О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Высокая мода: как "одевают" самолеты

Раскраска самолета не только защищает его от коррозии, но и является отличительным знаком производителя или авиакомпании

Раскраска самолета не только защищает его от коррозии, но и является отличительным знаком производителя или авиакомпании. Бывает, что авиалайнеры украшаются к памятным датам или знаковым событиям. И если военная авиация в этом плане сдержана и практична, то оформление гражданских самолетов часто отдается на откуп дизайнерам и современным художникам.

Попробовать себя в роли промышленного дизайнера можно прямо сейчас: до 16 октября продлен прием работ на конкурс "Дизайн Акт 2022", где можно предложить свой вариант ливреи - раскраски фюзеляжа для новейшего авиалайнера МС-21 с российскими двигателями ПД-14.

Рассказываем об истории и современных тенденциях авиамоды для гражданской авиации.

Костюм-идентификатор

Сегодня для обозначения цветовой схемы и других визуальных идентификаторов гражданских воздушных судов принято использовать термин "ливрея". Изначально ливрея - это вид европейского костюма для прислуги, элементы которого - цвета, герб − обозначали принадлежность к определенному состоятельному дому. Позже ливреями стали называть украшения дилижансов, поездов, пароходов, а с распространением гражданской авиации в XX веке - и самолетов. Со временем авиационные ливреи стали важным элементом корпоративной идентичности и даже объектом моды и современного искусства.

Стоит сказать, что в отношении моды самолеты похожи на людей: большинство авиалайнеров в мире не стремятся выделиться и "одеваются" достаточно стандартно. Дизайнеры авиапроизводителей и авиакомпаний чаще всего используют базовый набор элементов, достаточный для узнаваемости и удобства использования крылатых машин. Как правило, это логотип, состоящий из текстовой части и эмблемы авиакомпании, и раскраска самолета в брендовые цвета.

Однако, увидев металлические авиалайнеры, выпущенные до Второй мировой войны, мы бы с вами удивились их раскраске - она практически отсутствовала. Авиастроители не сразу нашли правильный подход к окрашиванию самолетов и предпочитали выпускать их в стиле "голый металл". К тому же краска придавала самолетам лишний вес, который мог доходить до 300-400 кг. Кроме того, отполированные металлические машины выглядели тогда в прямом смысле блестяще.

Полоски, яркие цвета или строгий белый

С середины 1960-х годов с появлением качественных грунтовок и новых технологий нанесения краски самолеты "переодеваются" в ливреи с полной покраской. Это с одной стороны позволяло защитить конструкцию от вредных воздействий окружающей среды, а с другой - повысить узнаваемость авиалайнера и даже донести до пассажиров нужное послание.

Конструкция самолета, а главное - стремительный характер металлических птиц, сами подсказывали дизайнерам первые визуальные решения. Одним из первых элементов ливрей стал "читлайн" - горизонтальная полоса через весь борт, скрывавшая ряд иллюминаторов. Затем ее придумали продлить на хвост самолета в форме хоккейной клюшки. Сегодня такая раскраска самолетов редка и воспринимается, скорее, как "ретро".

Одним из первых начал полностью красить самолеты в яркие цвета американский авиаперевозчик Braniff International в 1960-е годы. Они использовали бежевый, бирюзовый, оранжевый и другие цвета. Такая раскраска была частью рекламной кампании "Нет невзрачным самолетам", в которую кроме оформления экстерьера и интерьера самолетов входили, например, "космические" наряды бортпроводниц.

Многие авиакомпании и сегодня "одевают" свои борта в яркие цвета, но все же наиболее живучей оказалась ливрея, получившая название "Eurowhite" или "европейская белая". В этом случае основным цветом выступает белый, а самым ярким элементом становится логотип компании. Популярной эту концепцию сделало распространение авиационного лизинга: белый самолет проще передать из одной компании в другую, не тратя большие средства на брендирование. Кроме того, у белой ливреи целый ряд преимуществ: на ней лучше видно дефекты и она лучше отражает солнечный свет.

Одежда в высоком стиле

Фюзеляжи самолетов часто используются для того, чтобы отметить важное событие, или просто для рекламы, причем иногда самолеты "продают" образ страны. Для этого национальные авиаперевозчики разукрашивают борта в цвета своей страны или ее узнаваемые символы. Японцы рисуют покемонов, голландцы "покрывают" самолеты фарфоровой плиткой, а в авиакомпании "Россия" в этом году один из самолетов SSJ-100 получил новую ливрею с тройкой лошадей - образом, воспетым в русской литературе.

Продолжим тему российских "Суперджетов" и национальных символов. Авиакомпания "Ямал" − крупнейший авиаперевозчик в Западно-Сибирском регионе России. В ее авиафлоте сегодня состоит 15 самолетов SSJ-100, раскрашенных в фирменные цвета Ямало-Ненецкого автономного округа -белый, голубой, синий и красный, а с хвоста самолета улыбается белый медведь. Такой выбор не случаен - самолеты "Ямала" играют важную роль в жизни Крайнего Севера.

За южное направление полетов отвечает авиакомпания "Азимут", базирующаяся в Международном аэропорту Платов города Ростова-на-Дону. Ливреи азимутовских "Супреджетов" под стать южной природе - яркие, вызывающие воспоминания о море и солнце. В 2020 году на одном из самолетов "Азимута" появилось стилизованное изображение коня - символа вольного Дона.

В 2013 году, когда "Аэрофлот" отмечал 90-летие, был объявлен народный конкурс на лучшую праздничную раскраску самолета. В качестве "холста" был выбран фюзеляж SSJ-100, а победителем стал макет "под хохлому", который и был реализован. Получилось ярко и очень узнаваемо.

Попробовать свои силы в авиационном дизайне и предложить свой вариант ливреи для новейшего российского авиалайнера МС-21-310 можно на конкурсе "Дизайн Акт 2022". Прием заявок продлен до 16 октября, поэтому нужно поторопиться. В поддержку конкурсной программы художники студии ZORAN DESIGN предложили свой вариант покраски самолета.

Ливрея выполнена в небесно-голубых запоминающихся тонах, композицию дополняет стилизованное изображение выдающегося авиаконструктора Александра Сергеевича Яковлева, чье имя носит Инженерный центр корпорации "Иркут", разработавший МС-21....
Авторские права на данный материал принадлежат «Госкорпорация Ростех». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка