О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ученые ЦАГИ разрабатывают нормативное регулирование автономных полетов беспилотных воздушных судов

Беспилотные авиационные системы (БАС) обладают широкими возможностями применения и становятся все более востребованными, но подниматься в воздух они могут пока только под руководством внешнего пилота

Беспилотные авиационные системы (БАС) обладают широкими возможностями применения и становятся все более востребованными, но подниматься в воздух они могут пока только под руководством внешнего пилота. Специалисты работают над полной передачей управления беспилотником искусственному интеллекту. Это требует как технических прорывов, так и значительной доработки законодательной базы по данному направлению. Прежде всего - всестороннего обеспечения безопасности автономных полетов, и, конечно, свой вклад в решение этой задачи вносит и Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского").

Внимание ученых ведущего российского центра авиационной науки сосредоточено на формировании подходов к нормативному регулированию автономной работы БАС, т.е. полетов, проходящих под управлением искусственного интеллекта (ИИ), без вмешательства человека. Посвященный этой теме доклад директора Научно-исследовательского центра беспилотных авиационных систем (НИЦ БАС) ФАУ "ЦАГИ" Владимира Шибаева и начальника сектора НИЦ БАС ФАУ "ЦАГИ" Марка Овсянникова был представлен на IX Евразийской международной конференции "Беспилотная авиация - 2022", прошедшей в Москве.

"Специалистам отрасли предстоит ответить на ряд основополагающих вопросов. Кто будет ответственен за безопасность полетов беспилотников при использовании искусственного интеллекта? Как обеспечить доверие к бортовым системам ИИ? Как внедрить этическую составляющую в процедуры квалификации бортовых систем искусственного интеллекта? Помимо перечисленных задач адаптации нормативно-правовой и нормативно-технической баз, потребуется обеспечить интеграцию организаций, занимающихся разработкой систем искусственного интеллекта (т.е. не владеющих культурой обеспечения безопасности полетов) в авиационную промышленность", - прокомментировал Марк Овсянников.

Кроме того, ученый рассказал о задачах, которые смогут решать автономные беспилотные летательные аппараты уже на начальных этапах внедрения ИИ. Это и интеллектуальная поддержка внешнего пилота при посадке в плохих условиях видимости, и распознавание голосовых сообщений служб управления воздушным движением. Машинный интеллект сможет проводить сбор и обработку метеоданных, определять и классифицировать повреждения элементов конструкции БАС на фотоснимках.

На конференции по беспилотной авиации также обсуждались международные тренды развития индустрии БАС в период преодоления COVID-19 и организация воздушного движения и безопасности полетов, будущее городской авиационной мобильности и многое другое. Не теряют актуальности и работы по совершенствованию нормативной правовой и нормативной технической базы Российской Федерации в области БАС. Всего были представлены доклады по более чем 100 актуальным темам.

Международная конференция и выставка "Беспилотная авиация - 2022" - крупнейшая ежегодная профессиональная площадка для обсуждения всех вопросов нормативно-правового регулирования производства и применения беспилотных летательных аппаратов, презентации трендов и инновационных решений.

Конференция и выставка являются основным международным отраслевым мероприятием в области БАС, в котором традиционно принимают участие организации России, стран СНГ, Европы, Азии и других регионов мира.

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ - крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.

Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского" (далее - Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 года № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.

Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В состав ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" входят следующие предприятия: ФАУ "ЦАГИ" (г. Жуковский, Московская область); ФАУ "ЦИАМ имени П.И. Баранова" (г. Москва); ФГУП "ГосНИИАС" (г. Москва); ФГУП "СибНИА имени С.А. Чаплыгина" (г. Новосибирск); ФКП "ГкНИПАС" (пос. Белозерский, Московская область).
...
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦАГИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка