О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Поисковики откроют авиамузей Курской битвы

В поисковом музее Курской битвы появится новый раздел, авиационный

В поисковом музее Курской битвы появится новый раздел, авиационный. Отряд "Курган" поднял 20 самолетов, а погибло их здесь порядка 500. Первый экспонат - Як-1 с героическим сердцем.

В преддверии даты окончании Курской битвы "Курские известия" побывали в гостях у тех, кто знает это сражение не понаслышке.

Километры собственных дорог по полям боев, тонны перерытой земли и годы постоянного поиска предметов, фактов и событий, чтобы уточнить, понять, не дать забыть ни одного момента, ни одного героя того великого сражения. Это обычная жизнь бойцов поискового отряда "Курган". И здесь нас ждала неожиданность.

Привыкнув воспринимать эту битву как великое танковое сражение, мы были удивлены, что новый раздел поискового Музея Курской битвы будет авиационным. Однако в отряде думают, что элита войск Красной Армии заслуживает не меньшего внимания, чем танкисты и пехота. Поднимая самолеты и открывая судьбы летчиков, они убедились, что каждый в этой битве был настоящим героем. И теперь им хочется поведать курянам, какой коллективный подвиг скрыт за тем фактом, что именно в ходе Курской битвы советская авиация перехватила превосходство над противником в небе.

Битва на земле и в небе

- Битва в небе была не менее грандиозной, чем само танковое сражение, - рассказывает командир поискового отряда "Курган" Алексей Сотников. - Интересно, что в сражении с обеих сторон участвовало около 12 тысяч танков и столько же самолетов. Однако технические характеристики немецких самолетов были значительно выше советских. Да и пилоты у них были гораздо опытнее. Минимальный налет немецких летчиков перед тем, как их допускали к боевым операциям, составлял 150 - 450 часов. Наши же бросались в бой уже после 6 - 10 часов налетов в небе. Именно так на Курской дуге начинали свой путь трижды герой Советского Союза Иван Кожедуб, одержавший первую воздушную победу 6 июля 1943 года, и будущий космонавт Береговой на штурмовике "Ил-2". Здесь заново учился летать, но уже без обеих ног, летчик-истребитель Алексей Маресьев ("Ла-5") и снова открыл боевой счет, сбив за два дня пять самолетов противника - герой будущей книги Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке".

Однако сила духа и воля к победе у наших ребят оказалась выше. О.А. Сваталов в статье "В небе над Курской дугой" со слов летчиков - участников той битвы описывает сражение в небе: "Внизу сплошное море огня, сполохи взрывов. Вспыхивают, как спичечные коробки, и чадят черным дымом горящие танки. В каждом подбитом танке - своя трагедия, свои убитые, искалеченные, сгорающие заживо. …В небе тоже тесно. Над полыхающей землей проносятся штурмовики, повыше - истребители. Еще выше идут "Пешки" ("Пе-2") - наши славные пикирующие бомбардировщики. А в стороне - круговерть воздушного боя. Совсем близко подходят две девятки "Юнкерсов". У летчиков-истребителей чешутся руки: атаковать бы их! Но свои "Илы" бросать нельзя: они пикируют на цель - артиллерийскую батарею крупного калибра. Вокруг штурмовиков небо усеяно ярко вспыхивающими облачками. Вдруг там, где был один из "Илов", возник огромный огненный шар - прямое попадание вражеского артиллерийского снаряда в бомбы. Ни самолета, ни белых куполов парашюта, один страшный огонь! Остальные штурмовики сомкнулись, опять атакуют цель. Еще один штурмовик, объятый пламенем, идет к земле. Наш пилот не пытается спрыгнуть с парашютом, а направляет горящий самолет на врага, и тот врезается в расположение батареи, от которой остаются только столбы огня и серые брызги земли. Задание ценой жизни летчик выполнил".

- За первую неделю Курской битвы с 5 по 11 июля, когда советская армия вела оборонительные бои, было сбито около 350 советских самолетов, - продолжает рассказ Алексей Сотников. - Фашистская армия за этот период потеряла 120 машин. Немецкое командование посчитало такие потери катастрофическими, и уже с 12 июля господство в небе для немецкой армии закончилось. Чтобы сберечь авиацию, ее перебросили на Брянский фронт.

Первый и раритетный

Идея создания авиационного раздела в Музее Курской битвы поискового отряда "Курган" возникла не так давно. Несмотря на многолетний опыт поисковой работы - на поле Курской битвы отряд трудится уже 27лет - находить самолеты до последнего времени не приходилось. Да, самолетное железо не раз "пищало" под рамками металлоискателей, но это были обломки обшивки, разбросанные по земле при падении боевых машин на десятки метров. А чтобы достать из глубин земли сам самолет, нужны иные технологии, приборы, техника и знания. Этому пришлось учиться. И вот два года назад был поднят первый самолет…

"На сегодняшний день на счету отряда - 25 поднятых самолетов, 22 летчика, имена 17 из них установлены. Когда у нас появилось несколько двигателей, начали накапливаться какие-то экспонаты, личные вещи летчиков, собрался достаточно хороший материал, поняли, что в нашу небольшую экспозицию в музее на третьем этаже это все никак не вместить. К тому же ребята так загорелись идеей, что из найденных деталей сначала воссоздали радиостанцию истребителя, а потом замахнулись и на кабину самолета "Як-1". Стали готовить отдельное помещение, где можно разместить такие большие экспонаты".

Почему выбрали и стали собирать именно "Як-1", рассказал Александр Черных: "Для того, чтобы его увековечить, было несколько причин. Во-первых, это наш первый поднятый самолет. Мы достали его из земли осенью 2020 года у подножия курганского леса в Поныровском районе. Во-вторых, он очень редкий. Довоенные образцы самолетов конструктора Яковлева были уничтожены немцами на аэродромах еще в начале войны. Те, что остались, сильно проигрывали перед немецкими "Мессершмиттами" - слабое вооружение и небольшая скорость форсажа, да плюс фанерная обшивка корпуса делали эти самолеты очень уязвимыми в бою. А наш самолет - везунчик, дожил до 43 года. Конечно, к этому времени его доработали, добавили вооружение. И все же это очень редкая модель. В стране в музеях пока три таких самолета, наш, возрожденный, будет четвертым. Такую редкость очень хотелось подарить курянам, чтобы увидели, поняли, почувствовали энергию боя и увидели воочию, как воевали наши летчики на таких машинах".

Заглянув в кабину пилота, можно будет рассмотреть все в том виде, как оно было тогда, когда самолет шел в последний бой. Все здесь восстановленное и оригинальное. Два года Александр Черных в боксе рядом со своим домом ночами точил, пилил, варил, готовил самолет к выставке… Только вот обшивку фюзеляжа пришлось сделать металлическую - фанеры, из которой она раньше изготавливалась, сегодня не сыскать. Да и сердце у машины "чужое". Поскольку мотор от первого "яка" не нашли, на него поставили мотор самолета младшего лейтенанта Василия Колбасы, совершившего таран в бою с шестью немецкими "Юнкерсами".

"Это идентичный мотор, но уже от "Як-1Б", более усовершенствованной модели. Хотелось, чтобы в нем присутствовал дух героизма и того подвига, который совершил лейтенант Василий Колбаса", - признался Александр.

Лейтенант с редкой фамилией

22-летний пилот 176-го истребительно-авиационного полка 283 ИАД Василий Колбаса 8 июля 1943 года совершил таран. Это был третий день Курской битвы. Его боевые друзья впоследствии описали этот страшный бой. Выполняя боевое задание в районе станции Поныри, летчик обнаружил шесть немецких бомбардировщиков "Ju-88" и вступил в неравный бой. Увеличив скорость, Василий ринулся наперерез флагману и с широкого полукруга зашел в его заднюю полусферу. Сбив его огнем бортового оружия, летчик тут же отвернул влево и набрал высоту. Пропустив под собой "Юнкерсы", он атаковал и сбил замыкающего. Немцы, сбросив бомбы, стали собираться вместе для огневого взаимодействия. Один из них не успел встать в строй и тут же был атакован и сбит советским летчиком. После этого Колбаса снова пошел в атаку на бомбардировщики с задней полусферы, но был встречен плотным огнем. Его истребитель загорелся, но Василий не свернул с курса. На горящем самолете он пронесся мимо ведомых и врезался в ведущего. Оба самолета упали на землю.

Василий Колбаса был призван в ряды Красной армии в 1939 году из колхоза имени Сталина Нагутского района Ставропольского края. Его самолет "Як-1Б" был обнаружен поисковиками в сентябре прошлого года. Этой весной для летчика закончилась война, он вернулся на родину, где с почестями был похоронен.

Поднять полк, чтобы найти дедов

Особое место в этом разделе займет история 34-го бомбардировочного Ташкентского авиационного полка. В мае 1943 года он был перебазирован под деревню Ржава Фатежского района. Пикирующие бомбардировщики "Пе-2", на которых летал полк, стали непосредственными участниками Курского сражения. Полк за свой героический путь впоследствии станет Краснознаменным, орденов Суворова и Кутузова.

И его историю восстановили не поисковики. Внучки летчиков Ольга Назарова и Мария Шестеркина, чтобы найти своих дедов - штурмана Константина Журбаева и стрелка-радиста Василия Шестеркина, летавших на одном самолете под началом капитана Глазунова, "поднимут" целый полк, соберут воспоминания, фотографии, свидетельства, архивные документы. Они объединят потомков летчиков в социальных сетях. И, уже зная, где приблизительно погибли их деды, будут ждать, когда же наконец поисковики поднимут "их" самолет. Позже они признались, что ждали в мае 2020, а "Курган" нашел его только в сентябре.

Это они рассказали поисковикам, что нашли родных техника их самолета, который, вернувшись с войны, сказал жене Марье Андреевне: "Самолет ушел в облака, и больше на аэродром не вернулся". В таких случаях в отчетных документах писали: "Состояние экипажа неизвестно. Состояние самолета неизвестно", а в извещении родственникам - "…считать пропавшим без вести". Самолет капитана Глазунова был сбит зенитной артиллерией противника.

Поисковики вернули экипаж из безвестности. В Курск на захоронение пилотов приезжали не только их родные, но и родные их однополчан. Теперь Музей поискового отряда "Курган" обладает целым архивом фотографий, документов и даже личных вещей, которые подарили поисковикам потомки летчиков 34-го бомбардировочного Ташкентского авиационного полка. А еще есть песня о летчиках, сочиненная местным бардом Игорем Бредихиным специально для этой встречи и посвященная дочери Константина Журбаева. Наверняка она будет звучать для посетителей этого раздела музея.

"Мы вас не бросили"

"Люди, не верьте фашистам! Мы вас не бросили, мы рядом. Скоро освободим!" - такими были последние слова стрелка-радиста Эммануила Школьникова. С такими мыслями об освобождении находящейся в оккупации Курской области и ее жителей сражались ребята самолета "Пе-2" из 15-й дальнеразведывательной эскадрильи. 28 октября 1942 года экипаж вылетел фотографировать немецкий аэродром в г. Курске. На обратном пути он был сбит немецкими истребителями. Через 78 лет бойцы отряда "Курган" подняли их самолет. Начались поиски родных и восстановление их истории.

Командир экипажа сержант Остапчик Иван Артемьевич родился в Иркутской области. Там и сегодня проживают его родные. Они верили и ждали, что он обязательно вернется из рядов без вести пропавших. "Я обзвонил всех родственников, буквально всех! Вы не представляете, какая эта радость… Потому что эта неизвестность, она всех мучила. И все говорили: "Найдется он, все равно найдется рано или поздно! Вот прошло 78 лет, и он нашелся", - не скрывал эмоций племянник пилота, военный пенсионер Николай Абраменко.

На родине героя о нем помнят. Его имя увековечено на мемориальных досках в его родном селе Тургеневке и в Иркутском педучилище, где учился Иван Остапчик. Родители получили в декабре 1942 г. извещение за №216/6: "28 октября Ваш сын Остапчик Иван Артемьевич не вернулся с боевого задания, пропал без вести" и долгое время пытались узнать о его судьбе, обращаясь в разные инстанции с вопросом, где и при каких обстоятельствах погиб наш сын. Вразумительного ответа они не получили. В многодетной семье героя, где он был восьмым ребенком, его никогда не забывали. После смерти родителей на сельском кладбище с. Тургеневки рядом с могилами родителей Ивана - Артемия Андреевича и Степаниды Ануфриевны младший брат летчика Алексей установил еще один памятник, где увековечил имя их сына Ивана Артемьевича Остапчика. Учитель-художник изобразил на нем силуэт брата и самолет, на котором тот воевал.

Помнило об Иване Остапчике и еще одно сердце. За две недели до своей гибели 20-летний командир экипажа прислал родителям письмо: "Дорогие родители, встретился я с хорошенькой девушкой, моложе меня на два года, я ее люблю, как быть? Прошу Вашего совета". Отец и мать посоветовали воздержаться от серьезных отношений до конца войны и не терять друг друга из вида. Но этот совет Ивану уже не понадобился. А "хорошенькая девушка" Валя Руднева из Курска, служившая в соседней эскадрилье, не потеряет из вида родителей любимого и будет долго писать им письма. В одном из них она скажет: "Ваш сын ежедневно ходил на задания по 2 - 3 раза в день в сторону Курска… Ваня был мужественный смелый летчик".

Военные документы говорят о том, что экипаж самолета в составе Остапчика - Степанова - Школьникова совершил 17 боевых успешных вылетов на разведку в г. Курск. В кишащий немцами город с хорошей противовоздушной обороной. В условиях превосходящего господства в небе фашистской авиации. С огромным риском для жизни они добывали и передавали по радио сведения о скоплении эшелонов на железнодорожной станции, о количестве самолетов на немецком аэродроме и т. д. Немцы не могли быть спокойными в городе, освобождение которого приближали такие бесстрашные 20-летние ребята. Куряне во многом обязаны им за освобождение Курска, которое произошло через три месяца после их гибели, в феврале 1943 года. И таких историй о найденных поисковиками самолетах и их экипажах - около двух десятков. В музее будет что рассказать посетителям.

Бессмертный авиаполк

Однажды на одном из сборов поискового отряда кто-то произнес: "Ребята, а ведь мы подняли целый авиаполк!". Так и появилась идея Бессмертного авиаполка, а в этом году она осуществилась. Бойцы ПО "Курган" 9 Мая прошли в Бессмертном полку с портретами поднятых ими летчиков. А ведь работы поисковики продолжают.

- У нас есть планы поднять 100 самолетов, - улыбается Алексей Сотников. - Это пять авиаполков.

Да и с авиационной экспозицией все только начинается, работы много. Найти и поднять самолет, как оказалось, не самая сложная задача. Гораздо тяжелее разобрать груды искореженных осколков и проржавевших в земле деталей самолетов, очистить от многолетней грязи, тщательно перетереть каждую деталь, чтобы найти номера двигателей. А потом установить экипаж, найти по возможности родных, достойно похоронить и увековечить имена погибших. А еще постараться, чтобы о героях помнили. Для этого и создавали собственный музей.

Какая из этих задач вам кажется самой сложной? А поисковики справляются. Не за награды и почести. Без прибыли, за свой счет. Выкраивая время для поисков и работ в плотном расписании своей жизни. У них своя война - с ускользающей памятью. Помнить и не дать забыть другим, чтобы мы гордились тем, за что погибали наши предки - родной землей, ее героическим народом, красным знаменем Победы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка