Русская семерка
10 июня 2022, 08:19
Почему СССР не применял свои беспилотники в боях Великой Отечественной
Использование беспилотных летательных аппаратов считается характерным признаком войн современности и, вероятно, ближайшего будущего
"Планеры специального назначения"
Отечественным пионером разработки беспилотников стало учреждение, казалось бы, не имеющее отношения к авиации - "Научно-исследовательский минно-торпедный институт" в Ленинграде. С 1933 года здесь, в специально созданной лаборатории No22, под контролем конструктора Соломона Валка создавали "планер специального назначения". По задумке авторов, этот летательный аппарат предназначался для атак на береговые укрепления и морские суда. Посылать к ним пилотируемые бомбардировщики было опасно из-за активности зенитной артиллерии.
В 1935 году по заказу НИМТИ Особое конструкторское производственное бюро (главный конструктор Павел Гроховский) выпустило модель ПСН-1, вернее, ее опытные образцы. Планер с прикрепленной к нему торпедой или просто зарядом взрывчатки подвешивался к крылу тяжелого бомбардировщика ТБ-3. Когда самолет оказывался в воздухе, планер отцепляли. Дальнейшее наведение на цель происходило с помощью инфракрасного луча.
Полномасштабные испытания планеров-беспилотников начались в августе 1935 года на одном из озер в поселке Кречевицы под Новгородом. Но репрессии в отношении Михаила Тухачевского в 1937 году затронули и курируемую им сферу дистанционно управляемых боевых машин. В результате ареста сотрудников ОКБ серия планеров так и не увидела свет.
В первый год Второй мировой войны было решено выпустить новую модель - ПСН-2 конструктора Василия Никитина.
"ПСН-2 мог нести бомбу ФАБ-1000 весом 1000 кг или торпеду аналогичного веса. В качестве самолета-носителя для ПСН-2 первоначально планировалось использовать самолеты ТБ-3, а в дальнейшем ДБ-3, но серийное производство последней машины несколько раз откладывалось", - отмечает Михаил Козырев в книге "Авиация Красной Армии".
В июле 1940 года работы по разработке планеров спецназначения внезапно были свернуты по приказу наркома ВМФ Николая Кузнецова. Ни один боевой вылет так и не состоялся.
Рухнувший "Дедал"
Параллельно в "Остехбюро" велись работы по переделке самого бомбардировщика ТБ-3 и предшествовавшей ему модели ТБ-1 в радиоуправляемые самолеты. "Начинкой" данных аппаратов служила телемеханическая система "Дедал", которая могла управлять бомбардировщиком в воздухе, но не при взлете. Поэтому предполагалось, что ТБ-3 будет поднимать на крыло летчик. При подлете к цели пилот должен был, рискуя жизнью, пересесть на истребитель И-15. Тем временем летящий следом самолет управления доводил боевую миссию до завершения. В 1940 году эти наработки нашли окончательное воплощение в системе боевых тандемов. В паре с радиоуправляемым самолетом-торпедой ТБ-3 летел управляющий самолет - бомбардировщик СБ-2 или ДБ-3. До практических испытаний дело дошло лишь на второй год Великой Отечественной войны. С помощью беспилотника планировалось уничтожить 4 тоннами взрывчатки железнодорожный узел в Вязьме, удерживаемый немцами. Но в решающий момент отказала электронная аппаратура (в антенну радиопередатчика на самолете ДБ-3Ф попал осколок зенитного снаряда). В итоге ТБ-3 упал, не долетев до цели. Судьба второго боевого тандема сложилась еще хуже - оба самолета были уничтожены прямо на аэродроме.
Больше к теме беспилотников не возвращались до 1944 года, когда авиаконструктор Владимир Вахмистров предложил проект боевого планера, оснащенный гироскопическим автопилотом. К слову, похожую систему немцы устанавливали на самолеты-снаряды "Фау-1", с помощью которых летом 1944 года бомбили Лондон. Задумка Вахмистрова так и осталась лишь на бумаге.
Таким образом, дорогостоящая разработка беспилотников не принесла никаких практических результатов на войне. Самые смелые идеи отечественных конструкторов не были реализованы из-за технического отставания страны....
Авторские права на данный материал принадлежат «Русская семерка». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 19, 2024
Аэрофлот за первый квартал увеличил перевозки на направлениях Москва - Уфа и Москва - Челябинск
Апрель 18, 2024
Комплекс испытаний SJ-100 в СибНИА выполнен на 30-40 %
Апрель 19, 2024
Аэропорт Дубая ограничил число прибывающих рейсов на 48 часов
Апрель 19, 2024
Филиппины получили от Индии первую партию ракет BrahMos