О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

КТ-1: как в СССР во время войны создали летающий танк

Наименование "летающий танк" обычно употребляют по отношению к легендарному штурмовику Ил-2, который стал самым массовым боевым самолетом Второй мировой войны

Наименование "летающий танк" обычно употребляют по отношению к легендарному штурмовику Ил-2, который стал самым массовым боевым самолетом Второй мировой войны. Однако мало кто знает, что в Советском Союзе делались попытки поставить "на крыло" самый настоящий танк. Уникальная разработка получила название "крылатый танк КТ-1" или А-40.

Крылатый танк конструкции Антонова

С первых недель Великой Отечественной войны советские партизаны успешно освобождали от фашистов целые районы в тылу вермахта. Однако "народным мстителям" крайне не хватало тяжелой техники. Бывали случаи, когда партизаны подбирали на местах прошедших боев сломанные немецкие или советские танки, ремонтировали их и использовали для атаки на полицаев. Последние, не имея противотанковых орудий, обычно предпочитали спасаться бегством. Центральный штаб партизанского движения понимал выгоды от применения танков. Однако перебросить подобную технику через линию фронта можно было только по воздуху, а транспортные самолеты попросту "не потянули" бы такой груз.

Решить эту нестандартную задачу вызвался известный конструктор Олег Антонов, занимавшийся разработкой беспилотных летательных аппаратов с 1920-х годов. По некоторым данным, он был потомком декабриста Дмитрия Антонова. В советское время семья Антонова скрывала свое дворянское происхождение. В 1923 году, в возрасте 17 лет, юноша записался в "Общество друзей Воздушного флота", а на следующий год представил в Крыму первый построенный им планер "Голубь". С 1931 года Антонов работал главным конструктором Московского планерного завода в Тушино, а после его закрытия устроился в 1938 году в Конструкторское бюро А.С. Яковлева, где переключился на легкие самолеты. Но с началом Великой Отечественной войны возникла потребность в десантных и транспортных планерах. Для доставки грузов партизанам, использовался, например, созданный Антоновым в 1941 году цельнодеревянный планер А-7.

Чтобы перебросить легкий танк Т-60, имевший минимальную массу 5,8 тонн, требовалось совсем другое решение. Конструктор придумал закрепить на танке крылья бипланного типа размахом 18 метров и двухбалочный хвост с оперением. Фюзеляжем такого планера становился сам танк. Длина конструкции с хвостом составляла 12 метров.

"Бипланная коробка крыльев и хвостовые балки крепились к корпусу танка в четырех точках нижнего крыла, - описывает схему А-40 биограф Антонова Николай Якубович. -(...) Для уменьшения аэродинамического сопротивления воздуха башня при монтаже планера на танке разворачивалась пушкой назад".

Стрелять из пушки в воздухе, разумеется, не планировалось. Внутри танка сидел пилот-водитель, который обозревал местность с помощью особого оптического устройства. Крылатый танк не имел винта и должен был лететь на буксире за тяжелым самолетом. Как утверждает писатель Виктор Суворов в книге "Ледокол", "перед приземлением двигатель танка запускался и гусеницы раскручивались до максимальной скорости". После посадки крылья и хвост должны были отсоединяться.

Испытания

Опытный образец КТ-1 был построен в апреле 1942 года в Тюмени, а 7 августа начались его испытания на аэродроме Летно-исследовательского института в подмосковном Жуковском. Буксировать летающий танк должен был четырехмоторный тяжелый бомбардировщик ТБ-3. Чтобы максимально облегчить вес танка, с него снимали башню, а в бак заливали не больше 100 литров бензина. На первом этапе испытаний с участием планериста-рекордсмена Сергея Анохина были выполнены пробежки на буксире и подлеты на высоту до четырех метров.

Полноценно поднять "танкопланер" на крыло попытались 2 сентября. Конструкция взлетела без проблем, но в воздухе выяснилось, что мощности ТБ-3 недостаточно для того, чтобы развить расчетную скорость 160 км/ч. Моторы бомбардировщика стали перегреваться. Пилот самолета отдал команду Анохину, и тот, отцепившись, приземлился в аэропорту Быково. Увидев, что по взлетной полосе движется необычная машина, сотрудники аэропорта запаниковали. Очевидно они решили, что это немецкий десант. Лишь выйдя из танка, Анохин сумел успокоить людей.

Поскольку у Советского Союза не было самолетов-буксиров нужной мощности, работы над А-40 прекратили. Партизанам пришлось и дальше воевать без танков.

Стоит отметить, что до Второй мировой войны и во время нее эксперименты по созданию летающих танков велись в США, Великобритании и Японии, но ни одна страна так и не смогла довести прототипы до боевого применения....
Авторские права на данный материал принадлежат «Русская семерка». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка