О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Boeing готов вырваться из кризиса. Пришло время инвестировать?

Некогда компания Boeing была процветающей, но сейчас у нее целый ряд проблем: падающие самолеты, нехватка компонентов, последствия коронакризиса

Некогда компания Boeing была процветающей, но сейчас у нее целый ряд проблем: падающие самолеты, нехватка компонентов, последствия коронакризиса. При этом последние результаты показывают, что компания наращивает производство самолетов и развивает космическое направление. Finam.ru рассматривает сильные и слабые стороны компании, а также перспективы включения акций в инвестиционный портфель.

Компания демонстрирует убытки

В 2021 году по-прежнему были получены убытки: $4,29 млрд. Но они оказались в 2,8 раза ниже, чем в 2020 году, значительную часть которого производственные мощности Boeing простаивали во время ковидных локдаунов.

В 1 квартале 2022 года выручка Boeing уменьшилась на 8%, до $13,991 млрд. Чистый убыток составил $1,242 млрд, что в два раза больше аналогичного показателя годичной давности. На выручке сказалось увеличение сроков поставок широкофюзеляжных самолетов и рост расходов из-за сбоев в цепочках поставок и антироссийских санкций.

Последние три года сложились для Boeing неудачно. Среднее за этот период значение ROA составило -3,93% после положительных значений за предыдущие 5 лет - в среднем 5,74%. Это стало результатом резкого снижения выручки на фоне роста долговых обязательств, причем как краткосрочных, так и долгосрочных.

Производственные заказы растут, но сможет ли компания их реализовать

Boeing выпускает широкий спектр гражданской и военной авиационной техники, разрабатывает космические программы. В структуре Boeing функционируют два крупных подразделения - Boeing Commercial Airplanes, занимающееся строительством гражданских самолетов, и Integrated Defense Systems, которое выполняет космические и военные программы.

Гражданский сегмент. Череда неудач в сегмента началась с двух крушений самолетов 737 MAX 8 в 2018 и 2019 годах. В результате Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) совместно с правительственными ведомствами стран-юрисдикций авиакомпаний организовали расследование происшествий. Итогом эпопеи стала выплата в размере $2,5 млрд с учетом компенсации пострадавшим в авиакатастрофах и приостановка эксплуатации самолетов.

С конца 2020 года компания стремилась нарастить поставки 737 MAX, и в целом у нее получилось достичь результата от нескольких единиц до 86 в 1 квартале 2022 года, что в целом не совсем соответствует ожиданиям рынка и планам менеджмента по производству 31 единицы в месяц.

В 2021 году число заказов в гражданском сегменте составило 909 самолетов. При этом было поставлено 340 единиц, что в 2,2 раза больше, чем в 2020 году.

В самом начале 2022 года компания получила крупный заказ от Qatar Airways: согласованная поставка 34 единиц Boeing 777-8 Freighter и опцион еще на 16 единиц этой модели. По стоимости более $20 млрд - этот заказ стал крупнейшим в истории грузовой авиации Boeing. До 50 единиц составляет заказ от этой же компании на пассажирские самолеты Boeing 737 MAX 10.

Также Boeing получил заказ от British Airways на поставку 50 самолетов 737 Max в следующем году. В заказ вошли самолеты Boeing, 25 из которых будут Max 200 большой вместимости, а 25 - еще не сертифицированных Max 10. Заказ также включает в себя варианты еще 100 самолетов, которые будут доступны в период с 2025 по 2028 год.

При этом компания может потерять китайский рынок. Недавнее крушение 737 NG в Китае, несмотря на различие в поколениях с 737 MAX оказало репутационное давление, а разработка китайскими конструкторами собственных среднемагистральных узкофюзеляжных лайнеров C919 ставит под вопрос долгосрочный план обновления флота китайскими авиалиниями продукцией Boeing. Председатель правления China Southern Ма Сюлун заявил, что компания исключила более 100 самолетов 737 MAX из своих ближайших планов по авиапарку.

Из-за давления со стороны FAA компания теряет график поставок и вынуждена дорабатывать ранее поставленные самолеты. По ожиданиям American Airlines, возобновление поставок ожидается после летнего сезона, однако нарушение графика уже привело к выплате компенсации, что не исключает повторения финансовых последствий в будущем. Вышеописанные события, а также существенные проблемы при испытаниях привели к задержкам в выпуске новейшего широкофюзеляжного самолета 777X, поставки которого теперь ожидаются не раньше 2025 года. Boeing оценивает расходы, которые претерпит компания из-за приостановки поставок модели 777 со 2 квартала до возобновления поставок в $1,5 млрд.

В целом коммерческий сегмент Boeing сегодня выглядит достаточно слабо, даже с учетом относительно неплохих продаж 737 MAX, работа FAA существенно замедляет отгрузку новых самолетов, оценивают аналитики "Фридом Финанс". Для выхода на операционную безубыточность, компании необходимо продавать около 600 самолетов в год, сейчас же этот показатель далек от такого результата.

"В случае закрепления результатов 1 квартала на протяжении всего 2022 года, мы сможем увидеть в лучшем случае 400+ доставленных самолетов, однако этого все еще недостаточно для выхода на эффективность", - считают аналитики. Тем временем Airbus по итогам 2021 года перешел на планку в 600 единиц после падения с более чем 800 единиц в 2019 году.

Космические и военные программы. В космической отрасли у компании есть прогресс. Boeing предпринял попытку беспилотного полета космического корабля Starliner CST-100 еще в декабре 2019 года, но эта миссия столкнулась с рядом программных сбоев. Положительной новостью 2022 года стало долгожданное успешное испытание космического корабля. В этот раз корабль летал на станцию без экипажа, а следующий полет станет первым с астронавтами на борту. Вероятно, он состоится в конце этого года.

Starliner - это частный космический корабль, разработанный Boeing в сотрудничестве с NASA, в первую очередь для помощи в доставке астронавтов агентства на Международную космическую станцию и обратно на низкой околоземной орбите.

Также у компании сохраняется стабильный портфель заказов в оборонном сегменте, который на конец 1 квартала 2022 оценивался в $60 млрд.

Оборонное подразделение Boeing выглядит достаточно стабильным и не вызывает вопросов с точки зрения дальнейших денежных потоков, поскольку правительство в силу геополитической нестабильности будет стремиться нарастить продажу вооружения и помочь одному из ведущих оборонных предприятий США, отмечают аналитики "Фридом Финанс".

Покупать акции компании пока можно только на долгосрок

На данный момент инвестировать в акции Boeing не очень перспективно, считает Антон Весенний, автор Telegram-канала "Ленивый инвестор". По его мнению, бумагу ждет дальнейшее снижение.

"Показатель EV/EBITDA за 1 квартал 2022 года составил -85,85. Для сравнения, у основного конкурента, Lockheed Martin, за тот же период он составил 13,69 при капитализации в 1,66 раза выше, чем у Boeing, в то время как долговые обязательства Lockheed Martin ниже в 3,64 раза", - сравнивает Весенний.

Европейский конкурент компании, Airbus, выглядит куда перспективнее и интереснее для инвестиций, отмечает Феодор Иванов, главный редактор InvestFuture. Акции Boeing в ближайшее время, скорее всего, ждет боковик или небольшая коррекция, считает эксперт.

В долгосрочной перспективе у Boeing во всех подразделениях есть драйверы для роста, считает аналитик ФГ "Финам" Наталия Пырьева. С одной стороны, ожидается глобальное восстановление пассажиропотока после пандемии, что даст толчок авиастроению. В компании ожидают, что мировой пассажиропоток вернется к "доковидным" уровням 2019 года в 2023-2024 годах, после чего показатель войдет в фазу роста в следующие несколько лет. С другой стороны, военные бюджеты западных стран сохраняют тенденцию к росту, а у компании стабильно крупный портфель заказов. Выручка сервисного подразделения напрямую зависит от объема заказов подразделения гражданской авиации и оборонно-космического сегмента, поэтому по мере роста заказов будет увеличиваться объем предоставления сопоставимых сервисных услуг, комментирует аналитик.

Несмотря на восстановление международного авиасообщения и рост спроса на гражданские самолеты, а также ситуацию на Украине, стимулирующую увеличение расходов мировых держав на оборону, проблемы с цепочками поставок и растущее инфляционное давление в среднесрочной перспективе будет оказывать негативный эффект на финансовые показатели Boeing, считает Пырьева.

В краткосрочной и среднесрочной перспективе акции Boeing могут оставаться под давлением за счет роста расходов ввиду инфляции и проблем с логистикой, комментирует Пырьева. "Но на дальнем горизонте у котировок промышленного гиганта высокий потенциал для роста на фоне восстановления мирового авиасообщения и роста спроса на оборонную технику", - говорит аналитик.

В краткосрочной и среднесрочной перспективе в акциях может присутствовать повышенная волатильность в связи с медвежьими настроениями на рынке в целом. В случае отскока на рынке акции могут вернуться к уровню $160 за штуку, считают аналитики "Фридом Финанс".

"Если же американские фондовые индексы продолжат падать, мы можем увидеть понижательную тенденцию в акциях компании. Тем не менее, $120 является исторически достаточно сильным уровнем, ввиду чего возможна реализация флэта", - отмечают аналитики.

В перспективе по мере решения проблем с сертификацией самолетов котировки будут расти. Целевой таргет на год и более находится на уровне $210-220 за акцию, по прогнозу аналитиков "Фридом Финанс".

"Компания Boeing имеет неплохие шансы выйти из затяжного кризиса, начавшегося еще до эпидемии Covid-19. Положительный момент связан с крупными заказами и техническими успехами. Инвестирование в Boeing можно рассматривать как долгосрочный вариант для диверсифицированного портфеля, ориентированного на американский фондовый рынок", - подытожил Весенний....
Авторские права на данный материал принадлежат «Finam.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка