70 лет НПП "Звезда": спасти и сохранить

02 октября 1952 года - день основания Научно-производственного предприятия "Звезда", на котором разработаны уникальные образцы авиационно-космической техники в области систем жизнеобеспечения и спасения. Космические скафандры и катапультные кресла для авиации, средства спасения экипажей и пассажиров при авариях летательных аппаратов, системы дозаправки топливом в воздухе, средства защиты летательных аппаратов от пожара и взрыва - многие разработки "Звезды" признаны лучшими в мире и успешно эксплуатируются на тысячах военных и гражданских самолетов в России и за рубежом, а также на пилотируемых космических кораблях и орбитальных станциях.

Исследования и испытания принудительных средств покидания самолетов были развернуты в СССР после войны в Летно-исследовательском институте и Институте авиационной медицины. Теоретическое обоснование систем катапультирования появилось в 1946 году, а первое катапультирование в воздухе с бомбардировщика Пе-2 было совершено в 1947 году. Конструкторам и испытателям того времени удалось решить основные проблемы безопасного катапультирования, и уже первые отечественные реактивные истребители МиГ-9 и Як-15 были оснащены катапультными креслами. Однако дальнейшее развитие реактивной военной авиации остро ставило вопрос создания надежных средств спасения летчиков: катапультные кресла первого поколения, созданные самолетными ОКБ, уже не обеспечивали безопасное покидание самолета в существенно расширившемся по скорости и высоте диапазоне режимов полета.

Решение этой нетривиальной задачи находилось на стыке самых различных областей знаний - аэродинамики, расчета массово-инерционных характеристик, физиологии, автоматики, материаловедения. В 1952 году для разработки высотных костюмов, шлемов, систем аварийного покидания самолета, противопожарных средств, броневой защиты экипажа и других средств спасения постановлением правительства создается завод № 918 МАП СССР (ныне - НПП "Звезда" им. Г.И. Северина). Директором и главным конструктором завода назначается Семен Михайлович Алексеев, возглавлявший до этого опытное производство ЛИИ. Фактически ему выпало буквально с нуля создавать новую отрасль, главной задачей которой было сохранение жизни человека в воздухе и космосе.

Начиная с 1953 года на "Звезде" создаются высотные спасательные скафандры различных модификаций для истребителей и бомбардировщиков, принимается на вооружение созданная на предприятии система дозаправки топливом в полете для самолетов М-4, 3М и Ту-95. С 1955 по 1970 годы создается целая серия катапультных установок для ВВС, начиная от К-1 и заканчивая креслом К-36, обладающим выдающимися характеристиками.

Не менее значимыми были и космические разработки "Звезды", прокладывающие космонавтам путь на околоземные орбиты. С 1960 года на предприятии ведутся интенсивные работы по созданию скафандра СК-1 для космических кораблей "Восток", обеспечившие полеты в космос Юрия Гагарина и Германа Титова, а также безопасность полетов и приземления пилотируемых кораблей серии "Восток", "Восход" и "Союз".

В 1964-2008 годы "Звезду" возглавляет сподвижник С. Алексеева, выдающийся ученый и конструктор Гай Ильич Северин. Под его руководством была разработана шлюзовая камера "Волга" и специальный скафандр "Беркут" для первого в мире выхода в открытый космос Алексея Леонова, полужесткий скафандр орбитального базирования для работы в открытом космосе (использовался на станциях "Салют", "Мир" и МКС), установка перемещения и маневрирования космонавта, уникальное катапультное кресло К-36Д, унифицированный подвесной агрегат заправки самолетов топливом в воздухе. Была создана целая серия скафандров "Ястреб", "Кречет", "Орлан", "Сокол" и их модификаций для различных космических программ. В 1986 году специалисты "Звезды" в рамках программы "Энергия-Буран" разработали не имеющий аналогов в мире комплекс для обеспечения возможности покидания экипажем корабля как при старте, так и при посадке, состоящий из катапультного кресла К-36РБ с дополнительной разгонной ракетной ступенью, спасательного скафандра "Стриж" и системы жизнеобеспечения. В 2009 году НПП "Звезда" было присвоено имя академика Г. И. Северина.

Мировую известность "Звезда" получила на Парижском авиасалоне в 1989 году, когда пилот МиГ-29 успешно катапультировался за две секунды до столкновения с землей: катапульта сработала на высоте 92 метра, которая была "смертельной" для аналогичных систем НАТО. Другой инцидент произошел 12 июня 1999 года на авиасалоне в Ле Бурже, когда во время тренировочного полета экипаж истребителя Су-30МКИ успешно катапультировался на высоте 50 метров после того, как самолет задел хвостовой частью землю и загорелся. С помощью катапультных кресел "Звезды" были спасены сотни летчиков, из которых только 3% не смогли вернуться в строй. Это стало наивысшим показателем в мире: кресла западных разработок обеспечивали возврат в строй около 55-60% катапультировавшихся пилотов. Модификация кресла К-36Д-3,5А позволяли в случае аварийной ситуации безопасно покинуть самолет на всех режимах полета в диапазоне высот от 0 до 20 км, индикаторных скоростей от 0 до 1300 км/ч и при числах М до 2,57. К новейшим разработкам "Звезды" относится система спасения летчика истребителя пятого поколения Су-57, которая включает катапультное кресло К-36Д-5.

Традиционно "Звезда" демонстрирует на авиасалонах МАКС свои разработки, представляя как модификации уже известных продуктов, так и новые решения в области систем спасения и жизнеобеспечения для авиации и космонавтики. Так на МАКС-2015 был показан новейший скафандр для работы в открытом космосе "Орлан-МКС", катапультное кресло для истребителя пятого поколения ПАК ФА, защитный шлем и противоперегрузочный костюм для пилота, система "Диверсант" для десантирования военных парашютистов, различные варианты барокамер для широкого спектра применений. На МАКС-2017 впервые были представлены система катапультирования для самолетов Як-152, амортизационное кресло АК-2005 для различных типов вертолетов гражданского назначения, ряд шлемов для пилотов вертолетов. На МАКС-2019 "Звезда" представила спасательный скафандр "Сокол-М" для экипажа перспективного российского космического корабля "Федерация", а также уникальную телескопическую катапультную систему на сжатом воздухе для пилотов легкомоторных самолетов, не имеющую аналогов в мире. В 2021 году предприятие вновь демонстрировало катапультируемое кресло К-36Д-5, которым предлагается оснастить новый легкий тактический истребитель Checkmate....
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.