О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Кадры, противодействие и двойное назначение: БВС стали одной из главных тем "Армии 2022"

От степени развитости индустрии гражданских БАС напрямую зависит мобилизационная готовность Российской Федерации

От степени развитости индустрии гражданских БАС напрямую зависит мобилизационная готовность Российской Федерации. Такой вывод красной линией прошел сразу через несколько мероприятий по тематике беспилотников на Международном военно-техническом форуме "Армия-2022".

"Гражданские" двойного назначения

15 августа в рамках форума прошел Всероссийский конгресс предприятий ОПК, разработчиков, производителей и потребителей высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения "Новый технологический переход: от импортозамещения к опережающему развитию национального производства и технологическому лидерству".

Участники мероприятия обсуждали актуальные вопросы импортозамещения и развития технологического лидерства России в различных отраслях: атомной и химической промышленности, цифровых решениях, космосе, банковском деле...

Особое внимание было уделено тематике гражданских беспилотников в РФ.

Безусловно, эти аппараты являются техникой двойного назначения. Примеров, подтверждающих это, много. О них мы писали ранее.

"Назначение какой-либо продукции означает, что к ней предъявлены требования, при соответствии которым она может быть применена в ожидаемых условиях. Именно в требованиях и в соответствии им кроется возможность продукции исполнить свое назначение. Логично, что если предполагается двойное назначение, то и требования к гражданскому и военному применению должны быть гармонизированы так, чтобы с минимальными потерями средств и времени на дооснащение и доучивание персонала гражданская продукция эффективно вышла на поле боя", - отметил генеральный директор Ассоциации "АЭРОНЕКСТ" Глеб Бабинцев.

Держать на армейских складах огромный запас быстро устаревающих беспилотников "на всякий случай" - не самая здоровая идея.

Много выгодней иметь широкий потенциал компаний, выпускающих технически совершенное оборудование гражданского назначения, способное с минимальными модификациями начать отвечать требованиям специальных операций.

Такая унификация обеспечит возможность в любой момент мобилизовать нужное число беспилотников и даже при разных производителях сократить или вообще устранить необходимость переучивать персонал.

Ввиду этого в ходе Конгресса были озвучены следующие предложения Ассоциации "АЭРОНЕКСТ":
  • Создать координирующий орган в структуре главного командования ВКС Минобороны, который позволит этому ведомству принимать участие в регулировании индустрии гражданских БАС. Это необходимо для гарантированного соблюдения технологического суверенитета России в отношении ключевых технологий, в том числе связи и передачи критических данных, согласованности технологических подходов по допуску к эксплуатации БАС гражданской и государственной авиации;
  • Минтрансу России принять срочные меры по реализации системы массовой подготовки специалистов по эксплуатации БАС в составе с БВС с максимальной взлетной массой 30 кг и менее на базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность в системе профессионального обучения по рабочим программам, разработанным на основании утвержденной Минтрансом типовой программы профессионального обучения в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации по профессии "Специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее", без установления избыточных требований по дополнительной сертификации таких организаций в качестве авиационных учебных центров, с признанием документа установленного образца, выдаваемого образовательной организацией по итогам такого обучения в качестве эквивалентного при сертификации эксплуатанта БАС;
  • Минтрансу совместно с Минобороны, ГКРЧ при участии профильных индустриальных объединений обеспечить выделение частотных диапазонов для создания системообразующей унифицированной инфраструктуры линии управления и контроля за полетом БАС с учетом диапазонов, рекомендованных ИКАО;
  • Минтрансу обеспечить разработку и принятие нормативных актов с упрощенными процедурами сертификации типовых конструкций и/или допуска к эксплуатации БАС, применяемых для выполнения авиационных работ и перевозки грузов на безопасном удалении от постоянного проживания людей и расположения критической инфраструктуры, в том числе для выполнения работ в агропромышленном, лесном и иных секторах экономической деятельности.
Расти кадры смолоду

Однако не только регулирование и технологии являются острыми вопросами в тематике развития индустрии БАС в России. Не менее болезненная проблема - кадровый голод.

Как отметили 17 августа участники панельной сессии "Кадровый суверенитет: кадры на службе экономики страны" (организатором выступило Агентство стратегических инициатив (АСИ), кадров не достает во многих технических сферах России.

Молодых специалистов не хватает, многие из них уезжают учиться и работать за рубеж. И это прямая угроза кадровому суверенитету России.

"С вопросом о кадровом суверенитете мы, мягко говоря, запоздали, задавать его нужно было лет 20 назад. За позднесоветское время и 1990-е годы мы растеряли умение вовлекать молодежь в технологии. Очевидно, что вопрос об интересе молодежи в технических специальностях - это вопрос государственной безопасности", - заявил в ходе сессии Дмитрий Земцов, проректор НИУ ВШЭ.

По его словам, проблема стоит настолько остро, что к ее решению нужно подключать органы госбезопасности. Им следует принять комплекс мер по привлечению выпускников в технические вузы и, может, благодаря этому удастся нарастить кадровый потенциал страны в области технологий.

"Я бы предложил создать комитет кадровой безопасности при Совбезе РФ. Без централизованного подхода к этому вопросу мы проблему не решим", - заявил Роберт Уразов, директор дивизиона "Кадровый потенциал" АСИ.

Сейчас суверенитет начинает касаться не только экономической эффективности и поиска новых решений, но и культурологических аспектов, что усложняет проблему, отметил Уразов. По его мнению, экономике потребления нужно противопоставлять другую ценность - человеческую: "когда можно себя относить к героям прошлого или самому формировать будущее".

"Одно дело подготовить крутого инженера - это сложно, но механизмы понятны, при этом до конца не ясно как работать с человеческой ценностью. Это и есть наш новый вызов. Государственная система больше не должна рассматривать условного специалиста как кадровую единицу в отрыве от его индивидуальной, исторической идентичности. Именно этот подход дает надежду на решение такой набирающей силу мировой угрозы, как кадровая яма", - считает Уразов.

Как отметили участники дискуссии, огромную роль в удержании и привлечении молодых специалистов играет чувство нужности своей компании или стране, а также энтузиазм. Особенно явно это проявляется в авиации, в том числе беспилотной.

"В авиации человек должен пройти долгий путь, чтобы стать профессионалом. Сделать это без должной мотивации и интереса сложно. Исторически авиацию создавали люди, которые пришли в нее через советскую систему модельных кружков, спортивных увлечений. Эта система формировала вокруг молодого специалиста то сообщество единомышленников, с которым он потом взаимодействовал и которое делало его лояльным к компании и государству в целом. Подобный подход у нас утрачен и его нужно восстанавливать", - отметил Глеб Бабинцев.

По словам заместителя генерального директора ГК "Геоскан" Павла Степанова, у нынешней молодежи есть большой интерес к разработке технологий и их в этом интересе нужно поощрять.

"Беспилотье - это не только, кто применяет БАС, но и те, кто их разрабатывают. Школьникам интересны технические предметы и это направление. Мы неоднократно отмечали, что некоторые детские инженерные разработки опережают разработки наших взрослых инженеров... Горящие глаза - это очень часто то, что и удерживает молодых специалистов в нашей компании. Не всегда все решается деньгами", - заметил Степанов.

Для того, чтобы поддерживать энтузиазм молодых специалистов, технологические компании могут, к примеру, организовывать на базе университетов свои молодежные конструкторские бюро - по аналогии с теми, которые существовали в СССР, отметил Земцов.

По его словам, такие бюро есть и сегодня, но только в тех немногочисленных вузах, которые сумели найти на это средства.

"Благодаря этим бюро ребята будут чувствовать, что они нужны своей стране", - отметил Земцов.

Еще одним способом борьбы с кадровым голодом может стать привлечение университетов к различным разработкам, особенно в области импортозамещения, считает руководитель лаборатории искусственного интеллекта Московского политеха Андрей Филиппович.

"Нужно, чтобы в каждом вузе на технологических факультетах были центры разработки, которые могут как разрабатывать технику, так и обучать студентов. Подобная схема поможет защититься от утечки знаний из страны. Ведь когда молодой специалист уезжает за границу, он увозит с собой не только талант, но и знания. Вуз за границу не уедет", - подчеркнул Филиппович.

Сбивать нельзя связаться

18 августа в рамках "Армии" прошла научно-практическая специальная конференция "Беспилотные воздушные суда в практической деятельности правоохранительных органов", где одной из главных тем стало противодействие применению БВС.

Сегодня органы обеспечения безопасности в основном сразу же сбивают беспилотники, которые летят там, где не положено.

Однако не всегда БВС, нарушившее правила, является злоумышленником. Это может быть законопослушное судно, которое просто сбилось с курса, либо аппарат другого охранного ведомства, о полете которого не сообщили заранее, либо грузовой беспилотник, перевозящий анализы или важные медикаменты.

Чтобы наверняка отделять преступников от законопослушных БВС, необходимо изменить подход к системе противодействия применению беспилотников, считает Глеб Бабинцев.

"Сценарий эффективного противодействия заключается в наборе нескольких обязательных элементов. Прежде всего, нужно обеспечить заблаговременное обнаружение объекта и определение его точных координат. Далее обязательно нужно связываться с внешним пилотом, отправлять ему команду о посадке и контролировать исполнение этой команды. И только если идентифицировать судно не удалось или команда о посадке не выполнена, можно сбивать", - отметил Бабинцев.

По мнению Дениса Панюшина, первого заместителя начальника Федерального казенного учреждения "Научно-производственное объединение "Специальная техника и связь" МВД России, чтобы выстроить подобную систему, нужно нормативно закрепить требование оснащать БВС соответствующим оборудованием, позволяющим идентифицировать аппарат и связываться с внешним пилотом.

Особое внимание участники дискуссии уделили вопросу о том, есть ли с точки зрения противодействия разница между большими и малыми БВС.

По мнению Бабинцева, опасными в руках злоумышленника могут стать любые беспилотники.

И малые могут переносить пусть небольшой, но боезаряд, и более крупные. Кроме того, малые аппараты трудно заметить заблаговременно без специальных устройств, что также несет риски.

"Нужно всех обязывать быть одинаково оснащенными. Возможно, в зависимости от размера воздушного судна будут разные требования по мощности оборудования, но требования по обнаружению, идентификации и обратной связи с аппаратом должны быть едины", - отметил Бабинцев....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ассоциация "АЭРОНЕКСТ"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка