О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Как синоптики помогают зондировщику искать подходящие облака для вызова дождя в Якутии

В Якутии с мая работают самолеты-зондировщики, вызывающие искусственные дожди для предупреждения лесных пожаров

В Якутии с мая работают самолеты-зондировщики, вызывающие искусственные дожди для предупреждения лесных пожаров. Почему не все облака подходят для формирования дождя, и как происходит процесс вызова осадков, корреспонденту ЯСИА рассказала Татьяна Маршалик, исполняющий обязанности начальника Якутского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Синоптический обзор

Перед вылетом летные наблюдатели, работающие в самолетах-зондировщиках, всегда запрашивают у метеорологов все данные о погодных процессах, происходящих в ближайшие сутки-двое над территорией того или иного региона.

"Мы предоставляем им синоптический обзор. То есть подаем данные обо всех процессах, которые на данный момент проходят над территорией республики, в том числе, какая облачность и где. Многие думают, что, какие бы облака ни были, любое можно обстрелять, и пойдет дождь. Это неверно. Поэтому мы помогаем летнабам найти подходящие облака", - объясняет Маршалик.

Для вызова дождей с помощью йодистого серебра используются специальные пиропатроны, и облачность должна пройти отбор по многим параметрам. В первую очередь, это форма облака, ее горизонтальная и вертикальная протяженность, высота конденсации и водности. Кроме того, учитываются фазы развития облака, которые начинаются от нулевой изотермы (линии одинаковых температур. - Прим. ред.) и ниже. От этих немаловажных факторов зависит процесс кристаллизации и аккумулирования влаги в облаках.

"Уже по полученным от нас данным, в том числе и в ходе телефонных консультаций, специалисты решают, когда им лучше вылетать, где будут проходить тот или иной фронт или циклон. Зондировщик обстреливает облака за несколько часов до того, как начнется дождь, чтобы он пролился как раз тогда, когда облака подойдут к нужной территории", - говорит начальник ЯУГМС.

Через сутки после работы зондировщика синоптики предоставляют данные о количестве выпавших осадков, которые специалисты уже накладывают на свои карты и проверяют, насколько эффективно сработали в том или ином районе.

Нестандартная облачность

Для Якутии с ее резко континентальным климатом нехарактерна мощная по высоте облачность, поэтому и вылеты совершаются не так часто, чтобы не расходовать впустую пиропатроны.

Немаловажной проблемой являются не только нестандартные облака, но и слабая сеть метеостанций. На территории республики их всего 99. На помощь метеорологам приходят сами жители наслегов. Так, например, Сунтарский район давно стал "ведомственной сетью", которая исправно сообщает о погоде.

"Обычно ведомственную сеть создают организации, которым необходимы точные данные о погоде для непосредственной работы, например, дорожники. В Сунтарском районе главы поселений ежедневно передают свои наблюдения главе улуса, а он уже отправляет их нам. Допустим, в одном наслеге ясно и солнечно, а в другом идет гроза - так и пишут в сообщениях. Грозу мы можем отследить только визуально, поэтому такие наблюдения жителей нам очень помогают. И эту информацию от населения мы также используем для консультаций зондировщиков. Ведь в том же Сунтарском районе есть всего две метеостанции - Сунтар и Крестях, а глава района присылает данные еще как минимум с 15 наслегов", - говорит Маршалик.

Помимо тушения пожаров, у самолетов есть и другие задачи. Например, предотвратить засуху, чтобы трава росла гуще.

Напомним, первый самолет-зондировщик Як-42 работал в Якутии с начала мая. Прибывший 2 июня Ан-30 будет находиться в республике все лето и работать на предупреждении и тушении лесных пожаров не только в центральных и южных районах, но и в арктической группе улусов. В конце недели прилетит Ан-26 "Циклон". Если первые два вызывают осадки для предупреждения лесных пожаров, то "Циклон" будет работать на уже возникших....
Авторские права на данный материал принадлежат «ЯСИА». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка