О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

General Atomics показала макет "верного ведомого" Eaglet

Американская компания General Atomics продолжает разработку перспективных БПЛА, предназначенных для взаимодействия с техникой тяжелого класса

Американская компания General Atomics продолжает разработку перспективных БПЛА, предназначенных для взаимодействия с техникой тяжелого класса. Несколько дней назад она представила полноразмерный макет такого беспилотника под названием Eaglet. В будущем он должен стать "верным ведомым" для тяжелых БПЛА MQ-1C и MQ-9, а также расширить их оперативные и боевые возможности.

Беспилотник с беспилотником

Концепция "верный ведомый" (Loyal Wingman) в исходном виде предусматривает создание БПЛА, способного взаимодействовать с пилотируемым самолетом и работать по его командам. Такой беспилотник должен брать на себя самую опасную работу, снижая риски для самолета и его экипажа. Не так давно было предложено реализовать такую концепцию с использованием только беспилотной техники.

В 2020 г. ВВС США запустили конкурс ALE (Air-Launched Effects). Ее целью является создание нового среднего по массе беспилотника, который сможет выполнять функции "ведомого" при БПЛА тяжелого класса. Последний при этом станет его носителем. К программе присоединилось несколько компаний, в т.ч. General Atomics Aeronautical Systems, Inc., имеющая большой опыт в сфере беспилотной авиации.

Год назад на конференции SOFIC-2021, посвященной технике и системам для Сил спецопераций, компания GA-ASI впервые показала внешний вид нового изделия. На опубликованном изображении художник показал тяжелый БПЛА MQ-9, выполняющий запуск двух меньших "ведомых" характерного внешнего вида. Позже появлялись и новые картинки с перспективным беспилотником.

Во время SOFIC-2021 компания-разработчик отметила сам факт существования нового проекта, но не стала раскрывать его подробности. Название беспилотника, его задачи, особенности и характеристики остались неизвестными.

Через несколько месяцев на конференции Ассоциации ВВС США компания GA-ASI продемонстрировала масштабную модель ранее показанного БПЛА. Как и ранее, подробности и техническая информация не приводились.

Проект "Орленок"

На прошлой неделе состоялась очередная конференция SOFIC-2022, и компания GA-ASI вновь показала свои последние разработки. В частности, на выставку привезли полноразмерный макет беспилотника-ведомого, год назад показанного только на картинке. На этот раз компания-разработчик раскрыла основные особенности проекта и огласила свои планы на будущее.

"Верный ведомый" для тяжелых БПЛА носит название Eaglet ("Орленок"). Он разрабатывается в рамках программы ALE и одновременно является частью инициативы GA Evolution Series, направленной на создание и освоение новых технологий и решений в области беспилотной авиации.

Целью проекта Eaglet является создание многоцелевого БПЛА, запускаемого с тяжелых машин. Такие аппараты, стартуя с носителя, смогут решать широкий круг боевых и вспомогательных задач. Согласно требованиям к программе ALE, "верные ведомые" должны вести разведку с применением различных средств, обеспечивать целеуказание, применять системы радиоэлектронной борьбы и даже поражать обнаруженные цели.

Как и другие "верные ведомые", БПЛА Eaglet предназначаются для работы в опасных зонах. Потеря такого изделия от воздействия ПВО противника не станет большой проблемой. При этом более дорогой и ценный тяжелый БПЛА будет оставаться за пределами зоны поражения и продолжать работу.

GA-ASI сообщает, что летом новый проект Eaglet представят ВВС США. Первый полет запланирован на конец года. Сколько времени займут испытания и доводка, и как скоро БПЛА сможет дойти до серии, не сообщается. Планируемые сроки завершения программы ALE тоже не раскрывались.

Особенности конструкции

БПЛА Eaglet представляет собой беспилотник средних размеров, построенный по нормальной аэродинамической схеме с V-образным оперением. При этом в конструкции используются любопытные решения и идеи, повлиявшие на конструкцию и внешний вид.

"Орленок" построен в фюзеляже с плоским днищем и выпуклой верхней частью. Вероятно, в конструкции широко используются композитные материалы. Обводы фюзеляжа указывают на использование стелс-технологий и некоторое сокращение заметности. В носовой части фюзеляжа имеется лобовой воздухозаборник. В качестве центрального тела в нем присутствует перемычка, из которой выходит вал воздушного винта.

Беспилотник получил раскладное крыло. В транспортном положении консоли уложены вдоль фюзеляжа, в рабочем выходят на штатную стреловидность. Использовано V-образное хвостовое оперение. На всех плоскостях предусмотрены рулевые поверхности.

Тип двигательной установки неизвестен. Лобовой воздухозаборник указывает на применение поршневого или турбовинтового двигателя. При этом выемка на верхней поверхности фюзеляжа может быть соплом ТВД. Полет осуществляется при помощи тянущего воздушного винта.

Очевидно, что для "Орленка" разрабатывается особая система управления с максимально возможной автономностью. Она должна выполнять полет по заданному маршруту, выполнять поставленные задачи и реагировать на изменение обстановки. Как продвигается разработка такой системы, не сообщается.

Размах крыла и длина БПЛА Eaglet - ок. 10 футов (ок. 3 м). Масса - 200 фунтов (91 кг). Максимальная скорость - 210 км/ч. Дальность - 700 км, продолжительность полета - 8 ч. Старт будет осуществляться с воздушного носителя. Способ посадки неясен. Не исключается возможность возвращения на тяжелый БПЛА.

Полезная нагрузка "Орленка" размещается внутри планера и весит 20-30 фунтов (9-13,6 кг). Беспилотник сможет нести приборы разного назначения, но разработчик не уточняет, какие именно.

В качестве носителей "ведомого" рассматриваются тяжелые БПЛА MQ-1C и MQ-9. Изделия Eaglet будут размещаться на внешней подвеске с использованием стандартных держателей полезной нагрузки. MQ-1C и MQ-9 смогут нести и применять по два беспилотника.

Теория и практика

Концепция Loyal Wingman появилась достаточно давно и с тех пор активно изучается ведущими странами. Она показала свой потенциал на теоретическом уровне, и теперь разрабатываются реальные проекты с прицелом на внедрение в ВВС. Кроме того, прорабатывается возможность создания особых вариантов "верного ведомого", таких как ALE / Eaglet.

В целом преимущества беспилотного "ведомого" хорошо известны. Специальный БПЛА, сопровождающий самолет, способен взять на себя часть боевых и вспомогательных задач, а также возможные риски при работе в опасной зоне. Самолет может управлять одним "ведомым" или несколькими. Групповое применение позволяет охватить более крупный район и быстрее собрать необходимую информацию либо выполнить все атаки.

Тяжелые разведывательно-ударные БПЛА, такие как MQ-1 или MQ-9, в свое время создавались в качестве дополнения или замены для пилотируемых самолетов и должны были взять на себя часть их задач. Программа ALE теперь предлагает передать им функции "ведущего" легких и средних беспилотников. При этом планируется получить двойной набор преимуществ и выгод.

Носитель в виде тяжелого MQ-9 или MQ-1C даст большую дальность и продолжительность полета, а также все известные возможности по ведению разведки. Малые Eaglet смогут увеличить рабочий радиус комплекса и снизить риски для дорогих тяжелых носителей. При этом "Орлята" смогут нести разное целевое оснащение, что упростит организацию конкретных миссий при обеспечении необходимого потенциала.

Впрочем, получение подобных результатов связано с известными трудностями. Компании General Atomics и ее конкурентам по программе ALE предстоит решить ряд важных и сложных вопросов. Прежде всего, необходимы новые средства управления - полный комплекс для "ведомого" и дополнительные устройства и программные модули для "ведущего". Затем предстоит небыстрая и непростая отработка новых конструкций и систем на земле и в воздухе, связанная с теми или иными рисками. И только после этого Eaglet сможет в полной мере претендовать на место в ВВС.

Планы на будущее

К настоящему времени компания GA-ASI провела основную часть проектных работ и уже демонстрирует полноразмерный макет нового БПЛА. В ближайшие месяцы проект представят заказчику, а до конца года может состояться первый полет. Вскоре после этого ВВС США должны будут изучить предложения конкурсантов и выбрать наиболее удачный беспилотник для дальнейшего развития.

Какими будут результаты программы ALE, неизвестно. Перспективы проекта Eaglet в рамках этой программы тоже под вопросом. Однако сам факт наличия этих разработок говорит о многом. Он показывает, что ВВС США намерены продолжать развитие направления "верных ведомых", в т.ч. в виде полностью беспилотными комплексами. Насколько успешной будет такая версия этой концепции, станет ясно в ближайшие годы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка