Forbes-Казахстан
18 мая 2022, 10:01
Чего добилась Air Astana за 20 лет
Национальный авиаперевозчик празднует день рождения
Но первой авиакомпании Kazakhstan Airlines, в 1991-м унаследовавшей несколько самолетов общесоюзного "Аэрофлота", не повезло. В 1996 году казахстанский грузовой Ил-76 столкнулся с саудовским "Боингом-747" на подлете к Дели. Компанию обанкротили и преобразовали в Air Kazakhstan. Однако и под новым названием выйти из кризиса не получилось: перевозчик закончил деятельность в 2004 году с многомиллионными долгами.
Еще при "жизни" Air Kazakhstan в августе 2001 было создано совместное - ФНБ "Самрук-Казына" с британской BAE Systems - АО "Эйр Астана". Дату первого рейса, выполненного 15 мая 2002 года по маршруту Алматы - Астана, и отмечают как день рождения Air Astana. Имея начальный капитал $17 млн, за первый год работы авиакомпания перевезла скромные 160 тыс. пассажиров (за 2021 - 6,6 млн), но при этом сумела выйти в прибыль. Как считает специализированное издание Aviation News, за счет сочетания компетенций руководства и благоприятных экономических условий.
Принципы, заложенные при создании авиакомпании, - соответствие всем международным техническим стандартам и высокий уровень сервиса, лучшая практика корпоративного управления, культура справедливости в найме и профессиональном развитии сотрудников, современные эффективные самолеты, независимость в принятии коммерческих решений, отсутствие государственных субсидий - соблюдаются до сих пор.
Авиакомпания управляется эффективной командой иностранных экспертов и местных талантов. Первым СЕО авиакомпании был британец Ллойд Пакстон, в 2005-м передавший свое кресло Питеру Фостеру.
Очевидно, что перед Air Astana была поставлена иная, чем перед ее предшественниками, задача: не только утвердиться на всех актуальные направлениях полетов, но и встать в один ряд с мировыми флагманами гражданской авиации. Что для этого было сделано?
Флот
На сегодня у Air Astana 37 бортов, включая Boeing 767, Airbus A320 / A320neo / A321 / A321neo / A321LR и Embraer-E2, средний возраст которых составляет 4 года.
Курс на постоянное обновление парка был задан с самого начала: в 2002-м в лизинг были взяты первые три новых Boeing 737NG. Позже к ним присоединились три Boeing 757 для выполнения международных рейсов большей протяженности и пять Fokker 50 - для полетов в менее загруженные внутренние аэропорты. Первые международные направления авиакомпании - это Дубай, Стамбул, Москва, Пекин, Франкфурт и Лондон.
С 2006 года авиакомпания перешла на парк среднемагистральных самолетов семейства Airbus A320, которые с 2016 года обновлены бортами Airbus A320/A321 NEO. Airbus A320/321 NEO на сегодня составляют основу парка вместе с дальнемагистральными Boeing 767-300ER, приобретенными напрямую с завода Boeing в 2013-2014 годах. С 2011 по 2013 Air Astana заменила свои Fokker на более комфортабельные и экономичные Embraer-190, а в 2019 - 2020 вывела из парка Boeing 757, заменив их на Airbus A321 LR.
Что касается дальнейшего расширения флота, то на сегодня подписаны договоры лизинга на поставку новых самолетов, в том числе Boeing 787 Dreamliner после 2025 года. Много говорилось о Boeing 737 MAX для FlyArystan, но вмешался коронакризис, и пока определенности в этом вопросе нет. "Мы никоим образом не исключаем возможность приобретения самолетов MAX, но в ближайшем будущем не планируем необязывающее письмо о намерениях превратить в твердый заказ на покупку самолетов", - объяснил Питер Фостер в августе 2021.
Air Astana сертифицирована Европейским агентством авиационной безопасности (EASA) на выполнение технического обслуживания воздушных судов, а также ежегодно успешно проходит аудит по операционной безопасности Международной ассоциации воздушного транспорта (IOSA - IATA Operational Safety Audit). В перечне сертификатов есть еще много пунктов и аббревиатур, непонятных неспециалисту, но значат все они одно: безопасность полетов у Air Astana - на первом месте, благодаря чему 20 лет работы прошли без фатальных происшествий.
Штат
В Air Astana работают более 5000 человек. Различные рейтинги регулярно признают авиакомпанию лучшим работодателем Казахстана. Например, с 2016 по 2020 годы Air Astana признана самым привлекательным работодателем в категориях "Бизнес/Коммерция" и "Гуманитарные науки" согласно исследованию компании Universum. В 2021 первенство авиакомпании в сфере транспорта и логистики в пятый раз было зафиксировано Randstad Employer Brand Research.
У компании есть и собственная программа признания лучших сотрудников HEART Awards. Каждый год формируется список из более 120 номинантов, из них путем онлайн голосования среди коллег отбирается двадцатка лучших, которые получают приз - поездку с семьей на отдых.
Air Astana гордится тем, что смогла пережить "бесполетный" 2020 год без сокращения штата, полностью сохранив свою команду. Сотрудникам, находившимся в простое, выплачивали 50% от заработной платы, но не менее 100 тыс. тенге, отправляли их в оплачиваемый отпуск, в том числе давали отпуск авансом за следующий год.
Помимо корпоративного пенсионного плана для казахстанской части штата, у компании есть широкий соцпакет, включающий сервисные билеты со скидкой для сотрудников и ближайших родственников, медицинскую страховку, служебную развозку, корпоративную мобильную связь, скидки на абонементы в тренажерные залы и т.д,
Сервис
Отношение к "внутреннему клиенту" напрямую отражается на "внешнем клиенте". Девять лет подряд (2012-2019, 2021) Air Astana была отмечена Skytrax как "Лучшая авиакомпания в Центральной Азии", трижды получала награду Traveller’s Choice Award и столько же APEX Awards в период с 2018-2020 годы. Это самые авторитетные рейтинги в мировой авиационной отрасли.
У перевозчика четырехзвездочный статус, что означает не только чистые столики, горячие салфетки для рук или дорожные наборы с надувной шейной подушкой. Это десятки мелочей, которые равняют полет с пребыванием в хорошем отеле, где постоялец может пожаловаться лишь на то, что в развлекательной программе нет подкастов - хотя и есть широкий выбор фильмов (реальный отзыв).
Счет
Почти все годы работы Air Astana была хорошим вложением для своих акционеров. Трижды входила в топ-20 самых прибыльных авиакомпаний мира (2010, 2011 и 2012 годы). Сбить компанию с этого курса смог только коронавирус: по итогам 2020 года перевозчик отчитался о $93,9 млн убытков. В пандемийном году выручка и пассажиропоток снизились на 55,5% и 28% соответственно, а совокупный объем провозных емкостей сократился на 47%. Наверстать упущенное за следующий год не удалось, хотя общая выручка увеличилась на 90% по сравнению с 2020-м и составила $761 млн (однако в 2019-м показатель равнялся $900 млн). Тем не менее "авиакомпании Air Astana не понадобилось привлекать какие-либо дополнительные средства акционеров авиакомпании или правительства Казахстана", подчеркивал глава предприятия Питер Фостер.
Впрочем, так же быстро Air Astana восстанавливалась и после других кризисов, сталкиваясь с девальвацией тенге, ростом цен на топливо или закрытием границ. Решения были разные: менять самолеты на более экономичные; открывать новые направления - например, Мальдивы или, как сейчас, Греция; переоборудовать пассажирские борта в грузовые, как во время пандемии - но всегда эффективные.
В целом за 20 лет Air Astana перевезла почти 60 млн пассажиров и более 250 тыс. тонн груза, выполнила свыше 600 тыс. рейсов со средней заполняемостью 70% и перечислила около 120 млрд тенге (более $500 млн) в виде налогов.
Лев
В мае 2019 года Air Astana запустила низкобюджетное подразделение FlyArystan. Созданный по требованию руководства страны на изначально маловыполнимых условиях - дешевые билеты на новые дорогие самолеты - "Летающий лев" показал завидную прыть. Десять А320 летают без остановок по 40 направлениям, включая 11 международных. Из 6,6 млн пассажиров, перевезенных в прошлом году, 3 млн пришлись на долю лоукостера.
С минимальной стоимостью билетов в десятую часть минимальной заработной платы, кажется, теперь на самолетах FlyArystan полетали все, кто хотел. Благодаря лоукостеру рынок внутренних авиаперевозок Казахстана стал одним из самых быстрорастущих в мире.
Air Astana постепенно возобновляет транзитные маршруты со стоповерами и экскурсиями в своих хабах - Алматы и Нур-Султане, и с закрытием российского неба это направление бизнеса, похоже, становится еще более интересным. Тем более что Air Astana давно стала частью странового бренда Казахстана, и при прочих равных условиях она превосходит конкурентов в качестве сервиса, диапазоне направлений и безопасности....
Авторские права на данный материал принадлежат «Forbes-Казахстан». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 25, 2024
Первый полёт полностью импортозамещённого МС-21 состоится до конца ноября
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 23, 2024
Специалисты ИАЗ закончили сборку отсека Ф4 очередного серийного самолёта МС-21
Апрель 26, 2024
В Городце спустили на воду первое судно для подготовки корабельных вертолетчиков ВМФ