О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Почему СССР не применял свои беспилотники в боях Великой Отечественной

Использование беспилотных летательных аппаратов считается характерным признаком войн современности и, вероятно, ближайшего будущего

Использование беспилотных летательных аппаратов считается характерным признаком войн современности и, вероятно, ближайшего будущего. Однако мало кто знает, что уже в 1930-х годах Советский Союз, готовясь к грядущей войне, испытывал самолеты на радиоуправлении, способные доставлять на позиции врага тонны взрывчатки.

"Планеры специального назначения"

Отечественным пионером разработки беспилотников стало учреждение, казалось бы, не имеющее отношения к авиации - "Научно-исследовательский минно-торпедный институт" в Ленинграде. С 1933 года здесь, в специально созданной лаборатории No22, под контролем конструктора Соломона Валка создавали "планер специального назначения". По задумке авторов, этот летательный аппарат предназначался для атак на береговые укрепления и морские суда. Посылать к ним пилотируемые бомбардировщики было опасно из-за активности зенитной артиллерии.

В 1935 году по заказу НИМТИ Особое конструкторское производственное бюро (главный конструктор Павел Гроховский) выпустило модель ПСН-1, вернее, ее опытные образцы. Планер с прикрепленной к нему торпедой или просто зарядом взрывчатки подвешивался к крылу тяжелого бомбардировщика ТБ-3. Когда самолет оказывался в воздухе, планер отцепляли. Дальнейшее наведение на цель происходило с помощью инфракрасного луча.

Полномасштабные испытания планеров-беспилотников начались в августе 1935 года на одном из озер в поселке Кречевицы под Новгородом. Но репрессии в отношении Михаила Тухачевского в 1937 году затронули и курируемую им сферу дистанционно управляемых боевых машин. В результате ареста сотрудников ОКБ серия планеров так и не увидела свет.

В первый год Второй мировой войны было решено выпустить новую модель - ПСН-2 конструктора Василия Никитина.

"ПСН-2 мог нести бомбу ФАБ-1000 весом 1000 кг или торпеду аналогичного веса. В качестве самолета-носителя для ПСН-2 первоначально планировалось использовать самолеты ТБ-3, а в дальнейшем ДБ-3, но серийное производство последней машины несколько раз откладывалось", - отмечает Михаил Козырев в книге "Авиация Красной Армии".

В июле 1940 года работы по разработке планеров спецназначения внезапно были свернуты по приказу наркома ВМФ Николая Кузнецова. Ни один боевой вылет так и не состоялся.

Рухнувший "Дедал"

Параллельно в "Остехбюро" велись работы по переделке самого бомбардировщика ТБ-3 и предшествовавшей ему модели ТБ-1 в радиоуправляемые самолеты. "Начинкой" данных аппаратов служила телемеханическая система "Дедал", которая могла управлять бомбардировщиком в воздухе, но не при взлете. Поэтому предполагалось, что ТБ-3 будет поднимать на крыло летчик. При подлете к цели пилот должен был, рискуя жизнью, пересесть на истребитель И-15. Тем временем летящий следом самолет управления доводил боевую миссию до завершения. В 1940 году эти наработки нашли окончательное воплощение в системе боевых тандемов. В паре с радиоуправляемым самолетом-торпедой ТБ-3 летел управляющий самолет - бомбардировщик СБ-2 или ДБ-3. До практических испытаний дело дошло лишь на второй год Великой Отечественной войны. С помощью беспилотника планировалось уничтожить 4 тоннами взрывчатки железнодорожный узел в Вязьме, удерживаемый немцами. Но в решающий момент отказала электронная аппаратура (в антенну радиопередатчика на самолете ДБ-3Ф попал осколок зенитного снаряда). В итоге ТБ-3 упал, не долетев до цели. Судьба второго боевого тандема сложилась еще хуже - оба самолета были уничтожены прямо на аэродроме.

Больше к теме беспилотников не возвращались до 1944 года, когда авиаконструктор Владимир Вахмистров предложил проект боевого планера, оснащенный гироскопическим автопилотом. К слову, похожую систему немцы устанавливали на самолеты-снаряды "Фау-1", с помощью которых летом 1944 года бомбили Лондон. Задумка Вахмистрова так и осталась лишь на бумаге.

Таким образом, дорогостоящая разработка беспилотников не принесла никаких практических результатов на войне. Самые смелые идеи отечественных конструкторов не были реализованы из-за технического отставания страны....
Авторские права на данный материал принадлежат «Русская семерка». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка