О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Директор аэропорта Владивостока - о проблемах в авиации, новых рейсах в Сочи и на Шерегеш и шансах на заграницу

В конце 2019 года АО "Международный аэропорт Владивосток" сменил генерального директора

В конце 2019 года АО "Международный аэропорт Владивосток" сменил генерального директора. Это кресло занял Андрей Виниченко, для которого многое было впервые - руководство аэропортом, переезд из Москвы на берег Тихого океана. И именно на него выпали испытания последних трех лет, обрушив внутренний пассажиропоток, закрыв на замок международные маршруты и принеся компании убытки. Как компания преодолевает сложности и почему Владивосток не такой, как все, - в интервью для редакции VL.ru.

- Андрей Валерьевич, с февраля этого года против российской авиационной отрасли введены беспрецедентные санкции, из России уходят иностранные компании. Давайте поговорим о том, как это отразилось на работе нашего аэропорта?

- Владивосток настолько уникальный аэропорт, что с начала спецоперации почти ничего не поменялось. Наш пассажиропоток состоял из 49% международных рейсов и 51% внутренних. С начала пандемии в 2020 году были сокращены все международные рейсы, российский пассажиропоток рухнул. Но если внутренний потом восстановился, то возврата международных рейсов не произошло. Максимум, в пределах 1-2% по сравнению с объемами 2019 года. Их мы и потеряли с начала спецоперации, но в целом какие объемы были, такие и остались.

Если взять, к примеру, аэропорт Омска, откуда выполнялось в неделю 2-3 международных рейса, то им достаточно было вернуть внутренние рейсы, чтобы восстановиться на 99%. Мы не восстановились.

До пандемии у нас были международные рейсы в Китай, Японию, Таиланд, конечно же, Южная Корея. К сожалению, эти объемы не восстановились. Две корейские авиакомпании - Korean Air и Air Busan - до весны выполняли 1 рейс в неделю, объемы перевозок росли. В апреле мы с Korean Air планировали перейти уже на широкий фюзеляж, на Airbus А330. Но, к сожалению, из-за политической обстановки их страховщики рекомендовали не летать над территорией РФ, и они прекратили полеты. Сейчас мы с ними в активной переписке, работа ведется обоюдная. Они готовы лететь на 100%, с нашей стороны их все устраивает. Надо договориться со страховщиками.

Повод распробовать Черное море

- Как аэропорт пережил локдаун 2020 года?

- В 2020 году массовых сокращений не было, не могли себе это позволить, потому что с сентября жили в парадигме: "Вот-вот они полетят". Оптимизацию проводили - отправляли сотрудников на 1/3 ставки, но на короткий период, буквально три месяца. Субсидированные кредиты по льготным ставкам, невозвратные кредиты помогли пережить этот кризис.

- Внутренние перевозки уже вышли на уровень 2019 года?

- Да, в этом году даже будет больше. Мы привлекаем новые авиакомпании и увеличиваем число рейсов. В 2020 году открывали Сочи и Симферополь - первые рейсы по такому маршруту, подобного не было даже во времена СССР. В 2021 году открывали Египет. Восстановили спустя 5 лет после закрытия "Трансаэро" прямой перелет в Санкт-Петербург - с авиакомпанией Nordwind, на летний период. Он пользовался спросом, поэтому в этом году мы снова его продолжили, но с новым перевозчиком. Это знаменательное событие, никогда "Аэрофлот" не выполнял это направление. Надеемся, с ним перейдем на круглогодичный режим. Они тоже сейчас оценивают возможности свои по парку и по загрузке, сейчас она 100%.

Произошло увеличение частоты рейсов на Москву. Сейчас выполняются по четыре рейса ежедневно, с 25 июня к ним добавится пятый - по воскресеньям и понедельникам.

Буквально недавно открыли прямой Владивосток - Екатеринбург. Это дает пассажирам гораздо больше возможностей по стыковочным рейсам. Сейчас многие пассажиры летают через Новосибирск. Например, в Ташкент. А через Екатеринбург можно улететь и в Ош (Киргизия. - Прим. ред.). Чем больше прямых рейсов, тем активней растет пассажиропоток.

Прорабатываем сейчас открытие прямых рейсов в Кемерово, Новокузнецк, чтобы люди могли кататься на лыжах в Шерегеше, а не только на Сахалине.

- Сочи были удачным опытом? Первые рейсы раскупили быстро, но программу свернули досрочно.

- Программа была выполнена не до конца, потому что работала под эгидой туроператора. А любой туроператор хочет извлечь коммерческую выгоду. И когда открылись полеты на Турцию, он снял самолеты с этой линии и переставил туда. Думаю, если бы они продолжали летать, Сочи был бы востребован.

Вообще, дальневосточники в основном отдыхают здесь, на востоке. Они хорошо знают Таиланд, Китай, всю Восточную Азию. А Черное море они не знают, в Европу - не спешат, когда есть все гораздо ближе. В тяжелый пандемийный период у нас была задача направить людей туда, и мы бы с ней справились. Но в этом сезоне у нас 18 июля также стартует Сочи на сезон отпусков, полеты будет выполнять авиакомпания iFly. Думаю, люди распробуют Черное море и курорты Краснодарского края. Хотелось бы перейти на круглогодичную основу, пусть и с меньшей частотой. В Сочи и Симферополе много санаториев, люди туда летают и в зимний период.

Дружественная Белоруссия поможет

- Из-за санкций некоторые российские авиакомпании сокращают свой авиапарк, в том числе, как говорят, чтобы разбирать одни самолеты на запчасти для других. Правда ли, что в ближайшее время россиянам не на чем будет летать? Насколько эти опасения обоснованы?

- Мне сложно давать комментарий, мы все-таки наземная инфраструктура. Но данный момент я не слышал ни от одного руководителя в секторе гражданской авиации, что у нас такие риски могут быть. Я бы отнес это больше к слухам. Пока таких предпосылок я не наблюдал.

- Почему люди за это переживают?

- "Диванные войска", на это обращать внимание не стоит. Если самолет полетел - он исправен. У летчика тоже есть дети, он никогда не полетит на неисправном самолете. Пишут, что самолеты убогие, еле летают, 70-го года… Не важно, какого года. У него есть регламентное ТО, выполнены все процедуры, он допущен к полетам. Могут возникнуть проблемы с запасными частями? Всегда можно договориться, есть пул запчастей, которые в России находятся. Думаю, если бы это была действительно проблема, то уже об этом, наверное, говорили. И мы бы наблюдали не наращивание частоты полетов, а сокращение в целях экономии ресурсов наработки воздушного судна, чтобы продлить полеты. Лучше в день по одному рейсу летать, чем месяц по пять рейсов в день. Так что думаю, что пока беспокоиться рано.

- То есть на сегодня (разговор состоялся 16 июня. - Прим. ред.) нет авиакомпаний, которые бы приостановили или предупредили о скорой приостановке полетов во Владивосток из-за нехватки самолетов?

- Таких авиакомпаний нет. Единственная компания, которая остановила полеты, - "Атран". Это дочерняя компания ГК "Волга-Днепр", они выполняют международные полеты, на них сказалась сегодняшняя ситуация.

- Насколько работа наземной инфраструктуры зависит от импортного оборудования?

- Мы всегда продумываем наперед планы реновации спецтехники. Импортозамещение присутствует, есть российские поставщики, есть дружественная страна Белоруссия, которая готова поставлять взамен импортного оборудования ту же аэродромную технику. Поэтому здесь проблем мы не видим.

- Пришлось уже менять поставщиков?

- Нам не пришлось этого делать. По нашим оценкам, мы три года можем работать без проблем. Есть российские производители. В данный момент на базе аэропорта тестируем российского производителя - системы регистрации пассажиров - "Астра" и "Таис". Смотрим, как себя зарекомендуют.

- Отдельно СМИ писали, что может возникнуть проблема с поставками досмотрового оборудования - рамки на входе, металлоискатели.

- У нас оно есть в наличии, срок эксплуатации еще не истек. Согласно постановлению правительства № 969, все подобное оборудование в аэропортах должно быть сертифицировано, и как раз по этому постановлению мы сейчас производим закупку. Оно есть в наличии, проблем нет.

Тяжелые два года

- На сегодня треть акций АО МАВ принадлежит сингапурской компании. Есть ли проблемы с управлением Обществом в связи со специальной операцией на Украине?

- У нас основной акционер - аэропорт Сочи. Он владеет 66% акций. Акционеры уже давали комментарий: все остается прежним. Проблем в работе аэропорта, в управлении данных акционеров нет.

- С 2017 года аэропорт показывал прибыль, но последние два года фиксируются убытки: по итогам 2020-го убыток 303 млн, в 2021-м - 127 млн.

- У нас два юрлица - МАВ и "Терминал", суммарно мы остаемся в плюсе. В том числе и потому, что команда топ-менеджеров аэропорта работает хорошо. Если брать МАВ, то прибыль от взлета-посадки, очевидно, сократилась. Внутренние авиалинии частично компенсируют отсутствие международных рейсов, удалось нивелировать убытки 2020 года, но все проблемы пока не решены.

- Когда МАВ сможет снова выйти в прибыль?

- Если останемся только на внутреннем пассажиропотоке, то это будут одни сроки. Если полетит международка - другие. В целом, думаю, этот и следующий года будут сложными. Если все останется, как есть.

- Из чего складываются доходы аэропорта?

- Основной приоритет - аэродромное поле, взлетная полоса. У нас есть регулируемые тарифы, установленные государством: это обеспечение авиационной безопасности, взлета, посадки, обслуживание пассажиров. Авиакомпания нам оплачивает в зависимости от взлетной массы взлет-посадку, безопасность и места стоянок. В зависимости от количества пассажиров оплачивает обслуживание. Есть нерегулируемые тарифы, это граундхендлинг (Ground handling - обслуживание самолетов в аэропортах. - Прим. ред.), обслуживание пассажиров. Вот наш бизнес, на чем аэропорт зарабатывает.

- Насколько важны в этой структуре доходы с магазинов и кафе в терминале? И сильно ли они сократились?

- Неавиационная коммерция - это всего треть от доходности аэропорта, но в первую очередь - это забота о пассажире. Присутствие арендаторов важно с той точки зрения, что заходить в пустой аэропорт - не комфортно. Конечно же, доходы сократились, когда пассажиропоток упал. Понятно, что когда случился ковид, у всех были проблемы: у аэропорта, авиакомпаний, арендаторов. Мы все друг друга пытались как-то поддержать, предоставляя льготы. К сожалению, быстрого восстановления не произошло, учитывая, что мы такой уникальный аэропорт. Естественно, люди оценили доходность, посчитали, что меньше зарабатывают, ушли. Но на их место приходят другие.

- Как относитесь к идее открыть Duty Free на внутренних рейсах?

- Такая практика есть - Duty Paid, и мы относимся к этому очень положительно. Это необходимо сделать, мы этим вопросом тоже занимаемся сейчас. Потому что в Шереметьево даже, насколько помню, есть доставка из таких магазинов по Москве.

- Это нужно больше для заработка или для того самого "создания комфорта", о котором вы говорили?

- Для комфорта пассажиров. У нас очень большой процент пассажиров и командировочных и часто летающих, такие покупают в аэропорту не только сувениры. В том же Шереметьево брендовые магазины полны людей, как в любом торговом центре. Им порой физически не хватает времени куда-то еще заезжать.

- Обмениваются ли руководители российских аэропортов идеями, как выживать?

- У нас есть ассоциация гражданских аэропортов, да и мир авиации настолько тесен, что все друг друга знают, мы на связи. Но нужно иметь в виду, что аэропорты все разные. У нас свой пассажиропоток, к нам летает широкий фюзеляж, мы очень далеко находимся от Москвы. Мы не курортный аэропорт, как Сочи, море слишком долго прогревается, и короткий период приходится на сентябрь, когда уже дети в школу идут.

- Просите помощь государства?

- Пока поддерживают только авиакомпании, но мы готовим свои предложения.

Еще полетаем?

- Вы некоторое время назад озвучили вопрос о необходимости срочно реконструировать взлетно-посадочную полосу.

- Дела двигаются не так быстро, как нам бы хотелось. Мы сделали предпроектные работы, прошли ранжирование, нас включили в комплексный план реконструкции на 2025 год.

У нас две полосы. Первая была выведена из эксплуатации с момента ввода новой (к саммиту АТЭС-2012. - Прим. ред.), она требует большой реконструкции, и это нужно сделать до того момента, когда потребуется капитальный ремонт основной. Иначе придется закрывать аэропорт для дальних рейсов. Потому что у нас летает много широкого фюзеляжа, вариант провести капремонт, закрывая по полполосы, к сожалению, не подойдет для такого типа воздушного судна.

- Сколько времени еще есть до капремонта действующей полосы?

- Еще полетаем. Делаем все необходимое для поддержания летного поля в пригодном техническом состоянии - это одна из основных функций аэродромной службы. Каждый год производятся ремонты полосы, перрона, сколы, нарезка швов - все согласно регламенту содержания летного поля.

- Заработала ли система автоматической сдачи багажа?

- С февраля уже работает. Удобно, но люди пока привыкают. 8 февраля, как раз перед нашим профессиональным праздником - Днем гражданской авиации - стойки авторегистрации обслужили 15 пассажиров за сутки. За вчера - 406. Это практически целый рейс "Аэрофлота".

Пассажир, приезжая в аэропорт, и так получает стресс. Даже если он говорит, что не боится летать, стресс все равно присутствует. Если летит с одним чемоданчиком - это одно, а когда большой багаж: вдруг что-то не так сдам, не туда направлю, багаж не прилетит… Поэтому мы выделили специального агента, который помогает, объясняет, чтобы людям не приходилось стоять в очередях. Лучше потратить свое время с пользой.

- Компания "Аврора" анонсировала закупку вертолетов для местных рейсов. Значит ли это, что мы будем летать на них из Владивостока в другие города?

- Нам пока "Аврора" не предоставила маршрутную сеть по вертолетам. Но мы знаем, что и в Приморском крае тоже планируется развитие перевозок пассажиров в этом направлении. И мы полностью готовы к обслуживанию вертолетов, на аэродроме есть площадки.

- Куда можно летать из Владивостока на вертолетах, на ваш взгляд?

- На Русский остров в выходные дни, чтобы не стоять в пробках. Почему бы не запустить в Арсеньев? Будет востребовано и зимой, и летом.

Есть надежда

- Увеличился ли грузопоток через Владивосток в связи с закрытием Европы?

- Есть два направления - перевозка грузов на регулярных пассажирских линиях и непосредственно грузовые рейсы. Для понимания, грузовой самолет Ил-76 компании "Волга-Днепр" возьмет за один рейс порядка 70 тонн груза, а широкофюзеляжный пассажирский Boeing 777 "Аэрофлота" - максимум 10 тонн. К сожалению, именно грузовые перевозки у нас упали почти до ноля.

Основным грузоперевозчиком у нас являлась AirBridgeCargo, с ними у нас была программа развития транзитных пролетов из Китая в Америку, прорабатывали полеты к нам из Европы. Начинали полеты с авиакомпанией "Атран". Вели переговоры с S7 Cargo, которые тоже должны были возить коммерцию из Китая. Но с начала спецоперации, к сожалению, закрыто небо над Европой, что полностью приостановило работу авиакомпаний AirBridgeCargo и "Атран". Летает только одна авиакомпания - "Авиастар-Ту", делает техническую посадку при полетах на Китай.

Перевозка грузов на пассажирских рейсах продолжается. В прошлом году по итогам десяти месяцев мы заняли второе место в России после аэропортов Московского авиационного узла, обработав с января по ноябрь более 28,6 тыс. тонн груза и почты. Именно за счет большого объема грузов на регулярных пассажирских линиях. Мы наращивали этот грузопоток даже в ковидные времена.

- До получения этой должности вы ведь не были связаны с Владивостоком. Что вас сюда привело?

- В авиации с 2000 года, начинал еще на четвертом курсе с агента в VIP-зале в аэропорту Борисполь в Киеве. Хотел безумно работать рядом с самолетами, готов был идти даже на должность приема-сдачи багажа. После окончания Киевского университета гражданской авиации переехал в Москву, где работал в разных компаниях. Сначала, в 2017 году, меня пригласили переехать из Москвы в Красноярск заместителем директора аэропорта, а спустя год и 11 месяцев позвали еще дальше - возглавил аэропорт Владивостока.

- Как познакомились с городом?

- Первое впечатление сложилось еще в девяностых, когда в 9-м классе отдыхал в ВДЦ "Океан". Скажу честно, если бы мне тогда сказали, что через 20 лет я буду во Владивостоке работать, для меня было бы неприемлемо. Не поверил бы. Но человек ко всему привыкает. Вроде бы не военный, но так судьба распорядилась, что от Москвы через Сибирь добрался до Владивостока. Для начала был шок, сейчас, когда бываю в командировках в Москве, говорю - все, я полетел к себе домой.

- Купили квартиру во Владивостоке?

- Пока еще нет, но думаю об этом.

- Как вы думаете, когда приморцы полетят из Владивостока за границу?

- Могу заверить, делаем все возможное и невозможное: обращаемся в оперштабы, пишем нашим иностранным коллегам, министерствам, стучим во все двери, просим поддержки.

Рассматриваем Китай, даже учитывая их ситуацию с ковидом. Возможно, будем открывать перелеты в отдельные провинции. Однозначно, иностранные партнеры в полетах заинтересованы. Они не отменяют массово слоты, не сокращают представительства, хоть полетов нет уже третий год. У нас регулярно проходят встречи с компаниями JAL, АNA (японские авиакомпании Japan Airlines и All Nippon Airways. - Прим. ред.), они запрашивают данные о технологических изменениях, чтобы соответствовать им при возобновлении маршрутов. То же самое с Кореей. Сейчас активно прорабатываем маршруты с вьетнамским лоукостером. Возможно, полетим во Вьетнам! Гарантировать, когда, к сожалению, не могу, но заверяю - делаем возможное и невозможное.

- Есть надежда, что в этом году?

- Не от нас зависит. Но надежда есть.

Биографическая справка: Андрей Валерьевич Виниченко в 1998 году поступил в Киевский университет гражданской авиации, будучи студентом, работал в аэропорту Борисполь. После института переехал в Москву, работал в "Донавиа" (дочка "Аэрофлота"), диспетчером в "Трансаэро", затем перешел в новый лоукост Sky Express, прошел путь от диспетчера до начальника ПДС, после объединения с "Кубанью" стал заместителем начальника центра управления полетов объединенной авиакомпании. Три года проработал в должности замдиректора по производству авиакомпании "РусАвиа", затем недолго в компании Red Wings. С 21 декабря 2017 года - заместитель генерального директора аэропорта Красноярска. С 21 ноября 2019 года - гендиректор аэропорта Владивостока.

Справка: Международный аэропорт Владивосток имени В. К. Арсеньева - международный аэропорт совместного базирования морской авиации Тихоокеанского флота, авиации МЧС России и гражданской авиации. Расположен в селе Кневичи, в 38 км от Владивостока. Имеет допуск на прием всех типов воздушных судов, новый терминал имеет пропускную способность 1360 человек в час или 3,5 млн в год. В 2016 году аэропорт приобрел в равных долях международный консорциум инвесторов в составе группы "Базовый элемент" Олега Дерипаски, Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и сингапурского аэропортового оператора Changi Airports International. В 2020 году контрольный пакет акций (2/3) аэропорта Владивостока приобрело АО "Международный аэропорт Сочи", подконтрольное "Базэл Аэро" (совместное предприятие Олега Дерипаски, Changi Airports International и Сбербанка). Стоимость сделки составила 9,72 млрд рублей. Треть акций принадлежит Levanterra Pte. Ltd....
Авторские права на данный материал принадлежат «Новости Владивостока». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка