АО "Авиасалон"
22 сентября 2022, 13:15
Ил-76МД-90А: сильнее, дальше, надежнее
22 сентября 2012 года на аэродроме "Ульяновск-Восточный" состоялся первый полет тяжелого транспортного самолета Ил-76МД-90А - глубокой модернизации знаменитого универсального "грузовика" Ил-76
Военно-транспортная авиация (ВТА) России получила в наследство от СССР легендарный "грузовик" Ил-76 - первый в истории отечественный тяжелый военно-транспортный самолет с турбореактивными двигателями. В зависимости от модификации, он был способен доставлять грузы максимальной массой 28-48 тонн на расстояние 3600-4200 км с крейсерской скоростью 770-800 км/ч, мог использоваться на аэродромах с короткой посадочной полосой и на грунтовых аэродромах. Серийное производство самолета осуществлялось на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В.П. Чкалова. За почти 40 лет на базе Ил-76 было создано 22 модификации, выпущено около 1000 самолетов, из которых 118 машин поставлено на экспорт в 24 страны Европы, Азии, Африки и Северной Америки. Объемы производства доходили до 65 самолетов в год.
Ил-76, первый полет которого состоялся в 1971 году, получился универсальным и весьма успешным. Помимо военно-транспортных и специальных задач (включая модификации топливозаправщика Ил-78 и летающего радара А-50), он отлично справлялся с задачами гражданской авиации по транспортировке грузов в экстремальных условиях, использовался как самолет-госпиталь, много работал в качестве летающих лабораторий - для подготовки космонавтов в условиях невесомости, изучения лазерного оружия, испытаний перспективных двигателей и др. Ил-76 стал основным "грузовиком" во время войны в Афганистане, выполнив за 10 лет свыше 14,5 тысяч рейсов для переброски личного состава, техники и различных грузов. Опыт эксплуатации самолета показывал, что для повышения эффективности действий военно-транспортной авиации требуется более грузоподъемный транспортник с увеличенной дальностью полета.
После распада СССР и последовавшего системного кризиса восстановить производство Ил-76 в Узбекистане оказалось невозможно. В 2006 году Правительством РФ было принято решение о переносе производства самолетов семейства Ил-76 в Россию. Речь шла о дальнейшем развитии платформы Ил-76. Разработкой Ил-76МД-90А - глубокой модернизации транспортного самолета Ил-76МД - занималось КБ им. Ильюшина совместно с другими предприятиями авиапромышленности. Работы были завершены к весне 2009 года. Модернизация коснулась практически всех самолетных систем. Основные отличия Ил-76МД-90А от своего предшественника - более мощные, экономичные и малошумные двигатели ПС-90А-76 с тягой до 14,5 тонн (вместо Д-30КП2 тягой 12 тонн), модернизированное крыло и усиленное шасси, рассчитанное на взлетную массу 210 тонн. Кроме того, самолет получил новый пилотажно-навигационный комплекс ПНПК-76 и современную "стеклянную" кабину с девятью многофункциональными экранами, что снизило нагрузку на экипаж, обеспечило повышенную точность самолетовождения, в том числе автоматизацию и точность десантирования. Грузоподъемность выросла до 60 тонн, дальность полета - до 5 000 км, расход топлива сокращен на 15%. Самолет может эксплуатироваться в самых жестких климатических условиях, в том числе в Африке, Антарктиде и Арктике. Ил-76МД-90А стал базовой платформой для целого семейства самолетов: машина может быть конфигурирована для десантирования снабженческих грузов, пожаротушения, доставки медицинской и гуманитарной помощи, выполнения спасательных операций. Ил-76МД-90А стал базой для разработки нового топливозаправщика Ил-78М-90А.
Работы по организации серийного производства Ил-76МД-90А начались в 2007 году на "Авиастар-СП" (входит в "Объединенную авиастроительную корпорацию" Госкорпорации Ростех). Фактически Ил-76МД-90А открыл новую веху в истории создания российских транспортников - все работы от начала проектирования и до выпуска летного образца проводятся с использованием новейших цифровых технологий, для серийного выпуска впервые построена автоматизированная поточная линия ПЛС-76, на которой окончательная сборка самолета осуществляется по бесстапельной технологии, что позволило вчетверо сократить сроки сборки.
В 2012-2013 годах в России была запущена программа переоснащения парка самолетов ВТА, и выпуск Ил-76МД-90А стал ее частью наряду с модернизацией стоящих на вооружении Ил-76МД. 04 октября 2012 года был подписан контракт между Минобороны и компанией "ОАК - Транспортные самолеты" на поставку 39 тяжелых транспортников Ил-76МД-90А до 2020 года. Однако по ряду причин серийное производство самолета отставало от графика, и в мае 2020 года Минобороны перезаключило контракт на поставку Ил-76МД-90А: по новым условиям производитель должен передать военному ведомству 13 самолетов по контракту от 2012 года, а с 2021 года вступил в силу новый контракт на поставку еще 14 таких самолетов до 2028 года.
К настоящему времени на авиазаводе в Ульяновске построено 14 самолетов Ил-76МД-90А и один прототип самолета-заправщика Ил-78М-90А. К 2024 году завод должен выйти на сборку 12 самолетов в год. Парк новых Ил-76МД-90А и модернизированных Ил-76МД-М к 2030 году предположительно составит более 250 машин.
Транспортное авиастроение, являющееся одним из драйверов всего российского авиапрома, традиционно находится в фокусе внимания устроителей Международного авиационно-космического салона. Впервые Ил-76МД-90А был официально представлен в экспозиции "Объединенной авиастроительной корпорации" на МАКС-2013, когда состоялась презентация самолета для отечественных и зарубежных СМИ. Кроме того, в рамках МАКС-2013 "Пермский моторный завод" и "ОАК-Транспортные самолеты" подписали контракт на поставку четырех двигателей ПС-90А-76 для перспективного самолета-заправщика на базе Ил-76МД-90А. С тех пор новый транспортник неизменно встречает посетителей МАКС на статической стоянке и принимает участие в летной программе салона. Первый летный образец топливозаправщика Ил-78М-90А был впервые представлен на МАКС-2019. На МАКС-2021 состоялся показ экспортного варианта модернизированного транспортника Ил-76МД-90А(Э).
Надеемся узнать новые подробности о ходе выполнения программы Ил-76МД-90А и вновь увидеть этот самолет в небе и на статической стоянке МАКС-2023!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114