Опубликовано: 22.09.2022, 13:15
 

Ил-76МД-90А: сильнее, дальше, надежнее


[image]

22 сентября 2012 года на аэродроме "Ульяновск-Восточный" состоялся первый полет тяжелого транспортного самолета Ил-76МД-90А - глубокой модернизации знаменитого универсального "грузовика" Ил-76, ставшего одним из самых успешных транспортников в истории мировой грузовой авиации. 40-минутный полет был выполнен экипажем под командованием заслуженного летчика-испытателя, Героя России Николая Куимова. С 2013 года Ил-76МД-90А и самолеты, созданные на его основе, являются постоянными участниками салонов МАКС.

Военно-транспортная авиация (ВТА) России получила в наследство от СССР легендарный "грузовик" Ил-76 - первый в истории отечественный тяжелый военно-транспортный самолет с турбореактивными двигателями. В зависимости от модификации, он был способен доставлять грузы максимальной массой 28-48 тонн на расстояние 3600-4200 км с крейсерской скоростью 770-800 км/ч, мог использоваться на аэродромах с короткой посадочной полосой и на грунтовых аэродромах. Серийное производство самолета осуществлялось на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В.П. Чкалова. За почти 40 лет на базе Ил-76 было создано 22 модификации, выпущено около 1000 самолетов, из которых 118 машин поставлено на экспорт в 24 страны Европы, Азии, Африки и Северной Америки. Объемы производства доходили до 65 самолетов в год.

Ил-76, первый полет которого состоялся в 1971 году, получился универсальным и весьма успешным. Помимо военно-транспортных и специальных задач (включая модификации топливозаправщика Ил-78 и летающего радара А-50), он отлично справлялся с задачами гражданской авиации по транспортировке грузов в экстремальных условиях, использовался как самолет-госпиталь, много работал в качестве летающих лабораторий - для подготовки космонавтов в условиях невесомости, изучения лазерного оружия, испытаний перспективных двигателей и др. Ил-76 стал основным "грузовиком" во время войны в Афганистане, выполнив за 10 лет свыше 14,5 тысяч рейсов для переброски личного состава, техники и различных грузов. Опыт эксплуатации самолета показывал, что для повышения эффективности действий военно-транспортной авиации требуется более грузоподъемный транспортник с увеличенной дальностью полета.

После распада СССР и последовавшего системного кризиса восстановить производство Ил-76 в Узбекистане оказалось невозможно. В 2006 году Правительством РФ было принято решение о переносе производства самолетов семейства Ил-76 в Россию. Речь шла о дальнейшем развитии платформы Ил-76. Разработкой Ил-76МД-90А - глубокой модернизации транспортного самолета Ил-76МД - занималось КБ им. Ильюшина совместно с другими предприятиями авиапромышленности. Работы были завершены к весне 2009 года. Модернизация коснулась практически всех самолетных систем. Основные отличия Ил-76МД-90А от своего предшественника - более мощные, экономичные и малошумные двигатели ПС-90А-76 с тягой до 14,5 тонн (вместо Д-30КП2 тягой 12 тонн), модернизированное крыло и усиленное шасси, рассчитанное на взлетную массу 210 тонн. Кроме того, самолет получил новый пилотажно-навигационный комплекс ПНПК-76 и современную "стеклянную" кабину с девятью многофункциональными экранами, что снизило нагрузку на экипаж, обеспечило повышенную точность самолетовождения, в том числе автоматизацию и точность десантирования. Грузоподъемность выросла до 60 тонн, дальность полета - до 5 000 км, расход топлива сокращен на 15%. Самолет может эксплуатироваться в самых жестких климатических условиях, в том числе в Африке, Антарктиде и Арктике. Ил-76МД-90А стал базовой платформой для целого семейства самолетов: машина может быть конфигурирована для десантирования снабженческих грузов, пожаротушения, доставки медицинской и гуманитарной помощи, выполнения спасательных операций. Ил-76МД-90А стал базой для разработки нового топливозаправщика Ил-78М-90А.

Работы по организации серийного производства Ил-76МД-90А начались в 2007 году на "Авиастар-СП" (входит в "Объединенную авиастроительную корпорацию" Госкорпорации Ростех). Фактически Ил-76МД-90А открыл новую веху в истории создания российских транспортников - все работы от начала проектирования и до выпуска летного образца проводятся с использованием новейших цифровых технологий, для серийного выпуска впервые построена автоматизированная поточная линия ПЛС-76, на которой окончательная сборка самолета осуществляется по бесстапельной технологии, что позволило вчетверо сократить сроки сборки.

В 2012-2013 годах в России была запущена программа переоснащения парка самолетов ВТА, и выпуск Ил-76МД-90А стал ее частью наряду с модернизацией стоящих на вооружении Ил-76МД. 04 октября 2012 года был подписан контракт между Минобороны и компанией "ОАК - Транспортные самолеты" на поставку 39 тяжелых транспортников Ил-76МД-90А до 2020 года. Однако по ряду причин серийное производство самолета отставало от графика, и в мае 2020 года Минобороны перезаключило контракт на поставку Ил-76МД-90А: по новым условиям производитель должен передать военному ведомству 13 самолетов по контракту от 2012 года, а с 2021 года вступил в силу новый контракт на поставку еще 14 таких самолетов до 2028 года.

К настоящему времени на авиазаводе в Ульяновске построено 14 самолетов Ил-76МД-90А и один прототип самолета-заправщика Ил-78М-90А. К 2024 году завод должен выйти на сборку 12 самолетов в год. Парк новых Ил-76МД-90А и модернизированных Ил-76МД-М к 2030 году предположительно составит более 250 машин.

Транспортное авиастроение, являющееся одним из драйверов всего российского авиапрома, традиционно находится в фокусе внимания устроителей Международного авиационно-космического салона. Впервые Ил-76МД-90А был официально представлен в экспозиции "Объединенной авиастроительной корпорации" на МАКС-2013, когда состоялась презентация самолета для отечественных и зарубежных СМИ. Кроме того, в рамках МАКС-2013 "Пермский моторный завод" и "ОАК-Транспортные самолеты" подписали контракт на поставку четырех двигателей ПС-90А-76 для перспективного самолета-заправщика на базе Ил-76МД-90А. С тех пор новый транспортник неизменно встречает посетителей МАКС на статической стоянке и принимает участие в летной программе салона. Первый летный образец топливозаправщика Ил-78М-90А был впервые представлен на МАКС-2019. На МАКС-2021 состоялся показ экспортного варианта модернизированного транспортника Ил-76МД-90А(Э).

Надеемся узнать новые подробности о ходе выполнения программы Ил-76МД-90А и вновь увидеть этот самолет в небе и на статической стоянке МАКС-2023!

 
Другие пресс-релизы «АО "Авиасалон"» | Все пресс-релизы
Дайджест прессы за 22 сентября 2022 года | Дайджест публикаций за 22 сентября 2022 года
Авторские права на данный материал принадлежат компании «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости