О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Человек, придумавший слово "вертолет": дочь Камова - о знаменитом авиаконструкторе

Даже неискушенный в вертолетном деле человек с легкостью может определить вертолет серии "Ка" благодаря двум соосным несущим винтам - визитной карточке конструкторского бюро (КБ) имени Камова

Даже неискушенный в вертолетном деле человек с легкостью может определить вертолет серии "Ка" благодаря двум соосным несущим винтам - визитной карточке конструкторского бюро (КБ) имени Камова. На сегодняшний день НЦВ "Миль и Камов" в составе холдинга "Вертолеты России" госкорпорации "Ростех" является единственным в мире разработчиком серийных вертолетов с соосной схемой винтов.

120 лет назад, 14 сентября 1902 года, родился отец этих машин с двумя несущими винтами - Николай Ильич Камов. В преддверии большого юбилея ТАСС поговорил с дочерью великого авиаконструктора Татьяной Николаевной Камовой о пути ее отца в большую авиацию, рождении слова "вертолет" и изобретении первых винтокрылых птиц, а также о перспективных проектах, которые Камов не успел завершить.

Беседа с Татьяной Николаевной проходила в исторической квартире, в которой семья Николая Ильича Камова проживает со времен возвращения из эвакуации после Великой Отечественной войны. На доме мемориальная доска с надписью: "В этом доме с 1945 по 1973 год жил и работал конструктор вертолетов Камов Николай Ильич".

В историческом кабинете знаменитого авиаконструктора семье удалось сохранить интерьер таким, каким он был при жизни Камова. Вдоль стен - дореволюционная антикварная мебель: огромный книжный шкаф, письменный стол, многочисленные награды. На стенах фотографии главных достижений всей жизни Камова - вертолетов. Особое внимание привлекает Ка-8 - первый вертолет конструктора (до этого Камов занимался автожирами), который поднялся в воздух 12 ноября 1947 года и представлял собой простую конструкцию из стальных труб на двух надувных цилиндрических баллонах с открытым креслом для летчика.

Я очень рада, что день рождения Николая Ильича Камова, 14 сентября, не забывается не только людьми, работающими в области вертолетостроения, но и в обществе. Мне об этом напоминают телефонные звонки с вопросами: как будет отмечаться этот день. Вся жизнь Николая Ильича посвящена была работе, его творчеству, Татьяна Камова, дочь авиаконструктора Камова.

Мечтал стать хирургом, но заболел воздухоплаванием

Камов родился в 1902 году в Иркутске. "Период развития нашей страны был очень тяжелым, жизни отца сопутствовали все имевшиеся в те годы сложности, но он их преодолевал. Человек он был жизнерадостный, очень общительный, и это Николаю Ильичу, конечно, помогало", - говорит Татьяна Николаевна.

С детства Камов мечтал стать хирургом, особенно ему был интересен раздел неврологии. Сбыться мечте было не суждено, из-за родовой травмы у Николая Ильича не очень хорошо действовала правая рука. "Отец ею работал, но быть хирургом, конечно, не мог. Особенно ему нравился раздел неврологии", - вспоминает дочь конструктора.

Илья Михайлович, отец Камова, был преподавателем словесности из купеческого рода, мать Анастасия Владимировна - акушеркой польского происхождения. В 16 лет будущий авиаконструктор с золотой медалью окончил коммерческое училище и поступил на механический факультет Томского технологического института, став его самым юным студентом (на момент поступления Камову не было 16 лет). "Память у отца была просто великолепная, фантастическая. Он знал французский, немецкий языки, но после 1918 года ими уже не занимался. Когда Николай Ильич в 60-е годы приехал в очередной раз на авиационную выставку в Париж, его попросили выступить по французскому телевидению, и он около десяти минут говорил на французском", - рассказывает Камова.

Уже в студенческие годы Николай Камов впервые увидел в действии аэроплан и с того момента раз и навсегда определился с будущим. Он стал собирать всю информацию по авиационной тематике, которую только мог найти. В институте он учился вместе с выдающимся летчиком, одним из пионеров русской и мировой авиации Харитоном Славороссовым, уже тогда знаменитым своими рекордами.

В 1923 году инженер-механик Камов с блеском окончил институт и отправился в Москву, где устроился рабочим на немецкий концессионный завод "Юнкерс". "Николай Ильич смотрел, как они работают, из чего делают элементы, как собирают самолет. Ему надо было где-то получать знания, а в стране еще было негде учиться. Немцы свои секреты держали", - отмечает Татьяна Николаевна.

Однажды произошел случай, после которого Камова уволили. Дело в том, что немцы не знали, что он владеет их языком. Какой-то рабочий допустил ошибку, и немецкий инженер начал осыпать того бранью. "Отец стоял рядом, все отлично понял и сказал по-немецки: как же вам не стыдно! Его сразу выгнали, но Николай Ильич уже успел научиться всему, что ему было надо", - рассказывает Татьяна Николаевна.

Автор слова "вертолет"

Всю первую половину прошлого века классические вертолеты назывались геликоптерами (от французского hélicoptère, заимствованного в конце XIX века). Автором словам "вертолет" (от "вертится" и "летает") является Николай Камов. Впервые в документации слово "вертолет" появилось в протоколе заседания Технической комиссии Центрального совета Осоавиахима от 8 февраля 1929 года. На заседании рассматривался проект автожира КАСКР-1 инженеров Камова и Николая Скржинского.

Автожир - летательный аппарат, использующий для создания подъемной силы свободновращающийся в режиме авторотации несущий винт.

Это был автожир, но у него были винты, аппарат летел, и винт крутился. Для того чтобы как-то по-другому назвать этот аппарат, отец назвал его вертолетом. Но уже четко это слово вошло в употребление, когда отец сделал вертолет Ка-8, Татьяна Камова, дочь авиаконструктора Камова.

Ка-8 "Иркутянин" был изобретен Камовым уже после возвращения из эвакуации в 1943 году. Конструктор организовал при Бюро новой техники ЦАГИ группу инженеров, в которой на общественных началах был спроектирован новый аппарат. "Помню, как, преподавая в те годы в МАИ, отец чертил новый интересный аппарат, который он назвал вертолетом. Причем чертил он на табуретке, на нее ставил доску, подпирал доску книгами. И вот таким образом он чертил Ка-8. По виду это был мотоцикл с сиденьем, который поднимается и летит", - рассказывает дочь конструктора.

"Иркутянин" стал первым вертолетом соосной схемы, при которой пара установленных винтов вращается в противоположных направлениях вокруг общей геометрической оси. "Оригинальность конструкции и ее преимущество, а также высокий уровень технической реализации делают соосную схему жемчужиной в короне российской авиации", - отмечает Камова.

Именно "Иркутянин" лег в основу большого семейства вертолетов прославленной фирмы "Камов". Впервые он был показан на ежегодном авиационном празднике в 1948 году в Тушине. "Пилотировал Ка-8 летчик Михаил Дмитриевич Гуров. Он выехал на грузовике, потом взлетел над стадионом, облетел весь стадион, сделал на каждую сторону поклон и снова сел на грузовик, чтобы аппарат увезли. После демонстрации вертолетом очень заинтересовался Василий Сталин", - вспоминает Камова.

Вскоре после авиационного праздника было принято решение о создании специализированного КБ с собственной производственной базой. Возглавить новое бюро предложили Камову. Так родилось опытное конструкторское бюро (ОКБ) №2, которым авиаконструктор руководил до конца жизни. Датой создания ОКБ принято считать 7 октября 1948 года. В 1974-м, после смерти Николая Камова, предприятию было присвоено его имя.

Авиационная династия

Камов стал основателем целой авиационной династии. Его дочь Татьяна окончила факультет приборостроения и оборудования МАИ и около 40 лет проработала в авиации, преимущественно в ОКБ Сухого. Внук и правнук конструктора также стали авиационными инженерами.

То, что я связала свою жизнь с авиацией, было результатом настоящего натиска отца. Я решила поступать в иняз, интересовалась гуманитарными науками, литературой, историей. Физику и математику я не очень любила, хотя училась хорошо. Но Николай Ильич сказал: иначе я тебя знать не хочу! Что такое, единственный ребенок! Надо было мальчика рожать! Ничего, говорит, тебе очень понравится, Татьяна Камова, дочь авиаконструктора Камова

Дочь конструктора рассказывает, что ее отец был очень добрым и веселым человеком. Любил театр, литературу, с детства увлекался техникой и медициной. "Очень интересовался космонавтикой и космосом вообще, был разносторонним человеком, несмотря на то, что у него было очень мало времени. Друзей у него было много, причем очень разных. Николай Ильич был очень общительный, остроумный, с ним было интересно", - отмечает она.

В доме Николая Ильича постоянно бывали гости. Частым гостем был академик Петр Капица с женой Анной Алексеевной. Создатель прославленного семейства гражданских и военных вертолетов "Ми" Михаил Миль также нередко бывал у Камовых. Кроме того, семья была дружна с известным конструктором авиадвигателей Александром Ивченко, крупнейшим аэродинамиком Владимиром Баршевским и многими другими.

Дочь авиаконструктора со смехом вспоминает забавный случай, произошедший вскоре после окончания ею института. Николай Ильич, по ее воспоминаниям, был вне себя от гордости за дочь и позвал ее на испытания нового вертолета Ка-18.

Летчиком-испытателем был Дмитрий Ефремов, также на просмотр были приглашены несколько военных высокого ранга. "Два генерала сели в вертолет, и отец предложил мне тоже садиться. Я на него посмотрела и сказала: моя жизнь мне еще дорога. Отец покраснел, генерал побледнел и сел сам вместо меня. Когда они взлетели, отец сказал: как тебе не стыдно, что ты болтаешь всякую ерунду. А я ответила: папа, я испугалась, я никогда не летела до этого", - вспоминает Камова.

По признанию дочери знаменитого авиаконструктора, она относилась к воздухоплаванию с опаской и за всю жизнь летала буквально несколько раз. "Летать я почему-то боялась несмотря на то, что сдавала аэродинамику и понимала все прочие предметы. Но думала: пусть летает еще кто-нибудь", - говорит она.

Неудача с винтокрылом

Одним из главных разочарований в карьере Николая Камова стало то, что у него так и не получилось сделать надежный винтокрыл. Конструктор хотел изобрести аппарат, который бы соединял в себе достоинства самолета и вертолета. Новый аппарат также решил бы задачу увеличения скорости полета вертолета, которая была ограничена 200 км/ч в начале 1950-х.

В итоге на базе самолета Ли-2 был построен винтокрыл Ка-22 с двумя огромными несущими винтами (диаметр 22,5 м). Аппарат способен был поднимать свыше 15 т груза. В 1961 году Ка-22 установил восемь мировых рекордов. Однако в дальнейшем в течение буквально пары лет произошла серия катастроф, заставившая отказаться от использования Ка-22. Кроме того, винтокрыл оказался чрезвычайно сложным в управлении.

"Отец не стал называть аппарат вертолетом, называл именно винтокрылом. У аппарата были большие достижения, этот винтокрыл сразу все рекорды у вертолетов отбил, и по скорости, и по грузоподъемности. Но произошло несколько неприятностей, и тема винтокрылов была закрыта. Отец был очень расстроен. Он, конечно, понимал, что винтокрыл имеет большую перспективу. А так он очень любил все свои вертолеты", - рассказывает Камова.

Последний вертолет

Многоцелевой корабельный всепогодный вертолет Ка-27 стал последним аппаратом в карьере и жизни Камова. Первый полет опытного вертолета состоялся 24 декабря 1973 года. Николай Ильич ушел из жизни в ноябре того же года в результате осложнений после операции на поджелудочной железе.

Как вспоминает Татьяна Камова, творения ее отца очень любили в Военно-морском флоте. "Все самолеты и вертолеты, кроме отцовских, были неудобные для размещения на кораблях, - отмечает она. - У отца компактный вертолет: они придумали вертикальные винты, которые соединялись в единое целое. Корабельщикам было очень удобно: вертолет занимал мало места. Гораздо труднее сложить вертолет любой другой конструкции".

Николай Камов был гениальным специалистом, талантливым инженером и организатором. Под его руководством в КБ сформировался сильнейший коллектив конструкторов в стране, влюбленных в дело создания вертолетов. "Николай Ильич не только создал вертолетную фирму, он создал школу проектирования, конструирования и организации серийного производства соосных вертолетов. На таком уровне не делают вертолетов этой схемы - не получается, трудно сделать. А преимущества этой схемы - компактность, неповторимая маневренность", - подчеркивает дочь конструктора.

По словам Камовой, ее отец работал буквально до последнего дня. "Идей у него было много. Он, конечно, до последнего дня работал. Когда его не стало, в доме наступила пустота, он заполнял собой все", - говорит она.

Наследие великого авиаконструктора

Под руководством Камова были созданы первые вертолеты Ка-8 и Ка-10, многоцелевые вертолеты Ка-15 и Ка-18, вертолет корабельного базирования Ка-25 для уничтожения атомных подводных лодок, многоцелевой вертолет Ка-26, винтокрыл Ка-22, аэросани "Север-2" и Ка-30.

После смерти конструктора предприятию было присвоено его имя, а сотрудники завода продолжили дело Камова по созданию новых винтокрылых машин.

У учеников Николая Ильича как раньше, так и сегодня работа не стоит на месте. Разрабатываются новые перспективные направления и проекты, совершенствуются старые. И сегодня вертолеты с маркой "Ка" работают с честью на защите рубежей нашей Родины. И это самая лучшая память о Николае Ильиче, Татьяна Камова, дочь авиаконструктора Камова

Начиная с 1980 года инженерами и специалистами предприятия были спроектированы и запущены в производство такие вертолеты, как Ка-27 и Ка-32. В 1982 году впервые поднялся в небо одноместный ударный вертолет Ка-50 "Черная акула", а в 1997 году - двухместный многофункциональный Ка-52 "Аллигатор".

В 1990-х годах конструкторы по заданию Минобороны РФ разработали многоцелевой военно-транспортный Ка-60 "Касатка", который так и не был принят на вооружение. В 2016 году совершила первый полет гражданская версия "Касатки" - Ка-62. В 2021-м новый вертолет получил сертификат типа. Также был создан усовершенствованный вариант многоцелевого вертолета Ка-26 - Ка-226Т.

В 2007 году был создан холдинг "Вертолеты России", консолидировавший контрольные пакеты всех отечественных вертолетостроительных компаний, в том числе и Вертолетного научно-технического комплекса им. Н.И. Камова. А в 2019 году КБ Миля и Камова объединили в АО "Национальный центр вертолетостроения им. М.Л. Миля и Н.И. Камова" (НЦВ).

За все годы было произведено более 2 500 вертолетов марки "Ка". Сейчас во всем мире зарегистрировано более 700 машин. Всего же камовские вертолеты эксплуатируются в 31 стране мира, включая Россию.

Сегодня развитие линейки вертолетов "Ка" продолжается. В завершающей стадии находятся работы над модернизированным ударным вертолетом Ка-52М "Аллигатор", серийный выпуск которого будет осуществлять Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина.

За рубежом большую популярность снискал вертолет Ка-32А11ВС - одна из лучших пожарно-спасательных машин в мире, что признано международными экспертами. Благодаря соосной схеме данный вертолет обладает высокой устойчивостью и маневренностью. Модели типа Ка-32 используются в 21 стране мира - на всех континентах: в Канаде и Швейцарии, Испании и ЮАР, Республике Корея и Китае, Индонезии и Вьетнаме, Турции и Таиланде, а также во множестве других.

На сегодняшний день идут сертификационные испытания модернизированного пожарного вертолета Ка-32А11М. "Вертолет Ка-32А11М готовится к проведению первого полета по кругу с новыми двигателями ВК-2500ПС-02", - рассказали ТАСС в пресс-службе холдинга "Вертолеты России".

Кроме того, холдинг работает над созданием импортозамещенного облика многоцелевого гражданского вертолета Ка-62. Как уточнили в "Вертолетах России", серийное производство новой версии машины планируется начать с 2025 года. В рамках импортозамещения вертолет получит отечественные системы и агрегаты, которые ранее поставлялись из-за рубежа.

Работу над модернизацией и созданием новых машин марки "Ка" проводит НЦВ им М.Л. Миля и Н.И. Камова. Камовские вертолеты производятся на трех предприятиях холдинга "Вертолеты России": Ка-52 собирают в Арсеньевской авиационной компании "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина в дальневосточном городе Арсеньев; морские палубные вертолеты и гражданские Ка-32 производят на Кумертауском авиационном производственном предприятии в городе Кумертау (Республика Башкортостан); на Улан-Удэнском авиационном заводе в 1950-е строили вертолеты Ка-15, а сейчас идет процесс подготовки серийного производства модернизированного вертолета Ка-226Т "Альпинист". Всего с работой над камовскими машинами так или иначе связано более 17 тыс. сотрудников холдинга "Вертолеты России"....
Авторские права на данный материал принадлежат «ТАСС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка