О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В небо - на электросамолете

У многих слово "электродвигатель" ассоциируется с чем-то громоздким, что необходимо подключать к электрической сети

У многих слово "электродвигатель" ассоциируется с чем-то громоздким, что необходимо подключать к электрической сети. Благодаря научно- техническому прогрессу как в области электрических машин, так и в области силовой электроники и химических источников тока электродвигатели "оторвались" от сети, и на улицах мы видим все больше электромобилей, которые приводят в движение мощные, но сравнительно легкие электродвигатели. Удельная мощность электродвигателей - соотношение мощности и массы двигателя уже достигло показателя 8 кВт/кг. Такие двигатели пригодны не только для наземного транспорта, но и для авиации.

Наиболее часто электродвигатели поднимают в воздух небольшие летательные аппараты - дроны. Применяются они повсюду для самых разных целей.

Литовское предприятие по проектированию и изготовлению планеров "Sportinė aviacija ir Ko" ставит на некоторые свои планеры (по желанию заказчика) в носовой части электродвигатель массой 7 кг, максимальная мощность которого 23 кВт. Двигатель вращает винт диаметром 1 м, лопасти которого в нерабочем режиме складываются вдоль фюзеляжа. Дальность полета около 100 км. Пилот планера вместо вынужденной опасной посадки где-то в поле в случае необходимости может включить электродвигатель и без проблем вернуться на аэродром.

В 2009 году в Австралии было основано предприятие "magniX" по исследованиям в области электромашиностроения. В 2017 году оно создало весьма удачный прототип авиационного электродвигателя. Когда израильская фирма "Eviation Aircraft" представила концепцию своего полностью электрического самолета "Алиса" (Alice), предпочтение было отдано двигателю "magniX", потеснившему в конкурсе двигатель солидной корпорации "Сименс".

Проект "Алиса" - самолет для девяти пассажиров и двух членов экипажа, оснащенный двумя электродвигателями "magniX 650", мощностью 640 кВт каждый. Крейсерская скорость 407 км/час, дальность полета 815 км. Летные испытания начались в январе этого года, полная сертификация и начало эксплуатации запланированы на 2024 год. Федеральная почта Германии заказало на 2024 год 12 самолетов "Алиса" в грузовом исполнении для курьерских перевозок внутри страны.

Ведутся работы и по созданию гибридных авиационных двигателей. Это комбинация турбовинтового и электрического двигателей. Электрическая часть служит стартером и помогает при взлете, создавая дополнительную тягу, и отключается в режиме горизонтального полета. По оценке специалистов, такое решение обеспечит до 25% экономии топлива. Концерн "Airbus SE" планирует использование гибридных авиа¬двигателей с 2035 года.

В пользу самолетов с электродвигателями есть веские аргументы. Ведь самолет обычно летит над слоем облачности, освещенный солнцем. А энергетическая мощность светового потока солнца примерно 1,3 кВт/м2 при освещении плоскости, перпендикулярной световому потоку. Солнечная батарея может превратить эту энергию в электрическую, обеспечивая работу двигателя. Нет другого двигателя, способного работать за счет энергии солнца.

Основные препятствия для использования солнечной энергии в авиации - это хрупкость материала и довольно низкая, порядка 20%, энергетическая эффективность солнечных батарей. Надо полагать, что вскоре будет найдено решение этих проблем.

Принципиальную возможность полета с использованием только солнечной энергии доказал проект "Solar Impulse 2". Это швейцарский проект стоимостью 170 млн долларов США по созданию самолета, использующего исключительно энергию солнца. Размах крыла самолета 72 метра, масса 2300 кг, оборудование салона, в том числе кислородное, обеспечивает возможность полета на высоте 12 000 метров. Реально самолет способен подняться на высоту 8500 метров, суммарная мощность четырех его электродвигателей около 52 кВт, крейсерская скорость 70 км/час, экипаж - один человек.

Самолет стартовал в круго¬светный полет 9 марта 2015 года в Абу-Даби.

Изначально маршрут был разбит на 12 этапов. Были побиты рекорды дальности полета как электрического самолета, так и одноместного самолета вообще, но полет пришлось прервать из-за повреждения аккумуляторных батарей. Осуществление проекта было возобновлено лишь в апреле 2016 года перелетом с Гавайев в Калифорнию и завершилось в аэропорту вылета Абу-Даби 26 июля 2016 года....
Авторские права на данный материал принадлежат «Обзор». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка