О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Пристегните ремни, застегните наручники

Xлены экипажей "Аэрофлота" пройдут специальную подготовку по обездвиживанию дебоширов в самолетах с помощью спецсредств

Как стало известно "Труду", члены экипажей "Аэрофлота" пройдут специальную подготовку по обездвиживанию дебоширов в самолетах с помощью спецсредств. Обучаться этому не совсем привычному для себя ремеслу бортпроводники начнут в середине октября на базе Авиационной школы "Аэрофлота".

В качестве спецсредств предусмотрены пластиковые наручники и нейлоновые ремни, что утверждено специальным постановлением правительства № 978, вступившим в силу нынешней осенью. В документе установлены правила их применения и порядок действий членов экипажей при пресечении противоправных действий авиадебоширов. Правда, как сетуют в авиакомпании, не регламентировано еще много чего: типы наручников и ремней, порядок их приобретения, хранения, учета и утилизации, применяемые к ним технические требования и необходимость наличия сертификата соответствия или декларации. Непонятно также, как пользоваться этими средствами по отношению к несовершеннолетним или, скажем, лицам с ограниченными возможностями. Минтранс сообщил, что реализацию указанных мероприятий целесообразно осуществлять на основании внутренних актов самих авиакомпаний и в соответствии с эксплуатационной документацией пластиковых наручников и нейлоновых ремней.

Но это уже детали, а в целом, похоже, власти всерьез решили бороться за порядок на борту авиалайнеров. А то ведь от выходок дебоширов болит голова не только у экипажей и руководителей авиакомпаний. Что ни случай, то просто клиника. Так, минувшим летом Архангельская транспортная прокуратура утвердила обвинение по делу пассажира, избившего стюардессу на борту рейса Нарьян-Мар - Москва. Поводом стало замечание члена экипажа в ответ на попытку пассажира: выйти из воздушного судна. Другой неадекват, приняв лишнего на грудь на борту самолета компании "ИрАэро", летевшего из Москвы в Ереван, устроил дебош в салоне с использованием всего арсенала ненормативной лексики. В обоих случаях командиры лайнеров вынуждены были осуществлять экстренную посадку.

А вот совсем свежий случай. На этой неделе члены экипажа самолета, летевшего в Новосибирск из Южно-Сахалинска, воспользовались своим правом применить силу по отношению к дебоширу. Пьяного и буйного 30-летнего жителя Кемеровской области удалось привязать к креслу. Можно себе представить, каких нервов это стоило членам экипажа. Ведь процесс "обездвиживания" происходил на глазах пассажиров воздушного судна - транспортного средства повышенной опасности.

Как считает Жорж Шишкин, бывший начальник управления летной службы МГА СССР, слишком велика цена потерь авиакомпаний, когда из-за неадекватности пассажира приходится менять маршрут и совершать вынужденную посадку. В бытность пилотом ему лично приходилось утихомиривать неадекватных пассажиров, что всегда было делом хлопотным и опасным, ведь за каждым таким случаем - дополнительная порция отрицательных эмоций.

В авиакомпании Red Wings напомнили, что почти все случаи деструктивного поведения на борту связаны с употреблением спиртного. Поэтому следовало бы купленный в duty free алкоголь изымать у пассажиров при посадке и возвращать после приземления в аэропорту. Или не продавать алкоголь в duty free в зоне вылета, а только в зоне прилета.

Решение руководства "Аэрофлота" силовыми методами наводить порядок в пассажирском салоне вызвало бурное обсуждение на авиационных сайтах. Так, пользователь Pluton считает, что чаще всего буянят пассажиры, попавшие на борт в нетрезвом виде. На что Alessandra справедливо заметила, что спиртное вполне легально продается на борту теми же стюардессами, так что не стоит проблему списывать на duty free. Vladimir уверен, что помочь наводить порядок могли бы сотрудники МВД - наподобие "воздушных маршалов", летающих в некоторых зарубежных компаниях. А пользователь Korotkov задал резонный вопрос: "Кто-нибудь задумался, как хрупкая девочка-бортпроводница свяжет ремнем здоровенного дебошира?" И практически все участники дискуссии считают, что самым эффективным средством наведения порядка на борту стал бы миллионный штраф для дебошира и единый для всех перевозчиков черный список. Пока что за мелкое хулиганство на борту сотрудники транспортной полиции чаще всего выписывают штраф в 10-15 тысяч рублей, чем наказание и ограничивается.

Впрочем, бывают исключения. Можно вспомнить историю пассажира Сергея Кабалова, устроившего драку с членами экипажа на борту самолета авиакомпании "Когалымавиа", следовавшего из Москвы в Хургаду. После приземления египетская полиция его задержала, но вскоре отпустила. Дебошир скрывался на Украине, затем в Белоруссии, где был задержан и выдан российскому правосудию. В результате Московский областной суд приговорил его к 3,5 года лишения свободы за попытку угона воздушного судна и причинение вреда здоровью бортпроводника.

Впрочем, это скорее исключение из правил.

Параллели

Южнокорейская авиакомпания Korean Air разрешила своим бортпроводникам применять электрошокеры для усмирения агрессивных пассажиров.

В Великобритании максимальное наказание, предусмотренное аэронавигационным кодексом за дебоши на борту, составляет два года лишения свободы и штраф до 3,4 тысячи фунтов стерлингов (4 тысячи евро) и/или тюремное заключение до шести месяцев.

Бортпроводникам французских авиакомпаний в случаях, когда попытки утихомирить нарушителя не увенчались успехом, разрешается его связывать. За дебош на борту грозит штраф до 150 тысяч евро, а за драки и угрозы можно получить до 10 лет лишения свободы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Труд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка