественного авиадвигателя. По его словам, в ближайшее время будут тестироваться узлы ПД-8.

"Также запланированы испытания двигателя в составе Ил-76ЛЛ (летающая лаборатория. - RT) и большой объем инженерно-технических расчетов. Все это входит в комплекс работ по подтверждению соответствия характеристик опытной установки требованиям сертификационного базиса двигателя ПД-8", - приводятся слова Артякова на сайтах ОДК и "Ростеха".

Как пояснил в беседе с RT заместитель главного редактора журнала "Авиапанорама" Владимир Попов, ПД-8 проходит стандартную процедуру испытаний, которая в ближайшей перспективе позволит успешно сертифицировать новейший авиационный агрегат.

"Стендовые испытания помогают проверить правильность выбранной конструкторами концепции изделия. Далее всегда тестируются отдельные узлы, а потом начинается этап испытаний на летающей лаборатории типа Ил-76. Как правило, после этого всегда необходимо что-то доработать, а потом уже ПД-8 совершает определенное количество полетов на будущем носителе для сертификации", - подчеркнул Попов.

В комментарии RT исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев отметил, что ПД-8 предстоит еще обширная программа испытаний. Однако, по мнению эксперта, на текущий момент можно сделать вывод, что разработчик реализовал в своем изделии правильные технические решения.

"Стендовые испытания подтвердили, что ПД-8 выдает те характеристики, на которые рассчитывал разработчик. Его конструкция близка к тому, что мы увидим в серийном производстве", - добавил Пантелеев.

Импортонезависимость

ПД-8 - двухконтурный турбовентиляторный двигатель, который создается для оснащения обновленного ближнемагистрального узкофюзеляжного лайнера SSJ-100 (SSJ-NEW). В настоящее время российская промышленность работает над заменой в этом самолете зарубежных систем и агрегатов.

Также ПД-8 планируется устанавливать на уникальные самолеты-амфибии Бе-200, которые изготавливает Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева (ТАНТК).

Напомним, что Sukhoi Superjet 100 оснащался силовым агрегатом SaM146, который выпускала компания PowerJet - совместное предприятие ПАО "ОДК-Сатурн" (Рыбинск) и французской корпорации Safran Aircraft Engines. На этот же двигатель планировалось перевести и парк Бе-200 из-за введенного в 2018 году украинскими властями запрета на поставку в РФ установок Д-436.

После принятия новых санкций Евросоюзом и США с дальнейшей деятельностью PowerJet сложилась неопределенная ситуация. Это связано с возможным выходом из проекта Safran Aircraft Engines. Как сообщил журналистам в конце апреля глава Минпромторга РФ Денис Мантуров, если французы покинут совместное предприятие, власти РФ возьмут его под контроль.

По данным источника агентства Интерфакс, близкого к авиационной промышленности РФ, после введения западных рестрикций Safran Aircraft Engines полностью прекратила поставки запчастей, обслуживание и ремонт SaM146.

"ПД-8 нужен, чтобы не зависеть от западных технологий. Это полностью российский двигатель, детище именно нашей инженерной школы. Россия в принципе должна исключительно собственными силами производить авиадвигатели. Любая зависимость от импорта со стороны Запада уже абсолютно недопустима", - заявил Владимир Попов.

По информации ОДК, ПД-8 создается с применением "новейших российских материалов и прогрессивных технологий, в том числе 3D-печати". В работе над агрегатом задействована "широкая кооперация предприятий, активно применяется опыт создания двигателя ПД-14".

ПД-14 - первый российский гражданский авиационный силовой агрегат нового поколения. Он был сконструирован для отечественного среднемагистрального лайнера МС-21 - на замену американскому PW1400G, которым оснащался ранее этот самолет. Предполагается, что после развертывания масштабного серийного производства двигатель превзойдет зарубежные аналоги по эксплуатационным характеристикам и окажется более привлекательным по цене.

"ПД-14 стал технологической базой для создания новых авиационных двигателей. ПД-8 получил технологии и материалы, используемые в ПД-14", - отметил Олег Пантелеев.

Аналогичную точку зрения высказал и Попов. По словам эксперта, в серийном производстве оба двигателя будут унифицированы по широкой номенклатуре материалов, узлов и электронного оборудования.

"ПД-8 создается на основе технологических решений, применяемых в ПД-14. Они предназначены для разных самолетов, то есть ПД-8 скромнее по массогабаритным характеристикам. Естественно, разная и тяга: у ПД-14 - это 14 тыс. кгс (килограмм-сил), у ПД-8 - 8 тыс. кгс", - заявил Попов.

"Стимул для развития"

По словам экспертов, самой трудоемкой задачей для отечественных конструкторов стало создание газогенератора ("горячей части") для ПД-8. В феврале ОДК сообщила об успешном испытании этого изделия на стенде Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ).

В ходе тестов имитировались условия, характерные для работы двигателя на высоте до 12 км. Это позволило подтвердить расчетную тепловую модель компрессора. Испытания газогенератора продлятся до марта 2023 года.

В том же месяце стало известно об изготовлении в сжатые сроки на производственном комплексе "Салют" привода элементов силовой установки. Также предприятие обеспечило функционирование электрогенератора для салона и гидронасоса для управления механизацией крыла. Некоторые задачи приходилось решать впервые.

"В результате специалистами предприятия были изготовлены центральный привод, коробка приводов агрегатов и угловая коническая передача, которые вместе составляют узел приводов перспективного двигателя", - сообщается в материалах ОДК.

В январе специалисты "ОДК-СТАР" изготовили систему автоматического управления (САУ) для ПД-8. Ее производство планируется запустить в 2023 году. Изделие было разработано в рекордно короткие сроки - с момента подписания технического задания до сборки первого образца прошло 1,5 года.

"Система автоматического управления для двигателя ПД-8, которым будет оснащаться импортозамещенный лайнер SSJ-NEW, будет собираться полностью из отечественных материалов и электронных компонентов", - отметил тогда Владимир Артяков.

Как считает Владимир Попов, за последние годы у российской промышленности появился хороший задел по созданию собственных материалов, систем автоматического управления, газогенераторов и других комплектующих для современных гражданских самолетов.

"Конечно, на этих направлениях работы шли до 2014 года, но санкции, безусловно, стали стимулом для развития нашей отрасли. Плоды трудов наших конструкторов сейчас воплощаются в ПД-8", - сказал эксперт.

Олег Пантелеев уверен, что завершение проекта ПД-8 позволит России в перспективе создать новейшую силовую установку для крупных вертолетов и наземный энергетический комплекс для выработки электричества.

"Сейчас мы пока говорим, что ПД-8 нужен для импортозамещения SSJ-100 и Бе-200. Но потребность в этом двигателе огромная не только по этой причине. На базе его газогенератора вполне реально разработать двигатель для тяжелых и сверхтяжелых вертолетов, а также создать высокоэффективную наземную энергетическую установку для промышленности", - подытожил Пантелеев....
Авторские права на данный материал принадлежат «РТ на русском». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка