Автор: Илья Словесный
Опубликовано: 22.06.2022, 08:41
 

Рейсы могут задержаться

Российский авиапарк скорее заместят отечественными самолетами, чем разберут на запчасти. Но не так быстро, как говорят чиновники


В середине июня авиакомпания "Россия", входящая в группу "Аэрофлот", пополнила свой флот 70-м самолетом Sukhoi Superjet 100. Лайнер компания получила от флагманского перевозчика группы в рамках бизнес-стратегии, согласно которой "Россия" фокусируется на региональных маршрутах внутри страны - для них как раз подходят ближнемагистральные "Суперджеты". Сам "Аэрофлот" рассчитывал занять место премиальных авиалиний, сделав упор на дальние международные рейсы, что в текущих условиях закрытого неба оказывается проблематичным. Тем не менее, как сообщают в пресс-службе "России", "Аэрофлот" не оставляет намерений полностью отказаться от "Суперджетов" и передаст "дочке" свой последний самолет 1 сентября.

Хотя международные санкции существенно подкосили отечественную авиацию, в том числе и "Аэрофлот" (в марте компания даже потеряла лидерство по пассажиропотоку, уступив S7 и "Победе"), сохранять российские лайнеры у старейшего перевозчика страны нет необходимости, считает исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. "Еще пандемия показала, что бизнес-модель "Аэрофлота" весьма чувствительна к закрытию международных направлений. Соответственно, такого количества самолетов, которое было у компании, ей сейчас не нужно. Даже с учетом того, что "Аэрофлот" начал летать из регионов, я все равно полагаю, что существующий парк избыточен", - высказывает мнение эксперт.

Бережливость не помешает

Олег Пантелеев отмечает, что в условиях, когда из-за дефицита запчастей неизбежно будет происходить "каннибализация" (использование части флота в качестве "доноров" составляющих для остальных самолетов), избыток воздушных судов у "Аэрофлота" дает возможность дольше поддерживать летную годность машин.

Также появляется надежда на приобретение комплектующих из третьих стран для не изъятых лизингодателями Boeing и Airbus. 17 июня посол КНР в Москве Чжан Ханьхуэй сообщил, что Китай готов поставлять детали для самолетов в Россию и над этим уже ведется работа. При этом еще в начале марта китайские поставщики отказывались сотрудничать в данном направлении с российскими авиакомпаниями - об этом сообщал начальник управления поддержания летной годности воздушных судов Росавиации Валерий Кудинов.

Как ни парадоксально, угроза дефицита комплектующих нависает над "Суперджетами" даже больше, чем над самолетами иностранного производства. Примерно на 70% отечественные воздушные суда состоят из импортных деталей, а максимально импортозамещенная модель Superjet New пойдет в производство не ранее конца 2023 года. За это время накопленные запчасти могут иссякнуть, поэтому, возможно, некоторым самолетам все-таки придется стать "донорами". "Ничего эксклюзивного в этом нет - с "Суперджетами" такое и раньше происходило", - без удивления говорит один из аналитиков рынка в беседе с "ДП".

Олег Пантелеев оценивает сегодняшнее положение скорее оптимистично. "Все-таки российская сторона сумела сформировать довольно большие складские запасы комплектующих для "Суперджетов", что в целом дает возможность поддерживать парк в эксплуатации", - говорит он. Однако, по словам эксперта, сложности с поставками иностранных узлов все равно ожидаемы, так как из-за санкций западные заводы могут просто свернуть выпуск уникальных устройств для отечественных самолетов.

Тем не менее закупка хотя бы некоторых механизмов через "дружественные" страны так или иначе поможет сохранить российские лайнеры пригодными для полетов, говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. "У "Суперджета" есть как уникальные комплектующие, так и детали, аналогичные продукции Airbus. Западные партнеры тоже старались исхитриться, чтобы особо не вкладываться в новые производства, а пристроить то, что уже имелось", - объясняет Роман Гусаров.

По заявлениям перевозчиков, разбор "Суперджетам" в их парках пока не грозит. В пресс-службе авиакомпании "Россия" говорят, что большая часть флота - новые самолеты с длительным сроком эксплуатации, а на складах накоплен достаточный набор запчастей.

Представители компании "ИрАэро", в эксплуатации которой сейчас находится шесть экземпляров Sukhoi Superjet 100, сообщают, что в настоящий момент присутствуют некоторые трудности со снабжением российских самолетов компонентами, но решать их удается, поэтому разбирать лайнеры не будут.

"Наоборот, ситуация даже стабилизируется. Мы тесно работаем с промышленностью: есть сроки по снабжению запчастями от производителя, решения по судьбе ремонта двигателей предприятием "ОДК-Сатурн". В частности, на следующей неделе планируем получить от ОДК два отремонтированных двигателя на "Суперджеты". На ситуацию мы смотрим пусть с осторожным, но оптимизмом", - говорят в пресс-службе "ИрАэро".

Требуется ритмичный темп

В ходе ПМЭФ-2022 министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил, что до 2030 года авиаперевозчики страны получат около 1000 отечественных лайнеров - более сотни Superjet New, 270 среднемагистральных МС-21 (модель пока только проходит испытания), а также Ил-114-300, Ту-214, Ил-96 и новые региональные самолеты, находящиеся сейчас в разработке. При этом одновременно импортозамещаться будут действующие иностранные элементы воздушных судов.

Роман Гусаров считает такие обещания довольно амбициозными и дает более скромный средневзвешенный прогноз. По его мнению, до 2030 года промышленность страны способна выдать порядка 500 самолетов - и это еще будет огромной удачей.

"В этом году мы по большому счету не можем производить никаких магистральных самолетов, кроме "Суперджета", - но это будет ограниченная партия около 10 единиц, потому что дальше иссякнут иностранные комплектующие. Надо будет выпускать уже отечественный самолет. А он пойдет в серию, на мой взгляд, не раньше 2024 года, как и полностью импортозамещенный МС-21", - полагает аналитик.

Он поясняет, что в силу особенностей адаптации производства к новым условиям предел для 2024 года - 25 новых самолетов, включая несколько экземпляров Ил-96 и Ту-214. Далее мощности станут постепенно нарастать, и в течение следующих 4-5 лет возможно выйти на запланированный показатель по "Суперджетам", а также выпускать порядка 70 штук новых МС-21 в год - но это будет уже только на рубеже 2028-2029 годов.

Успех планов по полному замещению зарубежного флота российским, по словам Олега Пантелеева, зависит от того, как оперативно поставщики, разрабатывающие альтернативные иностранным системы, смогут выйти на ритмичные темпы работы.

"В целом, если мы говорим о производстве самолетов Superjet 100 еще с импортными комплектующими, Объединенная авиастроительная корпорация уже демонстрировала способность выпустить более 30 лайнеров в год, поэтому сомнений в том, что она может поставить достаточно большое количество самолетов, нет", - резюмирует эксперт.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 22 июня 2022 года | Дайджест публикаций за 22 июня 2022 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «DP.Ru // Деловой Петербург». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: МС-21 (в процессе тестирования)

Комментарии к новости