Российское информационное агентство
5 сентября 2022, 14:21
Этот забытый российский истребитель вошел в историю
В середине 90-х годов прошлого столетия, после окончания холодной войны, ВВС РФ предстояло решить следующую проблему: у них было слишком много самолетов и слишком мало врагов
"Терминатор" вырывается вперед
Россия думала, что разработку Су-37 профинансирует экспорт Су-27, и это отчасти оказалось правдой: ряд заказов разместили КНР и Вьетнам. Благодаря такому развитию событий программа "Терминатор" продолжилась. К 1995 году у РФ был планер, который отправили на опытно-конструкторский завод Сухого для установки сопел с управляемым вектором тяги. В 1996-м Су-37 совершил свой первый полет.
Ключ - управление вектором тяги
В итоге на одноместном Су-37 появились двигатели с трехмерным вектором тяги, которые затем стали устанавливать на перспективных истребителях. Это придало самолету отличную маневренность и большой угол атаки. Конструкторы колебались между двумя двигателями, но выбор пал на более дешевый и менее надежный АЛ-31ФП. Но при этом не поскупились на цифровую электродистанционную систему автоматического управления вектором тяги - одно из самых главных нововведений Су-37. Если истребитель выходил из-под контроля или "сваливался", то быстро восстанавливался и мог выполнять дальнейшие маневры.
Датчики на высоте
Радары с доплеровской фазированной решеткой, в том числе обращенный назад, а также система управления огнем позволяли Су-37 отслеживать сразу до 20 целей и запускать ракеты по 8-ми из них. Благодаря этому "Терминатор" мог стать многоцелевым истребителем, а также истреблять вражеские самолеты или запускать ракеты класса "земля - поверхность". Пилоты смогли оценить его прекрасные способности ведения воздушного боя.
Мощный комплект оружия
Этот истребитель имел 12 узлов подвески для доставки оружия общим весом 8 тонн. Су-37 мог нести сочетание ракет малой дальности Р-73Э и Р-77 для ведения воздушного боя и различных ракет с инфракрасным и радиолокационным самонаведением для удара по наземным целям. В дополнение к отсеку радиоэлектронной борьбы на борту находилась 30-миллиметровая пушка.
Пилоты похвалили кабину и характеристики
Кабина с 4-мя жидкокристаллическими дисплеями для лучшей ситуационной осведомленности оказалась весьма удобной для пилота. К тому же Су-37 отличался от других истребителей короткоходной ручкой управления, которая пришла на замену ручке с центральным положением.
Максимальная скорость "Терминатора" составляла 2,5 тысячи км/ч. Дальность полета - 4 тысячи километров при потолке в 18 тысяч метров.
Ковбой авиасалонов
Су-37 показали на авиашоу, где он поразил зрителей. Вот как его полет в 1996 году на выставке в Фарнборо описал сайт Globalsecurity.org: пилот впервые смог показать своеобразный воздушный кульбит - разворот на 360 градусов в плоскости симметрии. Это была настоящая мертвая петля малого радиуса, которую летчик выполнил на малой скорости - позже ее назвали "Чакра Фролова" в честь российского пилота-испытателя. Но даже привычные фигуры в исполнении нового российского истребителя смотрелись как что-то новое. Например, выполняя "Кобру", он выходил на угол атаки свыше 150 градусов и был в таком положении порядка 3-4-х секунд
Несмотря на все нововведения и успех на авиасалонах, конструкторы построили всего два предсерийных Су-37. В 2002-м из-за неисправности системы управления полетом один из них разбился, и ВВС РФ решили отказаться от данной программы. Но надо отдать должное этому истребителю: примененные нововведения проложили путь к дальнейшим разработкам. В итоге Россия сосредоточилась на воздушной технике и маневренности своих истребителей даже несмотря на дефицит средств и ресурсов, которые были после окончания холодной войны.
Таким образом, Су-37 был для ВВС РФ ступенькой в лучшее будущее.
Ранее в США заявили, что у американского истребителя F-14 нет шансов в бою с российским Су-57....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российское информационное агентство». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 25, 2024
Первый полёт полностью импортозамещённого МС-21 состоится до конца ноября
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 23, 2024
Специалисты ИАЗ закончили сборку отсека Ф4 очередного серийного самолёта МС-21
Апрель 26, 2024
ФАС заявила о необходимости скорректировать цены на авиаперевозки