О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Пошли в разлет: в России снизились цены на летние авиабилеты

В России подешевели перелеты по стране. Речь идет о рейсах с вылетом в III квартале этого года - средние цены на них снизились на 3-4%

В России подешевели перелеты по стране. Речь идет о рейсах с вылетом в III квартале этого года - средние цены на них снизились на 3-4%, сообщили "Известиям" в сервисах по поиску и бронированию Onetwotrip и "Туту.ру". У "Аэрофлота" стоимость билетов этим летом опустилась еще ниже - на 20% по сравнению с 2021-м, сказал "Известиям" источник, близкий к группе. Это происходит из-за многочисленных распродаж авиакомпаний, которые пытаются выполнить поручение президента РФ и перевезти не менее 100 млн пассажиров за 2022 год. Также на цены влияют рекордные объемы выставленных в России провозных емкостей. Самым топовым направлением лета внутри страны, помимо столицы, стал Сочи - пока единственный открытый аэропорт Краснодарского края. Туда оформляется каждый пятый перелет. Из зарубежных маршрутов верхнюю планку держит Турция - несмотря на то что авиабилеты в страну подорожали на 80-120%. Эксперты предупреждают: такой ценовой тренд - не самый хороший сигнал для рынка.

Летние распродажи

По данным Onetwotrip, средняя стоимость авиабилета по России с вылетом в III квартале составляет 7,2 тыс. рублей за перелет в одну сторону в экономклассе против 7,5 тыс. рублей в 2021 году и 7,8 тыс. рублей в 2019-м.

- Авиакомпании стараются поддерживать спрос со стороны туристов на полеты по стране, и цена, соответственно, снижается, - пояснила "Известиям" руководитель пресс-службы Onetwotrip Елена Шелехова.

По данным Туту.ру, средний чек за перелет на 3% меньше, чем в 2021 году, и составляет 8730 рублей в одну сторону против 8971 рубля в прошлом году. При этом отдельные направления подешевели еще сильнее: перелет по направлению Москва - Санкт-Петербург - на 16%, Москва - Самара - на 37%, Москва - Архангельск и Москва - Анадырь - на 32-33%. Больше всего снизились средние чеки по направлениям Ленск (Республика Саха) - Иркутск (-47%) и Южно-Сахалинск - Благовещенск (-46%).

Понижательный ценовой тренд зафиксировал и Росстат, который считает стоимость перелета только в экономклассе и только на 1 тыс. км пути. По данным ведомства, в мае цены снизились на 5,5% к апрелю, при этом остаются почти на 2% выше, чем годом ранее (5447,73 рубля).

Авиакомпании, стремясь выполнить поручение президента РФ Владимира Путина и перевезти не менее 100 млн пассажиров в этом году, устраивали многочисленные распродажи прямо в разгар высокого летнего сезона. Так, "Аэрофлот" весной объявил недельную распродажу на рейсы по России (скидки достигали 50% на рейсы по 79 направлениям с вылетом до конца октября). Билеты на них можно было купить начиная с 1,5 тыс. рублей в одну и 2,5 тыс. рублей в обе стороны. В июне авиагруппа анонсировала еще одну распродажу со скидками до 60%. В тот же месяц давать скидки начала и "Победа" (входит в группу "Аэрофлот"), а в мае - S7 Airlines (доходили до 60%). "Уральские авиалинии" и Red Wings объявляли распродажу билетов для детей от 2 до 12 лет (50% и 40% от тарифа соответственно).

За пять месяцев 2022 года российским авиакомпаниям удалось перевезти 31,6 млн пассажиров, что на 4,2% ниже аналогичного периода прошлого года, - по данным российской Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). Росавиация перестала публиковать официальную статистику по пассажиропотоку в марте. При этом на "международке" было перевезено примерно 6 млн пассажиров, на внутренних рейсах - 25,5 млн (-11,2% к 2021 году). По предварительной оценке АЭВТ, за истекший период июня отставание в сегменте пассажирских авиаперевозок от показателей прошлого года стабилизировалось на уровне около 20%.

Рекордные емкости

Помимо распродаж цены снижаются за счет выставления рекордного количества провозных емкостей на российском рынке. "Аэрофлот" в III квартале сделал это как минимум по 17 направлениям из Москвы, сообщил "Известиям" источник на авиарынке. Суммарно это 3,03 млн кресел, что на 33% больше аналогичного периода 2021 года. Другой источник, близкий к группе, отметил, что цены на рейсы "Аэрофлота" в III квартале на 20% ниже прошлого года и примерно на 30-35% ниже 2019-го.

В самой авиакомпании не стали комментировать уровень цен на билеты, сообщив лишь, что в этом году значительно изменилась стратегия построения сети и расписания полетов на внутренних рейсах - например, в 2019 году компания ориентировалась на транзитные пассажиропотоки, такие как Европа - Азия.

- Управление ценой - это нормальная составляющая ежедневной коммерческой деятельности авиакомпании. В данном случае речь идет о значительных неосвоенных емкостях, которые "Аэрофлот" планировал выставить в аэропорты на территории текущей зоны ограничения полетов (11 закрытых аэропортов юга и центральной части России. - "Известия"). В обслуживании этой программы у группы ранее было задействовано более 40 воздушных судов ежемесячно, а это огромные объемы. Очевидно, что "Аэрофлот" задействует выпадающие емкости по направлениям альтернативного спроса, - объяснили в пресс-службе компании.

Представитель S7 подтвердил, что предложение перевозчиков сосредоточилось на внутреннем рынке, поэтому конкуренция стала выше. В совокупности с мерами господдержки это сдержит рост тарифов на авиаперевозки, уточнили там.

Представители "Победы", "Уральских авиалиний", Utair, Red Wings, Nordwind, Smartavia и "Ираэро" не ответили на запрос редакции.

Куда летят

Приоритетными городами полетов "Аэрофлота", которые позволяют компенсировать спрос по закрытому югу, стали сейчас Санкт-Петербург, Сочи, Калининград, Минеральные Воды, Махачкала, Казань, Екатеринбург и Владивосток, сообщили в компании. Cамым топовым направлением по России этим летом стал Сочи - единственный город Краснодарского края, где сейчас работает аэропорт, отметили в "Туту.ру". В прошлом году Сочи уступал направлению Москва - Симферополь. Доля бронирований маршрута Москва - Сочи выросла с 8 до 12,9%, в Сочи из остальных городов России оформляется примерно каждый пятый билет, уточнили в" Туту.ру".

Другими популярными направлениями остаются Санкт-Петербург, Калининград, Минводы; востребованы также перелеты между Москвой и Махачкалой, Сочи и Екатеринбургом, Тюменью и Сочи, Красноярском и Сочи. На эти направления приходится 34,5% бронирований против 18,6% годом ранее.

Но самым популярным направлением остается все же Москва: сюда приобретали билеты в 21,9% случаев, тогда как в Сочи - в 13,7%, отметила Елена Шелехова.

- Среди популярных направлений в III квартале этого года сильнее всего выросла доля Сочи - на 33%, Минеральных Вод - на 28%, Санкт-Петербурга - на 18%, Калининграда - на 16%. Спрос же на перелеты в столицу за год увеличился на 3%, а в Казань, наоборот, уменьшился на 10%, - сообщила Елена Шелехова.

Что касается зарубежных направлений, то наиболее востребованной остается Турция (Стамбул и Анталья) и страны ближнего зарубежья, утверждают в Туту.ру. Но авиабилеты в Турцию этим летом подорожали в разы: на маршрутах Москва - Стамбул и Москва - Анталья - на 120% и 88% соответственно. Средний чек на перелет в Ереван также вырос - на 24%, до 11 742 рублей в одну сторону.

При этом рейсы в страны СНГ подешевели на фоне увеличения предложения: выгоднее стало летать в Таджикистан (9,6 тыс. рублей за билет в одну сторону в 2022 году против 20,5 тыс. рублей в 2021-м), Узбекистан (11,6 тыс. рублей против 26,4 тыс. рублей), Казахстан (16,1 тыс. рублей против 36 тыс. рублей) и Беларусь (6,9 тыс. рублей против 9,5 тыс. рублей), сообщили в Onetwotrip. Перелет Москва-Баку подорожал на 20%, добавили в "Туту.ру".

- Основная причина снижения цен на билеты по России - это желание авиакомпаний стимулировать спрос, каких-либо фундаментальных факторов для удешевления перевозок не наблюдается. При этом очевидно, что ценовое стимулирование проводится неравномерно - по отдельным направлениям скидки могут быть существенными, а по наиболее загруженным цены вполне могли не снижаться, - считает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин.

По мнению эксперта, сам по себе факт распродаж в разгар туристического сезона - это не очень хороший сигнал для авиарынка. Ведь в мае-сентябре перевозчики традиционно привыкли зарабатывать основную выручку, за счет которой они потом переживают период пониженного спроса с октября по апрель. Поэтому недополученная выручка высокого сезона-2022 может негативно сказаться на отрасли в будущем, добавил эксперт.

Младший директор корпоративных рейтингов НРА Алла Юрова подтверждает, что субсидирование авиаперевозок (правительство выделило на эти цели дополнительные 100 млрд рублей в этом году. - "Известия") и наличие значительных провозных емкостей, которые можно использовать только на внутреннем рынке в связи с западными санкциями, способствуют понижательному ценовому тренду на рынке....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка