О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Чего добилась Air Astana за 20 лет

Национальный авиаперевозчик празднует день рождения

Понятно, что для такой страны, как Казахстан, авиация не может не быть важной. Рекордная удаленность от мировых "центров силы" - Европы и США, колоссальная территория 2,72 млн кв. км, landlocked-статус (отсутствие выхода к морю) не оставляет шансов. И само собой, с первых дней независимости правительство занялось этой проблемой.

Но первой авиакомпании Kazakhstan Airlines, в 1991-м унаследовавшей несколько самолетов общесоюзного "Аэрофлота", не повезло. В 1996 году казахстанский грузовой Ил-76 столкнулся с саудовским "Боингом-747" на подлете к Дели. Компанию обанкротили и преобразовали в Air Kazakhstan. Однако и под новым названием выйти из кризиса не получилось: перевозчик закончил деятельность в 2004 году с многомиллионными долгами.

Еще при "жизни" Air Kazakhstan в августе 2001 было создано совместное - ФНБ "Самрук-Казына" с британской BAE Systems - АО "Эйр Астана". Дату первого рейса, выполненного 15 мая 2002 года по маршруту Алматы - Астана, и отмечают как день рождения Air Astana. Имея начальный капитал $17 млн, за первый год работы авиакомпания перевезла скромные 160 тыс. пассажиров (за 2021 - 6,6 млн), но при этом сумела выйти в прибыль. Как считает специализированное издание Aviation News, за счет сочетания компетенций руководства и благоприятных экономических условий.

Принципы, заложенные при создании авиакомпании, - соответствие всем международным техническим стандартам и высокий уровень сервиса, лучшая практика корпоративного управления, культура справедливости в найме и профессиональном развитии сотрудников, современные эффективные самолеты, независимость в принятии коммерческих решений, отсутствие государственных субсидий - соблюдаются до сих пор.

Авиакомпания управляется эффективной командой иностранных экспертов и местных талантов. Первым СЕО авиакомпании был британец Ллойд Пакстон, в 2005-м передавший свое кресло Питеру Фостеру.

Очевидно, что перед Air Astana была поставлена иная, чем перед ее предшественниками, задача: не только утвердиться на всех актуальные направлениях полетов, но и встать в один ряд с мировыми флагманами гражданской авиации. Что для этого было сделано?

Флот

На сегодня у Air Astana 37 бортов, включая Boeing 767, Airbus A320 / A320neo / A321 / A321neo / A321LR и Embraer-E2, средний возраст которых составляет 4 года.

Курс на постоянное обновление парка был задан с самого начала: в 2002-м в лизинг были взяты первые три новых Boeing 737NG. Позже к ним присоединились три Boeing 757 для выполнения международных рейсов большей протяженности и пять Fokker 50 - для полетов в менее загруженные внутренние аэропорты. Первые международные направления авиакомпании - это Дубай, Стамбул, Москва, Пекин, Франкфурт и Лондон.

С 2006 года авиакомпания перешла на парк среднемагистральных самолетов семейства Airbus A320, которые с 2016 года обновлены бортами Airbus A320/A321 NEO. Airbus A320/321 NEO на сегодня составляют основу парка вместе с дальнемагистральными Boeing 767-300ER, приобретенными напрямую с завода Boeing в 2013-2014 годах. С 2011 по 2013 Air Astana заменила свои Fokker на более комфортабельные и экономичные Embraer-190, а в 2019 - 2020 вывела из парка Boeing 757, заменив их на Airbus A321 LR.

Что касается дальнейшего расширения флота, то на сегодня подписаны договоры лизинга на поставку новых самолетов, в том числе Boeing 787 Dreamliner после 2025 года. Много говорилось о Boeing 737 MAX для FlyArystan, но вмешался коронакризис, и пока определенности в этом вопросе нет. "Мы никоим образом не исключаем возможность приобретения самолетов MAX, но в ближайшем будущем не планируем необязывающее письмо о намерениях превратить в твердый заказ на покупку самолетов", - объяснил Питер Фостер в августе 2021.

Air Astana сертифицирована Европейским агентством авиационной безопасности (EASA) на выполнение технического обслуживания воздушных судов, а также ежегодно успешно проходит аудит по операционной безопасности Международной ассоциации воздушного транспорта (IOSA - IATA Operational Safety Audit). В перечне сертификатов есть еще много пунктов и аббревиатур, непонятных неспециалисту, но значат все они одно: безопасность полетов у Air Astana - на первом месте, благодаря чему 20 лет работы прошли без фатальных происшествий.

Штат

В Air Astana работают более 5000 человек. Различные рейтинги регулярно признают авиакомпанию лучшим работодателем Казахстана. Например, с 2016 по 2020 годы Air Astana признана самым привлекательным работодателем в категориях "Бизнес/Коммерция" и "Гуманитарные науки" согласно исследованию компании Universum. В 2021 первенство авиакомпании в сфере транспорта и логистики в пятый раз было зафиксировано Randstad Employer Brand Research.

У компании есть и собственная программа признания лучших сотрудников HEART Awards. Каждый год формируется список из более 120 номинантов, из них путем онлайн голосования среди коллег отбирается двадцатка лучших, которые получают приз - поездку с семьей на отдых.

Air Astana гордится тем, что смогла пережить "бесполетный" 2020 год без сокращения штата, полностью сохранив свою команду. Сотрудникам, находившимся в простое, выплачивали 50% от заработной платы, но не менее 100 тыс. тенге, отправляли их в оплачиваемый отпуск, в том числе давали отпуск авансом за следующий год.

Помимо корпоративного пенсионного плана для казахстанской части штата, у компании есть широкий соцпакет, включающий сервисные билеты со скидкой для сотрудников и ближайших родственников, медицинскую страховку, служебную развозку, корпоративную мобильную связь, скидки на абонементы в тренажерные залы и т.д,

Сервис

Отношение к "внутреннему клиенту" напрямую отражается на "внешнем клиенте". Девять лет подряд (2012-2019, 2021) Air Astana была отмечена Skytrax как "Лучшая авиакомпания в Центральной Азии", трижды получала награду Traveller’s Choice Award и столько же APEX Awards в период с 2018-2020 годы. Это самые авторитетные рейтинги в мировой авиационной отрасли.

У перевозчика четырехзвездочный статус, что означает не только чистые столики, горячие салфетки для рук или дорожные наборы с надувной шейной подушкой. Это десятки мелочей, которые равняют полет с пребыванием в хорошем отеле, где постоялец может пожаловаться лишь на то, что в развлекательной программе нет подкастов - хотя и есть широкий выбор фильмов (реальный отзыв).

Счет

Почти все годы работы Air Astana была хорошим вложением для своих акционеров. Трижды входила в топ-20 самых прибыльных авиакомпаний мира (2010, 2011 и 2012 годы). Сбить компанию с этого курса смог только коронавирус: по итогам 2020 года перевозчик отчитался о $93,9 млн убытков. В пандемийном году выручка и пассажиропоток снизились на 55,5% и 28% соответственно, а совокупный объем провозных емкостей сократился на 47%. Наверстать упущенное за следующий год не удалось, хотя общая выручка увеличилась на 90% по сравнению с 2020-м и составила $761 млн (однако в 2019-м показатель равнялся $900 млн). Тем не менее "авиакомпании Air Astana не понадобилось привлекать какие-либо дополнительные средства акционеров авиакомпании или правительства Казахстана", подчеркивал глава предприятия Питер Фостер.

Впрочем, так же быстро Air Astana восстанавливалась и после других кризисов, сталкиваясь с девальвацией тенге, ростом цен на топливо или закрытием границ. Решения были разные: менять самолеты на более экономичные; открывать новые направления - например, Мальдивы или, как сейчас, Греция; переоборудовать пассажирские борта в грузовые, как во время пандемии - но всегда эффективные.

В целом за 20 лет Air Astana перевезла почти 60 млн пассажиров и более 250 тыс. тонн груза, выполнила свыше 600 тыс. рейсов со средней заполняемостью 70% и перечислила около 120 млрд тенге (более $500 млн) в виде налогов.

Лев

В мае 2019 года Air Astana запустила низкобюджетное подразделение FlyArystan. Созданный по требованию руководства страны на изначально маловыполнимых условиях - дешевые билеты на новые дорогие самолеты - "Летающий лев" показал завидную прыть. Десять А320 летают без остановок по 40 направлениям, включая 11 международных. Из 6,6 млн пассажиров, перевезенных в прошлом году, 3 млн пришлись на долю лоукостера.

С минимальной стоимостью билетов в десятую часть минимальной заработной платы, кажется, теперь на самолетах FlyArystan полетали все, кто хотел. Благодаря лоукостеру рынок внутренних авиаперевозок Казахстана стал одним из самых быстрорастущих в мире.

Air Astana постепенно возобновляет транзитные маршруты со стоповерами и экскурсиями в своих хабах - Алматы и Нур-Султане, и с закрытием российского неба это направление бизнеса, похоже, становится еще более интересным. Тем более что Air Astana давно стала частью странового бренда Казахстана, и при прочих равных условиях она превосходит конкурентов в качестве сервиса, диапазоне направлений и безопасности....
Авторские права на данный материал принадлежат «Forbes-Казахстан». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка