О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Триллионы на вылет. Какие изменения происходят в гражданской авиации

Гражданская авиация России, на которую обрушились санкции, сейчас меняется в двух направлениях

Гражданская авиация России, на которую обрушились санкции, сейчас меняется в двух направлениях.

С одной стороны, все меньше самолетов, растет "авиаканнибализм" и скачут цены на билеты. С другой - возрождается отечественный авиапром. Что же будет с нашей авиацией?

Цены пахнут керосином

По прогнозу экспертов, начало сезона отпусков станет периодом взлета цен на авиабилеты - они могут подорожать минимум в 3 раза. Причины - увеличение спроса при сокращении предложения из-за санкций и закрытия южных аэропортов. В Сочи аэропорт работает, а в Симферополе, Геленджике и Анапе - нет, что уменьшает обороты авиакомпаний. Правительство недавно выделило им 100 млрд руб. для компенсации расходов на полеты внутри страны, но цены это вряд ли успокоит. Эффект компенсации нивелируется ростом стоимости техобслуживания и падением выручки. Главную же роль в ценообразовании играет топливо. С 2019 г. есть механизм компенсации авиакомпаниям роста расходов на керосин (демпфер), но деньги идут долго: некоторые перевозчики не получили выплат еще за 2021 г.

"Стоит отменить акцизы на топливо и убрать кучу посредников, которые занимаются его перепродажей по пути от НПЗ к баку авиалайнера, - считает пилот 1-го класса, капитан лайнера А-320 авиакомпании "Аэрофлот" Андрей Литвинов. - Топливо - болезненный вопрос. Говорят, демпферный механизм снижает цену на 84%. Но от какой величины? Не была ли она изначально завышена? Надо прекратить жонглировать цифрами и подойти к проблеме по-государственному".

Лайнеры "едят" друг друга

Что касается международных туристических рейсов, здесь разворачиваются перевозчики из ОАЭ, Турции, Египта и др. Нашим можно летать лишь в страны, с которыми подписаны соглашения, что самолет не арестуют для его передачи иностранным хозяевам. Под такие гарантии наши авиакомпании открыли рейсы в Азербайджан, Армению, Киргизию, Узбекистан, на Шри-Ланку и Мальдивы.

Тем не менее Россия сформировала пул из 200 самолетов для международных полетов. Для внутренних перевозок есть 550 бортов - это, по словам главы Минтранса, даже больше, чем нужно. "Сколько именно нужно, решат авиакомпании по итогам года, с учетом выбытия иностранных самолетов и трудностей с поставкой запчастей", - объяснил главный эксперт Института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Остальные лайнеры будут разобраны на запчасти. "Авиационный каннибализм" уже начался: по сообщениям телеграм-каналов, компания "Победа" уменьшит парк до 25 "боингов", чтобы "закрыть потребность в запчастях для всего флота в будущем".

Отключат ли GPS?

Поскольку европейских и американских самолетов у наших авиакомпаний по-прежнему большинство (см. инфографику), ставшие недружественными государства продолжают давить на бизнес. Власти США и ЕС недавно вновь призвали Россию "вернуть" лизингодателям "отобранные у них авиалайнеры". А по поводу перевода "боингов" и "эйрбасов" в российский реестр приняли документы, по которым теперь, мол, на российских воздушных судах летать опасно, поэтому принимать их в аэропортах не следует.

Следующим шагом может стать отключение России от системы спутниковой навигации GPS. "Она повышает точность навигации в районе аэродромов при заходе на посадку, - пояснил исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. - Можно ли использовать ГЛОНАСС? Когда речь идет о "боингах" и "эйрбасах", такое вмешательство в "мозги" лайнера может плохо на них отразиться".

Руководитель Института космической политики Иван Моисеев считает, что США вряд ли отключат нас от GPS. Впрочем, до последнего времени многие были уверены и в том, что никто не отберет взятые в лизинг самолеты. Но это случилось. И об этом, по его собственному признанию, предупреждал легендарный авиаконструктор Генрих Новожилов. "Мы подготовили для президента доклад, где наши специалисты доказывают: наш Ил-96-300 ни в чем не уступает "Боингу", - рассказал он "АиФ" в 2014 г. - Каждое свое выступление я заканчивал фразой: "Россия не может быть бескрылой - это угроза нашей транспортной безопасности!" Уверен: американцы и европейцы обязательно захотят остановить Россию с помощью санкций против нашего авиапрома". Новожилов сетовал на то, что российской авиации буквально обрезали крылья: до 1992 г. авиапромышленность СССР производила в год свыше 150 магистральных, региональных и грузовых самолетов. А к началу 1990-х отечественные лайнеры охотно покупали десятки стран мира.

Летное время

Генрих Новожилов скончался в 2019 г., так и не увидев возрождения производства гражданских самолетов. Производства, о котором сейчас российские власти вроде бы не только говорят: на него выделено 2,5 трлн руб. Новая программа, которую недавно представил Минпромторг, предусматривает выпуск 735 гражданских самолетов - Ил-114, МС-21 и "Байкала" (ЛМС-901). Также речь идет о производстве Sukhoi Superjet 100, L-410 и вертолетов пяти типов. Загрузка гражданского сегмента предприятий отрасли дойдет таким образом до 80-90%. И это не сборочные производства - по плану будет восстановлен весь авиапром, в т. ч. производство двигателей, авионики, фюзеляжей, шасси... Первые двигатели (ПД-8) появятся, по расчетам специалистов, к концу 2023 г.

"Я как летчик, летавший еще на советских самолетах, обеими руками за, - говорит А. Литвинов. - Конечно, в авральном режиме самолеты не строят. Эффект от этих усилий мы увидим только лет через 15. В лучшем случае через 13, если все пойдет как по маслу. Считайте сами: чтобы заместить импортный авиапарк, выпуская даже по 100 бортов в год (сейчас говорят максимум о 70), потребуется минимум 9 лет. Плюс немалое время займут сертификация, подготовка летчиков... Но начинать с чего-то надо"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка