О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Их предлагали одеть как в кабаре". Как менялась форма стюардесс с 1920-х

Российская авиакомпания S7 вслед за латвийской airBaltic и украинской SkyUp смягчила требования к внешнему виду и форме бортпроводников, разрешив татуировки, бороду и яркие волосы, а также обувь на плоской подошве - балетки или лоферы

Российская авиакомпания S7 вслед за латвийской airBaltic и украинской SkyUp смягчила требования к внешнему виду и форме бортпроводников, разрешив татуировки, бороду и яркие волосы, а также обувь на плоской подошве - балетки или лоферы. По просьбе РБК Life историк моды, культуролог, автор книги "Советская мода. 1917-1991" Мэган Виртанен рассказывает, почему к этому пришлось идти так долго и может ли стать практика общепринятой.

Еще несколько дней назад неосмотрительно сделанная татуировка или неспособность ходить в обуви на каблуках навсегда лишали девушку надежды стать "хозяйкой неба". Строгие требования авиакомпаний к внешнему виду бортпроводников и летного состава запрещали мужчинам носить длинные волосы, бороду и усы, женщинам предписывали определенные виды причесок и макияжа, а представители обоих полов не должны были иметь нательных рисунков. И хотя в последние годы несколько авиакомпаний предпринимали попытки одеть своих бортпроводниц в удобные костюмы и кроссовки, все же казалось, что общие стандарты непоколебимы.

Первые гражданские авиалинии появились в 1919 году. Так как перелеты были редкостью и представлялись делом рискованным, униформа пилотов и бортпроводников должна была вселять в пассажиров уверенность в безопасности и надежности. Везде, где профессия подразумевает ответственность, чаще всего используются милитари-образы. Новый вид пассажирских перевозок не стал исключением, позаимствовав у флота как термины (судно, стюард, экипаж), так и стиль экипировки.

Изначально профессия бортпроводника была мужской, и униформа стюардов почти ничем не отличалась от униформы пилотов. Первая бортпроводница, медсестра Эллен Черч, нанятая в 1930 году американской компанией Boeing Air Transport (впоследствии - United Airlines), фасон своего костюма придумала сама, дополнив его строгим зеленым плащом, а некоторые полеты выполняла в легкомысленном платье в горошек.

Вскоре многие авиалинии последовали примеру Boeing, и стюардесс становилось больше, чем стюардов. Поскольку бортпроводники, по сути, выступают от имени компании, вопрос о том, как они должны быть одеты, оказался непраздным. Высказывались предложения одеть бортпроводниц как горничных, медсестер или даже как танцовщиц кабаре. Но все эти идеи символически роняли ценность профессии, да и сама стюардесса должна была демонстрировать командую общность с летным составом, а потому эталоном стал строгий костюм из жакета и юбки.

"Аэрофлот" получил свою первую форму одежды вместе с названием - в 1932 году. 12 категорий личного состава представляли собой гражданские аналоги воинских званий, а униформа с отличительными знаками основывалась на образцах, принятых в ВВС. Первая советская стюардесса Эльза Городецкая поднялась на борт самолета в 1939 году и, поскольку штатное расписание такой должности не включало, числилась в ведомости как кладовщица и в выборе одежды была абсолютно свободна.

После Великой Отечественной войны профессия стала полностью женской, появилась общесоюзная униформа: темные шерстяные юбка и жакет, шелковая блуза и берет. Учитывая специфику климата, в стандартный набор обмундирования также входили меховая куртка, шапка-ушанка и валенки. Впрочем, ресурсы на тот момент были ограничены, форму выдавали не всем, так что дресс-код не был строгим. Достаточно было соблюдать правило "белый верх, темный низ", а также придерживаться сдержанного и консервативного кроя.

Обязательная форма стюардесс "Аэрофлота" была официально введена только в 1954 году специально для тех, кто обслуживал международные рейсы. Разработкой занимался Общесоюзный дом моделей, который учитывал актуальные стандарты крупнейших авиакомпаний, включая американскую TWA Airlines, для которой в 1950 году придумал форму легендарный дизайнер Олег Кассини. Строгие темно-синие костюмы из шерстяного материала "бостон", считавшегося в то время лучшим, были дополнены плащом, изящной фетровой шляпкой, туфельками и перчатками. Немногочисленным мужчинам-бортпроводникам достались привычные костюмы, мало отличающиеся от униформы пилотов, и такое положение сохранялось десятилетиями.

Вскоре международные стандарты начали меняться: к середине 1960-х авиаперелеты перестали быть уделом элиты, конкуренция между авиакомпаниями росла, а внешний вид и униформа бортпроводниц превратились в одно из конкурентных преимуществ. Реклама австралийской авиакомпании Ansett Airlines в 1970-х была прямолинейна: "Если бы на стюардессе не было формы, смогли бы вы угадать, какой авиакомпанией летите?"

Проход между кресел самолета превратился в подиум, а сотрудничество с ведущими мировыми дизайнерами стало стандартным маркетинговым ходом, повышающим престиж компании. Наступала золотая эра профессии стюардессы: стать ею мечтали многие девушки, отбор претенденток мог сравниться с конкурсом красоты, а строгие костюмы уступили место соблазнительным нарядам. Мини-юбки, глубокие декольте и даже облегающие шорты, и все это ярких цветов или со смелыми принтами - таков был образ стюардессы от Пьера Кардена или Эмилио Пуччи.

В СССР униформа бортпроводниц оставалась в рамках приличий. Единственной поблажкой было введение более легкого варианта костюма - серого жакета и юбки - для полетов в жаркие страны. Новый образец, принятый в 1966 году, включал все тот же синий костюм, правда, дополненный модной шляпкой-таблеткой.

Однако игнорировать международные тренды означало утратить престиж на международной арене, а это в брежневские времена не приветствовалось. Так что в 1971 году стюардессы "Аэрофлота" облачились в элегантные малиновые костюмы с золотыми пуговицами, а те, кто летал в тропики, - в короткие платья красного или синего цвета. Учли и моду на этнику: форменную блузу стилизовали косовороткой, а для работы в салоне выбрали фартуки с отделкой в русском стиле. Впрочем, уже 1975 году вернулись к привычной строгости - темно-синим жакетам и расклешенным юбкам. Уступкой моде стала лишь белая водолазка вместо блузки. Именно об этой униформе пел в 1978 году Владимир Высоцкий: "А вот прошла вся в синем стюардесса как принцесса - надежная, как весь гражданский флот".

К началу 1980-х идея надежности и ответственности вернулась и в униформу западных стюардесс. Трикотажные комбинезоны вызывающих расцветок сменились привычными квазиделовыми костюмами. А вот тесная связь с модными домами не прервалась: над одеждой бортпроводниц в разное время работали Ив Сен-Лоран, Кристиан Лакруа, Джанфранко Ферре, Ричард Тайлер и многие другие знаменитые дизайнеры. В 2018 году китайские авиалинии Hainan Airlines даже заказали униформу стандарта от-кутюр Лоренсу Сюю и презентовали ее на парижской Неделе моды.

Тем временем женские брюки все еще оставались за бортом. Авиакомпания UTA ввела их в униформу в 1973 году, Air France - в 1980-м, но в обоих случаях вплоть до 2005 года брюки разрешалось носить только наземному персоналу, в полете же бортпроводницам предписывались юбки. В 2006 году прогрессу уступили итальянцы из AlItalia, а к настоящему моменту большинство мировых авиакомпаний приняли вариант женской униформы с брюками. Правда, допускаются они только на некоторых рейсах - например, следующих в холодные страны. Повсеместно юбка объявлена наиболее предпочтительным вариантом.

Советские бортпроводницы в 1980-х обзавелись "олимпиадными" клетчатыми костюмами, на место которых в 1986-м пришли костюмы привычного темно-синего цвета, но на этот раз менее суровые - благодаря красно-синим шарфам и красным ветровым шляпкам. Летний же вариант формы оказался совсем романтичным: голубое платье с белым воротничком.

На излете советской эпохи, в 1991 году, вновь появились красные костюмы, но их существование оказалось недолгим: новые времена потребовали новой одежды. В середине 1990-х над формой "Аэрофлота" трудился Валентин Юдашкин, предложивший черный костюм с красным жилетом, причем вся партия была отшита не в России, а в Италии. К 2004 году новый вариант, выдержанный в корпоративных цветах, создала Виктория Андреянова. Особым шиком были блузы с принтом в виде винта самолета. Наконец, в 2009 и 2010 годах были приняты работы дизайнерского бюро Юлии Бунаковой и Евгения Хохлова, которые авиакомпания использует и сейчас: это летний костюм цвета "красный мандарин" и зимний темно-синий. На рукава жакетов вернулась знаменитая эмблема советского "Аэрофлота", воплощенная в золотой вышивке, а голову стюардесс украсила шляпка-пилотка.

Современные реалии лишили "Аэрофлот" того положения монополиста, которое он занимал в СССР. Появилось множество конкурентов, чья униформа тоже заслуживает внимания, - например, сибирский авиагигант S7. Образец, который используется сегодня, - ярко-бирюзовые костюмы и столь же яркие салатовые аксессуары - в 2013 году разработал дизайнер Александр Терехов. Теперь же внешний вид стюардесс и стюардов S7 может стать еще более запоминающимся: именно эта авиакомпания первой среди российских рискнула отменить требования к длине волос и разрешить бортпроводникам татуировки.

Вряд ли стоит ожидать, что в ближайшее время конкуренты последуют этому примеру. Униформа хотя и подстраивается под течения моды и социальных норм, все же возвращается к первоначальной идее строгого костюма в милитари-стиле. Впрочем, в наши дни мир меняется настолько быстро, что никто не удивится, если рыбу или мясо повсеместно начнет протягивать рука с тату....
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка