О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Новую беспилотную систему самолетного типа для комплексной геофизической съемки испытали сотрудники Сибирской школы геонаук ИРНИТУ

Успешные испытания новой беспилотной системы самолетного типа для комплексной геофизической съемки методами магниторазведки и гамма-радиометрии прошли на полигоне в Тажеранских степях на Малом море недалеко от научной базы ИРНИТУ п. Черноруд

Успешные испытания новой беспилотной системы самолетного типа для комплексной геофизической съемки методами магниторазведки и гамма-радиометрии прошли на полигоне в Тажеранских степях на Малом море недалеко от научной базы ИРНИТУ п. Черноруд.

По словам научного руководителя Сибирской школы геонаук Александра Паршина, это настоящий прорыв в области технологий геологической разведки.

Группа магистрантов под руководством инженера-исследователя департамента геоинформатики SSG Мунко-Жаргала Бадмаева создали систему, которая обеспечивает высокую точность магнитометрических измерений, при стоимости в разы меньше зарубежных аналогов. Новая разработка Сибирской школы геонаук значительно выигрывает, в первую очередь, в скорости и в дальности полетов в сравнении с мультироторными беспилотными летательными аппаратами (мультикоптерами). А перед классическими пилотируемыми самолетами, такие как Ан-2 и ему подобными, которые применяются при аэрогеофизической разведке на большой территории, в стоимости мобилизации, детальности данных, доступности и экономичности.

"Это разработка - идеальный вариант при проведении геофизической разведки на ранней стадии на больших площадях с простым рельефом, - поясняет научный руководитель Сибирской школы геонаук Александр Паршин. - Таких территорий сейчас исследуется очень много, в том числе и нашим научным коллективом: это арктическая тундра (Таймырский и Кольский полуостров, Карелия), степи Забайкалья. Для работ на равнинных площадях в несколько сотен квадратных километров наши мультироторные системы не совсем оптимальны - у них относительно небольшая скорость полета и, соответственно, операционный радиус. Использование малой авиации в удаленных районах обходится дорого".

В новой беспилотной системе применен совершенно иной подход. Разработчики поставили перед собой задачу: добиться отсутствия электромагнитных помех в местах расположения датчиков комплексом любых мер - от компоновочных решений до экранирования механических и электрических систем носителя. Это позволит использовать протонные и квантовые магнитометры, обеспечивающие абсолютный характер измерений и их высокую точность.

Для эксперимента магистрантам Сибирской школы геонаук пришлось использовать детали китайского производства для сборки беспилотного самолета. В итоге удалось создать самолет, у которого в районе хвостового оперения установлен датчик оверхаузеровского магнитометра высокой чувствительности без электромагнитных помех. Создание рабочего прототипа беспилотной системы для высокоточной магнитной, а заодно и гамма-радиометрической съемки, стало темой магистерской работы Мунко-Жаргала Бадмаева, завершающего обучение по программе "Информационные технологии в недропользовании". Помогали ему коллеги-магистранты Алексей Савин и Александр Яхин.

"Очень волновались перед первым запуском, - признается магистрант Мунко-Жаргал Бадмаев. - Дело в том, что полетные характеристики аппарата, скажем так, не совсем соответствовали заявленной нагрузке. В полном объеме навесное оборудование оказалось немного тяжелее разрешенного, поскольку использованные крылья и хвостовое оперение не предназначены для такой нагрузки. Но аппарат взлетел и, что самое главное, прилетел обратно. Полетные возможности по максимуму, мы, конечно, пока не проверяли. Запускали на удаление не более 8-9 километров со скоростью 15 метров в секунду. Главной задачей было получение тестовых данных об аномалиях на территории, которая несколько лет назад была исследована с помощью наземной съемки. Результат оказался очень хорошим - вполне сопоставимый с тем, который ранее здесь получали с помощью уже проверенных, но менее быстрых мультикоптеров".

В планах инженеров - разработчиков защита магистерской и работа по дальнейшему совершенствованию летательного аппарата, а также ребята нацелены отказаться от серийных деталей китайского "конструктора" и собрать свой самолет из карбона. Подобный опыт у Сибирской школы геонаук уже есть....
Авторские права на данный материал принадлежат «ИРНИТУ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка