Репортер
30 сентября 2022, 10:11
Зачем в России одновременно разворачивают серийный выпуск Ту-214 и МС-21
В начале сентября Объединенная авиастроительная корпорация подписала предварительное соглашение о поставке "Аэрофлоту" 339 самолетов до 2030 года
На первый взгляд, ответ на вопрос, почему Ту-214 все же вошел в контракт, очевиден: первые серийные МС-21 приступят к регулярным полетам только в 2025 году, тогда как Ту-214 уже выпускается и эксплуатируется. То есть, в течение ближайших трех лет, пока МС-21 осваивают в серии, резонно все силы бросить на выпуск Ту-214, а потом его производство свернуть в пользу максимальной серийности МС-21. На самом же деле подобное развитие событий, увы, невозможно.
Дело в том, что Казанский авиазавод ежегодно изготавливает всего два - три Ту-214. И это - в лучшем случае! Например, в 2021 году и вовсе был сделан всего один такой самолет. Наверно, на нынешних производственных мощностях можно разогнать темп выпуска до четырех - пяти бортов в год, и даже при минимуме финансовых вложений решить задачу по выходу к 2026 году на ежегодное производство десяти машин, как это заявляют чиновники от авиапрома. Но, видимо, это предел, обусловленный прежде всего производственными возможностями предприятия. Значит, для разворачивания более масштабного выпуска Ту-214, за что, кстати, ратует руководство Татарстана, необходимо, во-первых, значительное время, а во вторых - значительные инвестиции. Но вот оправданы ли они, если примерно в те же сроки развернется масштабный выпуск более современного и эффективного авиалайнера аналогичного класса, то есть МС-21?
Конечно, Ту-214 самолет и правда проверенный, отработанный и максимально локализованный, но, все же, доживающий свой век. При схожей пассажировместимости МС-21 обладает, к примеру, более экономичными двигателями и гораздо меньшей взлетной массой: 79 против 110 тонн. Его экипаж состоит из двух, а не из трех человек. Сам по себе МС-21 за счет широкого использования композитов весит существенно меньше, у него каждый из двигателей легче на целую тонну! То есть, на первый взгляд, у Ту-214 нет шансов против более современного МС-21, а значит, с началом выпуска последнего, этот самолет должен уйти. И тем не менее, Ту-214 на ближайшие годы в производственной программе придется оставить. Потому что он превосходит МС-21 в дальности полета.
На первый взгляд, по этому показателю особых различий между двумя машинами нет. Согласно данным на официальном сайте ОАК, у МС-21 дальность полета составляет 6000 км, а у Ту-214, согласно официальному сайту ПАО "Туполев", 6500 км. Вроде бы разница не столь уж велика. Но вот о какой дальности идет речь? Для МС-21 указана максимальная дальность, а для Ту-214 - практическая, которая, в отличие от максимальной, измеряется с коммерческой загрузкой, с учетом расхода топлива на проверку двигателей, на руление перед взлетом и после приземления, на посадочные маневры. То есть 6500 км для Ту-214 это фактически максимальное плечо перевозки. Причем в варианте полной вместимости, тогда как у МС-21 данный параметр указан для двухклассной компоновки, когда в салоне на полсотни человек меньше. А какова у него практическая дальность? Я долго искал эти данные и с удивлением обнаружил, что в сравнительно свежих материалах их попросту нет! А есть лишь в довольно старых публикациях, когда МС-21 только становился на крыло. Эти данные серьезно отличаются: где-то практическая дальность указана 4500 км, где-то 5000 км. Но, все равно, разница в пользу Ту-214 очень существенна.
Получается, МС-21 - классический среднемагистральный, а ТУ-214 -дальнемагистральный лайнер, который не случайно берет на 15 тонн топлива больше. В увеличенной дальности полета и заключается главная ценность Ту-214 для "Аэрофлота". Потому что этот самолет можно ставить на рейс, скажем, Москва - Хабаровск, а МС-21 - нет. В стране немало таких маршрутов, которые доступны для первого, и недоступны для второго, а другого подходящего отечественного авиалайнера для них нет. Вот "Аэрофлот" и пополняет свой парк Ту-214.
Но значит ли это, что нужно вкладываться в производство Ту-214, трансформируя его из штучного в серийное? Тут я могу высказать исключительно свою точку зрения. Да, пока на ряде внутрироссийских и зарубежных маршрутов этот самолет незаменим. Но он уже далеко не молод: первый полет Ту-214 состоялся более четверти века назад, весной 1996 года. А Ту-204, на базе которого он разработан, впервые поднялся в воздух и вовсе в начале 1989 года! То есть этот самолет по сути доживает свой век. Конечно, можно вложиться и провести его комплексную модернизацию, скажем, воспользовавшись создания Ту-204СМ. Но стоит ли? Все равно более прогрессивного отечественного двигателя с более высокими экономичностью и ресурсом для этого самолета сейчас нет и не предвидится. А раз так, то по эксплуатационным расходам за более современными лайнерами ему не угнаться. Подвесить под крыло Ту-214 современный ПД-14 не получится - у него значительно меньше тяга. Кроме того, за минувшие четверть века далеко вперед шагнуло материаловедение: появились более легкие и прочные материалы, широкое применение в конструкции планера нашли композиты. Таким образом, сколько Ту-214 не модернизируй, ни по экономичности, ни по массе он не сможет на равных тягаться с более современным лайнерами. Таким образом, этот самолет актуален только как временное решение, чтобы закрыть брешь в дальнемагистральных машинах.
Временное - это пока у Объединенной авиастроительной корпорации не появится новый современный дальнемагистральный авиалайнер. Вот на создание и на внедрение такого лайнера, в конструкции которого можно использовать как наработки по проекту МС-21, так и создаваемый сейчас двигатель ПД-35, и надо направить главные усилия и максимальные ресурсы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Репортер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114