О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Пушки, бомбы и помехи. Боевые возможности военно-транспортного самолета Ил-76

Главная функция военно-транспортного самолета Ил-76 заключается в перевозке людей и разнообразных грузов

Главная функция военно-транспортного самолета Ил-76 заключается в перевозке людей и разнообразных грузов. При этом он имеет и другие возможности, прямо связанные с военным применением. Так, на борту самолета имеется набор систем и вооружений, при помощи которых он может защититься от нападения или атаковать намеченную наземную цель.

Для защиты и ударов

Будущий Ил-76 разрабатывался в конце шестидесятых годов по заказу ВВС СССР. Войска нуждались в самолете большой грузоподъемности, способном перевозить разнообразные грузы и обеспечивать высадку воздушных десантов. Предполагаемые функции и задачи оказали самое заметное влияние на облик, оснащение и характеристики получившегося самолета.

В частности, считалось, что в ходе десантной операции транспортному самолету придется прорывать противовоздушную оборону противника. В связи с этим ему требовались средства для самозащиты от радиолокационных средств, истребительной авиации и зенитных ракет. Кроме того, было предложено дать самолету ограниченные ударные возможности. Все эти требования были учтены в проекте.

Для предотвращения или затруднения обнаружения различными средствами самолет оснастили устройствами для отстрела дипольных отражателей и ложных тепловых целей. Бороться с истребителями или ракетами предлагалось при помощи кормовой пушечной установки. Также предусмотрели возможность применения свободнопадающих бомб.

Серийное производство Ил-76 стартовало в начале семидесятых, и одновременно с ним запустили процесс создания новых модификаций, продолжающийся до сих пор. В ходе развития базовой версии самолета выполнялась доработка конструкции, заменялись различные системы и приборы. Также совершенствовались средства защиты. Впрочем, кардинальные изменения не внедрялись.

Кроме того, в последние десятилетия наметился курс на отказ от некоторых систем защиты. Так, последний на данный момент вариант самолета Ил-76МД-90А не имеет кормовой пушечной установки. Кроме того, демонстрировавшиеся образцы этого типа, уходя с завода, не имели устройств отстрела ДО и ЛТЦ. Неясен и точный состав радиоэлектронного оборудования.

Четыре ствола

Самым заметным средством самозащиты Ил-76 является пушечная установка 9-А-503. Она размещена в хвосте фюзеляжа, под остеклением кабины, и предназначается для поражения воздушных и наземных целей в задней полусфере. Установка имеет дистанционно управляемые приводы наведения и несет две 23-мм двуствольные пушки ГШ-23. Каждое такое орудие показывает скорострельность 3-4 тыс. выстр./мин.

Кормовая установка управляется старшим воздушным стрелком, работающим в кабине рядом с ней. На его рабочем месте имеется оптическая прицельная станция с коллиматорным прицелом и пультом дистанционного управления. Также предусмотрен радиолокационный прицел "Криптон" с баллистическим вычислителем, упрощающий поражение скоростных целей. Антенна "Криптона" размещается внутри собственного обтекателя над остеклением кабины.

Пушечная установка предназначается для самозащиты от истребителей или ракет, атакующих из задней полусферы. Высокие характеристики двух пушек и наличие развитых систем управления обеспечивают высокую вероятность поражения такой цели. Кроме того, при полете на малой высоте ГШ-23 могут применяться по наземным целям, входящим в поле зрение стрелка. Однако в таком случае затрудняется поиск целей и сокращается время для атаки.

Защита от обнаружения

Уже в первых версиях проекта Ил-76 были предусмотрены меры по защите от радиолокационных и инфракрасных средств обнаружения и/или наведения. При дальнейшей модернизации такие системы сохранялись, но несколько раз менялся их состав и конфигурация.

Неизменным компонентом Ил-76 разных модификаций и серий, построенных для ВВС, являлась станция предупреждения об облучении СПО-10. По ее сигналам экипаж должен был использовать имеющиеся средства противодействия, состав которых менялся в разных сериях. В последних проектах модернизации ее планировалось дополнить ультрафиолетовыми датчиками предупреждения о ракетных пусках.

При облучении РЛС противника или выявлении пуска ракеты самолет должен использовать автоматы отстрела пассивных помех. Изначально Ил-76 получали по четыре автомата АПП-50Р: два на обтекателях основных стоек шасси и два на бортах за ними. Все эти системы вмещали 384 патронов с ложными тепловыми целями или дипольными отражателями. Позже конфигурация и размещение автоматов изменялись. Так, поздние модификации получают пару таких устройств на фюзеляже, причем с сохранением прежнего боекомплекта. Также внедрялись аналогичные автоматы АСО-2И-Е7р.

Часть самолетов из разных серий и разных лет производства получала средства радиоэлектронной борьбы. На них ставились станции активных помех семейства "Сирень" или более поздние системы такого рода. Впрочем, несколько известно, большая часть построенных Ил-76 могла ставить только пассивные помехи.

Транспортник-бомбардировщик

Транспортный Ил-76 способен наносить бомбовые удары по наземным целям. Для этого на консолях крыла предусмотрены четыре универсальных балочных держателя УБД-3ДА. На каждом из них подвешивается по одной свободнопадающей бомбе калибра до 500 кг. Ввиду отсутствия необходимых приборов управления, самолет не может применять управляемое вооружение.

За применение бомб отвечает штурман, работающий в носовой застекленной кабине. Сброс бомб осуществляется с использованием автоматизированного пилотажно-навигационного прицельного комплекса "Купол". Также имеется бомбовый прицел НКБП-7 с ручным управлением.

Оружие и практика

Системы защиты самолетов Ил-76 неоднократно проверялись на практике, как в учебных, так и в боевых условиях. В локальных конфликтах последних десятилетий самолеты сталкивались с угрозой переносных зенитных ракетных комплексов. В связи с этим экипажам приходилось постоянно применять автоматы АПП-50Р и ЛТЦ для них. Такая защита и грамотные действия экипажей дали желаемый результат - потери от ПЗРК за все время были минимальными.

В мирное время экипажи Ил-76 в основном решают задачи перевозки людей и грузов, а также участвуют в различных учениях. Кроме того, они регулярно получают возможность проверить свои навыки применения штатного вооружения. В ходе таких мероприятий штурманы атакуют наземные мишени при помощи учебных бомб, а стрелки ведут огонь из кормовых пушек.

Опыт подобных учений показывает, что Ил-76 имеет определенный потенциал в качестве ударного самолета. Бомбы калибра до 500 кг и 23-мм снаряды способны уничтожать живую силу, технику и постройки противника. Точность стрельбы и бомбометания в целом соответствует поставленным задачам и предъявляемым требованиям. Впрочем, по своим боевым качествам транспортный самолет существенно уступает специализированным бомбардировщикам. Пушечное и бомбовое вооружение рассматривается исключительно как вспомогательное средство.

Развитие продолжается

Военно-транспортный самолет Ил-76 предназначается для работы в сложных условиях и при наличии ряда серьезных угроз. В связи с этим с самого начала он имел средства защиты разного рода. Кроме того, предусмотрели возможность нанесения ударов по наземным целям. Такую конфигурацию и соответствующие возможности имеют почти все самолеты, имеющиеся в ВВС России

Тем не менее, условия работы и требования заказчика меняются. В рамках последней модернизации Ил-76МД-90А было решено отказаться от кормовой пушечной установки. При этом использовали другие агрегаты и получили новые возможности. И есть основания полагать, что выросший уровень защиты полностью компенсировал потери от удаления пушечного вооружения. Как будут развиваться другие элементы защиты и вооружения, покажет время....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка