О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Як-50: полвека спортивной судьбы акробата-рекордсмена

50 лет назад, 25 июня 1972 года совершил первый полет знаменитый "акробатический" самолет Як-50, вошедший в историю благодаря установленным на нем мировым рекордам и многочисленным победам на Чемпионатах мира и Европы

50 лет назад, 25 июня 1972 года совершил первый полет знаменитый "акробатический" самолет Як-50, вошедший в историю благодаря установленным на нем мировым рекордам и многочисленным победам на Чемпионатах мира и Европы. Як-50 продолжил лучшие традиции яковлевской конструкторской школы в области создания легких, учебных и спортивно-пилотажных самолетов и стал основой для создания следующего поколения "летающих парт" для подготовки пилотов.

ОКБ им. А. С. Яковлева известно не только своими легендарными истребителями времен Великой Отечественной войны, самолетами вертикального взлета и посадки и пассажирскими лайнерами. Особая компетенция яковлевцев - спортивные и учебно-тренировочные самолеты, которые создавались с первых дней работы КБ. Первый полет цельнодеревянной авиетки АИР-1, состоявшийся 12 мая 1927 года, считается днем рождения прославленного КБ, создавшего впоследствии около 200 различных типов и модификаций летательных аппаратов, из которых более 100 - серийных. Среди всех отечественный авиационных КБ яковлевскую фирму отличала широчайшая тематика разработок, в числе которых особое место занимали спортивные и учебно-тренировочные машины, признанные во всем мире.

Пропаганда авиации и повсеместное развитие воздушного спорта в СССР требовали от авиационной промышленности массового производства легких самолетов для подготовки пилотов. В многочисленных аэроклубах воспитывалась молодежь, легкомоторная авиация становилась школой для целого поколения советских авиаконструкторов, которые вовлекались в построение воздушной мощи страны.

В 1935 году на базе спортивного самолета АИР-9 и его усовершенствованного варианта АИР-9бис в ОКБ Яковлева создается знаменитый самолет первоначального обучения УТ-2, более десяти лет прослуживший основным учебным самолетом в СССР, на котором были подготовлены десятки тысяч летчиков в предвоенные и военные годы. Впоследствии "летающую парту" УТ-2 сменили Як-18 и Як-11, на которых училось летать послевоенное поколение пилотов. Дальнейшим развитием линейки становятся созданные в 1970-х годах спортивный одноместный Як-50 и двухместный учебный Як-52.

Необходимость разработки одноместных спортивно-пилотажных самолетов для аэроклубов и сборной СССР по высшему пилотажу со временем возрастала. Перед конструкторами ставилась задача создать такой пилотажный самолет, который бы не уступал существующим и потенциальным самолетам соперников. В 1972 году в ОКБ Яковлева был разработан новый одноместный спортивно-пилотажный самолет Як-50. Сохранив аэродинамическую схему своего предшественника Як-18ПС, он получил уменьшенные размеры, цельнометаллическую конструкцию и более мощный поршневой двигатель воздушного охлаждения М-14П мощностью 360 л.с. Серийное производство Як-50 было развернуто в 1973 году на Арсеньевском авиазаводе.

Вскоре о новинке заговорили во всем авиационном спортивном мире. Впервые сборная СССР на Як-50 приняла участие в международных соревнованиях в 1976 году, одержав убедительную победу по всем упражнениям: из 30 призовых мест нашими спортсменами были завоеваны 23 медали, в том числе восемь золотых. С появлением Як-50 на международных состязаниях утвердился "жесткий" стиль пилотирования, при котором фигуры выполняются на больших скоростях с большими перегрузками - Як-50 обладал высокой тяговооруженностью в результате сочетания мощного двигателя и сравнительно небольшой массы планера. На самолете были установлены многочисленные мировые рекорды скорости и скороподъемности.

Як-50 поставлялся на экспорт в Австралию, Великобританию, ГДР, Данию, Чехословакию, Польшу. В ряде стран Як-50 использовался и для подготовки военных летчиков. Всего с 1976 по 1986 год было выпущено 312 Як-50. Основным недостатком самолета оказалась недостаточная надежность конструкции, что было связано с характерными условиями ее нагружения - частой повторяемостью положительных и отрицательных перегрузок при выполнении сложного спортивного пилотажа. После ряда аварий часть самолетов была выведена из состава аэроклубов.

Между тем преемственность разработок КБ продолжалась. Большая мощность двигателя Як-50 дала возможность конструкторам яковлевской фирмы создать двухместную модификацию - учебно-тренировочный самолет первоначального обучения Як-52. Эта машина появилась в 1974 году. Конструкторам удалось решить весьма сложную задачу: создать машину, которая одновременно удовлетворяла как требованиям спортивно-пилотажного самолета с минимальными запасами устойчивости, так и требованиям самолета для первоначального обучения с повышенной устойчивостью и более "тяжелым" управлением. По признанию пилотов, этот самолет уникален и не имеет аналогов в мире: он позволяет освоить как простые полеты по кругу, так и весь спектр фигур высшего пилотажа. На нем совершали свои первые полеты поколения летчиков 1980-1990-х годов. Як-52 и сегодня остается "на крыле".

Традиционно важной темой разработок ОКБ Яковлева остается создание учебных самолетов для Военно-воздушных сил. Новейший учебный Як-130, позволяющий готовить пилотов боевых самолетов четвертого и пятого поколения, в 2002 году на конкурсной основе был выбран в качестве базового самолета для основной и повышенной подготовки военных летчиков. Позже появилась соответствующая смена и для учебного самолета первоначального обучения: поршневой Як-152, после обучения на котором курсанты летных училищ и школ пересаживаются на учебно-боевой Як-130, стал прямым наследником Як-50 и Як-52, вобрав в себя лучшие конструкторские достижения яковлевских машин этого класса.

Сложнейший пилотаж на спортивных машинах ОКБ Яковлева - один из фирменных знаков летной программы авиасалона МАКС, неизменно приводящий в восторг его гостей. Незабываемым событием салона 2005 года стала премьера учебно-боевого истребителя Як-130 - первого полностью нового самолета, построенного в постсоветской России. Впоследствии Як-130 не раз украшал программу авиасалона новыми усовершенствованными версиями. Впервые сразу два новейших учебно-тренировочных Як-152 были продемонстрированы на МАКС в 2017 году. Один из них принимал участие в летной программе салона, второй был представлен на статической стоянке. Регулярно поднимают свои машины в небе над Жуковским летчики первой в России профессиональной пилотажной группы "Первый полет", доставляя истинное удовольствие зрителям. Летчики группы - победители и призеры чемпионатов России, Европы и мира - демонстрируют в квадрате 1,5 км х 1,5 км на минимальной дистанции виртуозные спортивные и художественные фигуры на шести самолетах в желто-красной окраске Як-52, Як-54 и Як-18Т. Уникальные акробаты-рекордсмены "Як", на протяжении многих лет остающиеся непременными участниками показательных полетов в Жуковском, популярен и у зарубежных пилотов: на МАКС-2019 на этих машинах выступила литовская пилотажная группа ANBO.

Ждем выступлений знаменитых акробатических самолетов яковлевского КБ и надеемся увидеть новые версии спортивных и учебно-тренировочных машин на МАКС-2023!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка