РТ на русском
27 июня 2022, 10:06
"Для решения специальных задач": чем уникален разведывательно-ударный вертолет Ка-52
25 лет назад первый полет совершил двухместный разведывательно-ударный вертолет Ка-52. Широкой публике он больше известен под наименованием "Аллигатор"
25 июня 1997 года летчик-испытатель Александр Смирнов впервые поднял в небо опытный экземпляр разведывательно-ударного вертолета Ка-52, который позднее получил грозное название "Аллигатор".
Этой винтокрылой машине суждено было стать одним из самых распространенных вертолетов армейской авиации ВКС России. Большая популярность Ка-52 - результат огромного труда отечественной промышленности, которой после распада СССР приходилось работать в непростых финансовых условиях.
"Ка-52 создавался достаточно долго и не без проблем. Но эти усилия не были напрасными. Россия получила потрясающий по совокупности основных характеристик боевой вертолет. Сейчас без "Аллигатора" невозможно представить армейскую авиацию нашей страны", - отметил в комментарии RT заслуженный военный летчик РФ генерал-майор Владимир Попов.
Маневренность и защищенность
"Аллигатор" представляет собой модернизированный двухместный вариант позднесоветского вертолета Ка-50 "Черная акула" разработки ОКБ Камова. Машина была принята на вооружение в 1995 году и получила высокие оценки военных.
Главными преимуществами Ка-50 были его невероятная маневренность, эффективность на малых высотах и превосходная устойчивость.
Как и в других камовских аппаратах, в "Черной акуле" конструкторы реализовали соосную схему с двумя несущими винтами. Она считается технологически сложной и дорогостоящей, но при этом существенно повышает летные возможности носителя.
Революционным отличием "Черной акулы" от остальных советских вертолетов была ее одноместная компоновка. Камовцы отважились на очень смелый эксперимент, заменив функционал штурмана-оператора автоматизированным электронным оборудованием.
Но в 1990-е годы в Минобороны РФ из-за тяжелого положения в экономике страны решили отказаться от дальнейшей реализации программы Ка-50 и поручили ОКБ создать двухместную модификацию вертолета, впоследствии ставшую Ка-52.
Однако часть уже находившихся в парке ВВС России "Черных акул" продолжала эксплуатироваться. По информации Минобороны, Ка-50 применялись в контртеррористической операции в Чечне в 2000-2001 годах и успешно выполнили поставленные задачи.
Получив двухместную кабину, машина сильно потяжелела. Чтобы уменьшить ее массу, конструкторы изменили геометрию носовой части фюзеляжа, а также установили усовершенствованные двигатели и авионику.
Доводка будущего Ка-52 продолжалась до 2006 года. Серийное производство "Аллигатора" стартовало в 2008-м на заводе "Прогресс" в Приморском крае, а спустя три года вертолет был официально принят на вооружение.
"Аллигатор" считается одной из самых совершенных боевых машин в своем классе. Он способен быстро маневрировать в ограниченном пространстве для занятия выгодной атакующей позиции, выполнять сложный пилотаж и вести воздушный бой на малых высотах.
Максимальная взлетная масса Ка-52 составляет 11,3 т, длина фюзеляжа - 13,8 м, крейсерская скорость - 250 км/ч, практическая дальность - 455 км, скороподъемность - 960 м в минуту, а боевая нагрузка - 2 т.
Как сообщается в материалах "Ростеха", при создании "Аллигатора" использовались самые передовые технологии российского авиастроения. В частности, в машине были реализованы новейшие разработки в авионике, вооружении, в области применения композитов и обеспечения безопасности полетов.
Вертолет предназначен для уничтожения бронетехники, пехоты, малоскоростных воздушных целей на переднем крае и в тактической глубине театра военных действий. Также "Аллигатор" способен проводить разведку и управлять группой боевых ударных вертолетов.
"Отличительной особенностью Ка-52 является возможность его использования для решения специальных задач, к числу которых относятся выдача информации о тактической обстановке в районе боевых действий, лазерная подсветка целей взаимодействующим спецподразделениям, организация связи и передача разведывательной информации в любое время суток", - отмечается в материалах Минобороны.
На Ка-52 установлены два газотурбинных двигателя ВК-2500. Эти силовые агрегаты были созданы на замену советским ТВ-117. На сайте производителя (петербургского предприятия АО "ОДК-Климов") говорится, что ВК-2500 улучшает маневренность носителя, повышает его скорость и грузоподъемность.
Большое внимание создатели этого силового агрегата уделили вопросам безопасности. Двигатель имеет чрезвычайный режим мощности 2700 л. с., который позволяет экипажу пилотировать вертолет при отказе одного из агрегатов. Кроме того, ВК-2500 не имеет ограничений по географии эксплуатации.
Создатели Ка-52 позаботились и об авионике вертолета. "Аллигатор" получил радиолокационный комплекс "Арбалет", отвечающий за поиск целей и общий контроль воздушной обстановки. Благодаря этому комплексу "Аллигатор" способен оперативно находить цели для поражения и избегать опасные метеообразования.
"Арбалет" может сопровождать до 20 целей, причем танк обнаруживается на расстоянии 12 км, штурмовик - на 15 км, ракета ПЗРК - на 5 км, линии электропередачи - на 500 м.
Помимо радиолокационного комплекса, для наблюдения за окружающим пространством Ка-52 оснащается оптическим, инфракрасным и телевизионным оборудованием, а пилоты могут использовать нашлемные микродисплеи и очки ночного видения.
Еще один важный элемент бортового оборудования Ка-52 - лазерно-лучевая система наведения управляемого оружия и комплекс обработки видеоизображений.
В арсенал "Аллигатора" входит весьма обширная номенклатура вооружения: 30-мм пушка 2А42 с 460 патронами, различные типы авиабомб, управляемых и неуправляемых ракет.
"Большое количество вариантов вооружения достигается за счет шести точек подвески, на которых могут устанавливаться авиационные пушки, управляемые и неуправляемые ракеты, авиационные бомбы различного калибра, а также дополнительные топливные баки", - говорится на сайте "Ростеха".
По словам экспертов, для поражения целей на значительных расстояниях Ка-52 использует управляемую ракету "Вихрь-1". Ее максимальная дальность составляет 8 тыс. м. Ракета предназначена для уничтожения наземных маневренных бронеобъектов, оснащенных блоками динамической защиты, и среднескоростных воздушных целей (вертолеты, штурмовики, БПЛА). Бронепробиваемость снаряда за динамической защитой составляет 750 мм.
Другое достоинство "Аллигатора" - высокая защищенность экипажа. Вертолет получил мощную броневую защиту и современные катапультные кресла. Также более безопасным полет машины делает нашлемная система целеуказания и индикации. Это устройство обеспечивает круглосуточное и всепогодное пилотирование и применение средств поражения, значительно снимая нагрузку с пилотов.
"Непростой экзамен"
Боевое крещение Ка-52 получил в Сирии, оказывая огневую поддержку правительственным войскам, которые освобождали страну от незаконных вооруженных формирований, включая ИГ*.
В последние годы российская промышленность проводит модернизацию Ка-52 с учетом сирийского опыта. На сегодняшний день подробной информации о работе по обновлению вертолета немного. Но, как полагают эксперты, усовершенствование затрагивает авионику и ударное вооружение.
Недавно арсенал "Аллигатора" пополнился высокоточной ракетой под шифром "Изделие 305" дальностью 14,5 км. Впервые широкой публике она была представлена на международном военно-техническом форуме "Армия-2021".
Важным достоинством "Изделия 305" является принцип "выстрелил - забыл", когда ракета сама захватывает цель и у экипажа нет необходимости ее сопровождать. 20 июня РИА Новости сообщило, что "Изделие 305" применялось в ходе спецоперации на Украине.
Из данных Минобороны России следует, что "Аллигаторы" достаточно активно участвуют в боевых действиях на Украине. В небо они часто поднимаются вместе с разведывательно-ударными вертолетами Ми-28НМ "Ночной охотник" и транспортно-штурмовыми Ми-8АМТШ "Терминатор".
"Винтокрылые машины новейшего поколения Ка-52 успешно применяются в ходе специальной военной операции ВС РФ для подавления опорных пунктов подразделений, уничтожения скоплений живой силы и военной техники ВСУ", - отмечают в военном ведомстве.
В беседе с RT авиационный эксперт, обозреватель журнала "Арсенал Отечества" Дмитрий Дрозденко обратил внимание на то, что Ка-52 регулярно применяются на Украине в темное время суток.
"Ка-52 выдерживает на Украине непростой экзамен прежде всего из-за насыщенности ПЗРК, чего не было в Сирии. Ночь естественным образом повышает скрытность действий "Аллигаторов". Да, тяжелее приходится не только противнику, но и летчикам. Однако, судя по всему, с поставленными задачами они справляются", - отметил Дрозденко.
Владимир Попов также уверен, что экипажи Ка-52 вносят серьезный вклад в уничтожение войск противника и военной инфраструктуры Украины.
"ВСУ - серьезный, хорошо вооруженный противник, поэтому в определенном смысле спецоперация позволила раскрыть потенциал "Аллигаторов". Эти машины продемонстрировали потрясающую маневренность, живучесть и высокие боевые качества", - подытожил Попов.
*"Исламское государство" (ИГ, ИГИЛ) - организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014....
Авторские права на данный материал принадлежат «РТ на русском». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Март 29, 2024
"Швабе" открывает новый образовательный трек "Ростех.Качество"
Март 29, 2024
Авиарейсы в Санкт-Петербург и Казань открывают из Горно-Алтайска
Март 29, 2024
В МАИ разрабатывают умную систему для оценки ресурса авиадвигателей на замену импортной
Март 29, 2024
Вертолет доставит ямальцев в отдаленные поселки из Тарко-Сале