О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ЦАГИ - полеТу: двухмоторный высокоскоростной бомбардировщик Ту-2

ЦАГИ - полеТу: двухмоторный высокоскоростной бомбардировщик Ту-2

"Мы обязаны спроектировать необычный самолет. Это должен быть крупный технический скачок. Нужно иметь скорость большую, чем у истребителей, и максимальную бомбовую нагрузку. Чтобы стать массовой, машина должна быть очень простой в производстве и в эксплуатации… В самолете мы должны сконцентрировать все наши знания, способности и творческую энергию…" - так сформулировал свой взгляд на новый фронтовой пикирующий бомбардировщик Ту-2 А.Н. Туполев. Поручение о его разработке Андрей Николаевич получил, находясь в заключении в Центральном конструкторском бюро ЦКБ-29.

Ни один туполевский самолет, как до, так и после Ту-2, не строился с таким количеством трудностей и высоких затрат физических и нравственных сил. В ЦКБ-29 он значился как "проект Т-103". В сжатые сроки было необходимо создать четырехмоторный пикирующий бомбардировщик. Однако конструктор выработал и предложил другую концепцию - бомбардировщика с двумя моторами, противопоставив ее решению высшего руководства. Эту идею Туполев отстоял и реализовал в дальнейшем; правоту Андрея Николаевича доказала история создания и боевого применения летательного аппарата.

Непростым и тернистым стал весь дальнейший путь самолета. Тактико-технические требования ВВС на Ту-2 были получены в марте 1940 года, и уже в октябре того же года завершилась постройка первого экземпляра бомбардировщика. Прототип, созданный в условиях ЦКБ, имел блестящие летно-технические характеристики. Однако в серию машину поставили лишь в 1943 году. Когда "проект Т-103" начали переделывать в серийный вариант - Ту-2, в соответствии с требованием заказчика, ухудшились его летные характеристики. И все же, несмотря ни на что, спустя годы его назовут лучшим фронтовым бомбардировщиком того периода.

В работе по "проекту Т-103" Туполев настоял на широком привлечении коллективов Центрального аэрогидродинамического института, ЦИАМ, других институтов и КБ.

Ту-2 стал самым большим самолетом, испытанным в натуральную величину в аэродинамической трубе Т-101 ЦАГИ. В установке проводились испытания на спектр обтекания по наклеенным на поверхности модели шелковинкам, которые поворачиваются по направлению потока и раскрывают физическую картину течения воздуха.

Другим крупным пластом работ ЦАГИ стали исследования нового летательного аппарата на прочность. В 1941 году в институте проводились статические испытания крыла и расчеты на флаттер. Были выработаны практические рекомендации, повысившие боевые и летные качества самолета.

В дальнейшем Ту-2 неоднократно использовался как летающая лаборатория в различных экспериментах. Он стал первым советским самолетом, на котором установили радиолокатор. На Ту-2 испытывались в полете первые реактивные двигатели. В числе модификаций - разведчик, дальний бомбардировщик, торпедоносец, ночной перехватчик и др. Серийно он выпускался с 1942 по 1952 годы, за этот период советские заводы поставили более двух с половиной тысяч машин различного назначения.

В 1943 году за разработку одного из лучших фронтовых бомбардировщиков в истории мировой авиации Андрей Николаевич Туполев был удостоен Государственной премии первой степени.

Источники: Андрей Николаевич Туполев. Жизнь и деятельность. М.: Издательский отдел ЦАГИ, 1991; Бодрихин Н.Г. Туполев. М.: Молодая гвардия, 2011; Кербер Л.Л. Ту - человек и самолет. М.: "Сов. Россия", 1973.

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ - крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.

Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского" (далее - Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 года № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.

Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В состав ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" входят следующие предприятия: ФАУ "ЦАГИ" (г. Жуковский, Московская область); ФАУ "ЦИАМ им. П.И. Баранова" (г. Москва); ФАУ "ГосНИИАС" (г. Москва); ФАУ "СибНИА им. С.А. Чаплыгина" (г. Новосибирск); ФКП "ГкНИПАС" (пос. Белозерский, Московская область).
...
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦАГИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка