О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Целенаправленно выбрал профессию вертолетчика"

Литовченко Александр Владимирович, заместитель летного директора по вертолетам. Является пилотом 1-го класса гражданской авиации

Литовченко Александр Владимирович, заместитель летного директора по вертолетам.

Является пилотом 1-го класса гражданской авиации. Заслуженный работник транспорта Якутии, Почетный работник Воздушного транспорта Республики Саха (Якутия), Ветеран труда авиации Якутии, Ветеран труда РФ, Лауреат премии имени Е.Ф.Алькова, награжден Памятным знаком "85 лет Гражданской авиации", Почетной грамотой Министерства транспорта РФ.

Трудовой путь Александра Владимировича Литовченко начался в 1991 году, когда он после окончания Кременчугского вертолетного училища гражданской авиации Ордена дружбы народов прибыл в Батагай. Общий стаж в авиации 36 лет.

В детстве я не думал, что существуют другие профессии

Родился и вырос в Кременчуге - на родине вертолетного училища. Можно даже сказать, что международного. Потому что, в то время там учились кубинцы, ливийцы, китайцы.

В детстве я не думал, что существуют другие профессии, кроме вертолетчиков. Над нами проходил вертолетный маршрут, один из разворотов. Вертолеты летали с утра до вечера, так что у меня другой цели и не было. Как-то на встрече одноклассников классный руководитель показала наши сочинения с 1 класса. А там корявым почерком я написал, что хочу стать вертолетчиком - не летчиком, не космонавтом, а именно вертолетчиком.

В 1986 году поступил в училище. Так уж вышло, что из класса только я выбрал профессию авиатора, да и в семье тоже. После первого курса меня призвали в армию, и я два года отслужил в военно-воздушных силах в составе группы советских войск в Германии. Выпустился из училища в 1991 году.

Тогда распределений уже не было, каждый выпускник сам искал место работы. Но так как мы хорошо показали себя во время учебы, нам дали выбор - Магадан, Архангельск, Тюмень. Но тут подвернулся случай - мне помог земляк, который работал в Батагае. Он пообщался с командиром эскадрильи, и мне с Якутского управления гражданской авиации прислали вызов. Тогда и не знал, что в республике существуют Колымо-индигирский, Нюрбинский, Тиксинский, Батагайский авиаотряды. Думал, что город Якутск и будет местом моей работы. Но как оказалось, меня распределили Батагайский объединенный авиаотряд.

Батагайский объединенный авиаотряд

22 ноября 22-летним молодым специалистом прибыл в Батагай, было минус 50 градусов мороза, а я в легких ботинках, в легкой куртке. Пришел в отряд, доложился. Направили в общежитие для летчиков. Дали комнату - первым делом убрался, навел порядок, а потом получил теплую одежду, унты.

Прошли наземную подготовку. Батагайский отряд тогда был крупный. Много машин базировалось, народу на разборах сидело как в кинозале. Несколько эскадрилий. Меня вводил в строй вторым пилотом Валерий Стадник - командир звена. Потом я попал к Борису Тимофеевичу Попову - командиру вертолета, легенде Верхоянья.

Через пять месяцев, в апреле привез в Батагай семью - жену и 8-месячного сына Сергея. Через два года родился второй сын Александр.

Одна фуражка на эскадрилью

Закро Саникидзе (прим. первый генеральный директор авиакомпании) требовал ношение форменной аэрофлотовской одежды - фуражек, синих двубортных кителей. Но как можно в таком работать в кабине вертолета? Красиво, но очень неудобно.

Каждый летчик перед вылетом обязан проходить медицинский осмотр. Так вот, утром экипажи шли в медчасть, а Закро Османович любил перед этим зданием на возвышенности встать и наблюдать. А я жил ряом с гостиницей в барачном здании.

С восьми утра стуки в дверь, чтобы я одолжил им фуражку для прохождения медчасти, "потому что Закро смотрит". В итоге, я прибил гвоздь в коридоре и повесил там фуражку. Она висела там очень долго - одна на всю эскадрилью.

Первый самостоятельный полет Александра Литовченко

В командиры вертолета Ми-8 я ввелся в 2001 году. Это был пассажирский рейс из Среднеколымска в Зырянку. Так уж получилось, что среди пассажиров был и генеральный директор Семен Иннокентьевич Терехов (прим. генеральный директор авиакомпании с 2001-2004гг).

Пилотирование воздушных судов в условиях Якутии особенное

В моей трудовой книжке одна запись - переведен в ГУП АК "Полярные авиалинии" в связи с реорганизацией. Больше записей нет. С 1991 года налетал более 8500 часов.

Пилотирование воздушных судов в условиях Якутии особенное. Это региональные метеорологические условия: сухой снег зимой, локальные туманы - это когда температура ниже -40 и снежный вихрь, затрудненная видимость. Для этого нужны подготовка и опыт. К примеру, сейчас к нам приходят ребята из других северных регионов. Взять тот же Ямал, ту же Тюмень - у них такая же зима, белизна, но как говорят сами пилоты, в условиях Якутии еще нужно поработать, чтобы все понять.

Главное в авиакомпании - это люди

Отдельно хочу отметить ветеранов. Это Тимур Арчилович Бесаев - командир 2-й эскадрильи, про которого, наверное, отдельную книгу нужно написать, потому что он в первую очередь человек-фанат, умнейший специалист. Вся молодежь вокруг него крутится, работать с ним одно удовольствие.

Владимир Евгеньевич Скородумов - батагайская легенда, который по возрасту и по налету перешагнул всех своих земляков.

Командиры ВС Анатолий Алексеевич Никольский и Сергей Владимирович, как говорится, "поставили мне руку" и научили азам профессии. Работали мы в это время под руководством легендарных командира авиаэскадрильи Ми-8 Владимира Романовича Ткач и командира отряда Бориса Александровича Конькова.

Хотелось бы, чтобы в "Полярных авиалиниях" всегда были такие люди, как они....
Авторские права на данный материал принадлежат «АК "Полярные авиалинии"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка