О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Выдающемуся конструктору двигателей Сергею Изотову - 105 лет

30 июня 1917 года родился Сергей Петрович Изотов - один из основателей конструкторской школы АО "ОДК-Климов"

30 июня 1917 года родился Сергей Петрович Изотов - один из основателей конструкторской школы АО "ОДК-Климов" Объединенной двигателестроительной корпорации. При участии конструктора были созданы турбовальные вертолетные двигатели ГТД-350, ТВ2-117 и ТВ3-117, уникальные жидкостные ракетные двигатели (ЖРД), реактивный самолетный двигатель РД-33.

Сергей Петрович Изотов родился на станции Синельниково Днепропетровской губернии. Автомеханический факультет Ленинградского политехнического института окончил с отличием и был распределен на только что созданный завод №451, откуда вскоре отправился в командировку на завод №26 в Рыбинск, где судьба связала его с будущим наставником - Владимиром Яковлевичем Климовым. С 1941 года они вместе работали на объединенном заводе №26 в Уфе, куда были эвакуированы другие предприятия отрасли.

В Уфе Сергей Петрович прошел путь от инженера-конструктора до заместителя начальника серийно-конструкторского бюро, принимал активное участие в создании модификаций "двигателя Победы" М-105.

Отметив потенциал Сергея Петровича Изотова, Владимир Климов сделал его своим заместителем после создания Опытно-конструкторского бюро в Ленинграде в 1946 году. Изотов руководил всеми проектами по созданию реактивных двигателей - ВК-1, ВК-2, ВК-3, ВК-13.

В начале 1960-х на заводе им. В.Я. Климова (это имя заводу было присвоено после смерти конструктора в 1963 году) под руководством Сергея Петровича стартовала новая эпоха - ОКБ начало разработку турбовальных вертолетных двигателей ГТД-350 и ТВ2-117, главных вертолетных редукторов ВР-2 и ВР-8 для Ми-2 и Ми-8 соответственно.

В 1964-1972 гг. продолжилось развитие линейки вертолетных двигателей, были разработаны двигатели ТВ3-117 и главный редуктор ВР-24 для вертолета Ми-24, двигатель ТВ3-117М и главный редуктор ВР-14 для вертолета Ми-14.

В период руководства Сергея Изотова ОКБ занималось разработкой жидкостных ракетных двигателей. В 60-х был создан двигатель 5Д67 для второй ступени ракеты комплекса С-200. Затем была разработана установка 8Д419 для первой в СССР межконтинентальной баллистической ракеты УР-100. За эти работы Завод им. В.Я. Климова награжден орденом Ленина. Вторая почетная государственная награда - орден Октябрьской Революции - была вручена заводу за создание двигателя ГТД-1000Т для танка Т-80. Эта разработка тоже является заслугой "изотовской" команды.

Решения, отвечающие новым требованиям того времени, были разработаны и по тематике реактивных двигателей. В период с начала 1970-х годов по 1984 год был создан турбореактивный двигатель с форсажной камерой РД-33, коробка самолетных агрегатов КСА-2 и двигатель-турбостартер ГТДЭ-117 для истребителя МиГ-29. Этот двигатель и его модификации востребованы и популярны во всем мире до сих пор. Под руководством Сергея Изотова климовцы в кратчайшие сроки создали факел для Олимпиады-80.

"Жизнь Сергея Петровича - производственная и личная - это факел. Он не просто создавал коллектив. Когда он подбирал людей, он их "зажигал" - это надо иметь такое огромное внутреннее творческое горение и внутреннюю силу, которая позволяла ему вдохновлять людей", - говорит падчерица Сергея Петровича Елена Почиковская.

Сергея Петровича не стало в 1983 году. Для многих он стал настоящей легендой - человеком, который стоял у истоков отечественного авиадвигателестроения. Дело Сергея Петровича продолжил его сын Петр Сергеевич Изотов, который работал в ОКБ над совершенствованием конструкции двигателей. Он участвовал в создании двигателей ГТД-1000, РД-33, двигателя ТВ3-117 и его модификаций, в том числе ВК-2500, для всех вертолетов Миля и Камова. Внук Сергея Изотова, Данила Петрович, трудится в "ОДК-Климов" в дирекции программы ВК-2500/ТВ3-117, коллектив которой занимается доработкой конструкции изделий, чтобы обеспечить максимально безопасные и комфортные условия эксплуатации.

"Важно помнить и чтить историю, людей, благодаря которым мы имеем мощный научно-технический задел, позволяющий сегодня создавать конкурентоспособные изделия, применяя новейшие технологии. Коллектив под руководством Сергея Петровича Изотова создал огромное количество образцов техники, которая и сегодня надежно работает. Сильный потенциал сегодняшней команды "ОДК-Климов" основан в том числе на уникальном наследии прославленного конструктора, принципах и подходах его школы", - отмечает исполнительный директор АО "ОДК-Климов" Александр Ватагин.

30 июня в Политехническом университете Петра Великого состоится встреча руководства университета и "ОДК-Климов", приуроченная 105-й годовщине со дня рождения Сергея Петровича Изотова. АО "ОДК-Климов" является партнером СПбПУ по подготовке специалистов в области авиационного двигателестроения, ведению научных разработок. Сергей Петрович Изотов - яркий выпускник вуза, в честь которого в главном здании Политеха установлена памятная доска. Многие сегодняшние климовцы - выпускники Политехнического университета, которые продолжают развивать традиции прославленной "климовско-изотовской" школы двигателестроения....
Авторские права на данный материал принадлежат «Госкорпорация Ростех». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка