Опубликовано: 23.09.2022, 09:39
 

ЦАГИ - полеТу: первый сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22


[image]

Летом 1954 года постановлением Совета министров СССР конструкторскому бюро А.Н. Туполева было поручено создание дальнего сверхзвукового носителя "105". Новый самолет, в серийном производстве получивший наименование Ту-22, рассматривался как сверхзвуковая замена Ту-16.

Спустя полгода ученые предложили несколько компоновок машины. Исследования ЦАГИ в области сверхзвуковой аэродинамики использовались для формирования компоновки Ту-22 со стреловидным крылом с углом, равным 55 градусам. Принятый в финале вариант - цельнометаллический среднеплан, выполненный по классической аэродинамической схеме со стреловидным крылом и трехопорным шасси, был более рациональным, чем у некоторых зарубежных машин того времени. Спустя год началось рабочее проектирование Ту-22. Планер первого прототипа построили к августу 1957 года. Второй планер проходил статические испытания в ЦАГИ.

Первый полет Ту-22 состоялся 21 июня 1958 года. Впервые самолет поднял в небо экипаж Ю.Т. Алашеева. В дальнейшем на "105-м" выполнено около 10 испытательных полетов. Затем началось серийное производство машин, которое продолжалось до декабря 1969 года. Всего было изготовлено 311 самолетов различных модификаций.

Создание первого сверхзвукового носителя сопровождалось рядом сложностей, которые преодолевались в процессе доработок и модернизаций летательного аппарата.

Накопленный опыт эксплуатации вместе с учетом новых требований представителей конструкторского бюро послужил основой для разработки многорежимного сверхзвукового ракетоносца Ту-22М.

Ту-22, созданный под руководством А.Н. Туполева, в своей полувековой истории, вдвое нарастив скорость и почти втрое полезный вес, прошел непростой путь до дальнего многорежимного ракетоносца, по сей день остающегося на вооружении ВКС России. Планер Ту-22М3, выполненный в классической аэродинамической схеме, соответствует современным требованиям, а вопросы модернизации на сегодня связаны в основном с совершенствованием и развитием силовой установки, системы вооружения и бортового оборудования.

Источники: Бюшгенс Г.С., Бедржицкий Е.Л. На рубеже двух столетий. М.: ЦАГИ, 2008; Бодрихин Н.Г. Туполев. М.: Молодая гвардия, 2011.

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ - крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.

Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского" (далее - Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 года № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.

Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В состав ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" входят следующие предприятия: ФАУ "ЦАГИ" (г. Жуковский, Московская область); ФАУ "ЦИАМ им. П.И. Баранова" (г. Москва); ФАУ "ГосНИИАС" (г. Москва); ФАУ "СибНИА им. С.А. Чаплыгина" (г. Новосибирск); ФКП "ГкНИПАС" (пос. Белозерский, Московская область).

 
Ссылки по теме: Другие пресс-релизы «ЦАГИ» | Все пресс-релизы
Дайджест прессы за 23 сентября 2022 года | Дайджест публикаций за 23 сентября 2022 года
Авторские права на данный материал принадлежат компании «ЦАГИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости