24СМИ
7 октября 2022, 15:31
МиГ-29 - легенда четвертого поколения: факты о знаменитом истребителе
В 1970-х годах в Советском Союзе разработали многоцелевой истребитель МиГ-29, который стал принципиально новым по всем параметрам летательным аппаратом и по сей день остается в строю
История создания МиГ-29
Когда появились ракеты, с помощью которых можно было поражать противника за десятки километров, стали думать, что эра маневренных воздушных боев осталась в прошлом. С самолетов за ненадобностью даже принялись снимать пушки. Однако война во Вьетнаме продемонстрировала, что в реальности дела обстоят иначе.
В конструкторском бюро имени Микояна приступили к разработке нового истребителя 4-го поколения. Главной целью задания стало создание машины с не уступающими американским самолетам летными характеристиками.
Разработки решили разбить на 2 направления. С одной стороны приступили к проектированию тяжелого самолета, с другой - легкого. Результатом первого направления стал Су-27, второго - МиГ-29. Машины получились внешне схожими, но при более пристальном сравнении сразу очевидно - это аппараты разных классов.
Главная задача нового МиГа - завоевание воздушного превосходства над территориями действий наземных сил. Второстепенная - нанесение по наземным целям ударов посредством неуправляемого оружия.
Кроме того, разработчикам поручили создать машину с повышенной маневренностью за счет усовершенствованных компоновочных и аэродинамических решений. Аппарат должен был обладать расширенным радиусом действия, быть приспособленным к работе с короткими взлетными полосами. Самолету собрались сообщить повышенную максимальную скорость, а еще запланировали оснастить его новым радиоэлектронным оборудованием.
Работа стартовала под руководством Ростислава Белякова, он стал генеральным конструктором. А главным поставили Михаила Вальденберга. На первоначальных чертежах появился ряд конфигураций, но их объединяла 2-двигательная компоновка. После старательных изысканий родился окончательный вариант.
Итоговая версия заметно отличалась от ранее построенных в бюро Микояна. В СССР машина получила название МиГ-29. А в натовской кодификации ее назвали "Точкой опоры" (Fulcrum). Любопытно, что западное прозвище аппарата точно отразило конструкторские задумки создателей - самолет превратился в основу авиации Советского Союза, а также и для дальнейшего совершенствования обладал огромным потенциалом.
Разработчики сумели достичь улучшенных характеристик маневренности, а благодаря новым двигателям машина обрела увеличенную тяговооруженность. Испытания показали, что путевая устойчивость оставляет желать лучшего, поэтому машину дооснастили подфюзеляжными килями. Позже, начиная с 4-й серии, эти детали убрали - взамен стали использовать рули управления увеличенной площади. В серию МиГ-29 запустили с 1982 года.
Конструкционные особенности и технические характеристики
При конструировании нового МиГа применили новый интегральный метод аэродинамики. Самолет получил оперение с 2 килями, низко расположенные плоскости, а также раздельные моторы.
Конструкция планера, силовая установка, прочее оснащение
Для создания конструкции планера воспользовались сплавами, в которые входят титан, алюминий и композиты. Угол крыла составил 42°, у него отклоняются носы, поставлены элероны нового типа и еще обновленные подвижные закрылки. Развал килей с покрытием из углепластика составил 6°.
На машину поставили двигатели РД-33. Также в аппарате стоит газотурбинный узел, чья производительность доходит до 66,2 кВт. Когда при взлете или приземлении воздухозаборники закрываются, воздух втягивается через размещенные вверху входы. Для системы топлива предусмотрены 2 крыльевых и 5 фюзеляжных баков. Крыльевые являются дополнительными.
У самолета 3-опорное шасси - передняя стойка 2-колесная, основные - 1-колесные. Передняя часть шасси управляется, способна разворачиваться на 8° при взлете и на 31° при рулежке или посадке. Она убирается в нишу фюзеляжа по направлению назад к полету, основные прячутся вперед к полету, разворачиваясь при этом на 90°.
Помимо прочего, МиГ-29 оснащен катапультируемым креслом. Также среди бортовых систем значится оборудование для автоматического приема указаний командования, присутствует станция радиоэлектронных помех и пр.
Летные характеристики
Размер самолета в длину - 17,32 м. Нормальная взлетная масса аппарата - свыше 15 тыс. кг, при этом максимальный вес - без малого 18,5 тыс. кг. Боевая нагрузка самолета - 3 тыс. кг.
Если машина стартует без форсажа, длина разбега колеблется от 600 до 700 м. При включении увеличенной тяги это расстояние сокращается до 260 м. В полете максимальная скорость МиГа доходит до 2450 км/ч, при этом посадочная скорость составляет 235 км/ч. Когда самолет садится и выпускает тормозной парашют, пробег не превышает 600 м.
Что касается предельной высоты, она держится в районе 17 тыс. м. Это означает, что машина способна летать в стратосфере. Дальность полета истребителя - 2230 км, при этом расход топлива достигает 78,5 кг/кН*ч.
Вооружение
На МиГ-29 установлена 1-ствольная 30-миллиметровая пушка, боевой запас которой - 150 патронов. Стрельбой доступно управлять электрическим дистанционным способом.
Ракеты класса "воздух-воздух" - это основа вооружения истребителя. Их подвешивают на пилонах, коих предусмотрено 6 штук под крыльями.
Вдобавок самолет способен нести на борту бомбы калибром 500 и 250 кг, а также мины, осколочные авиабомбы и зажигательные баки. У самолета предусмотрены 44 версии подвески вооружения.
О проекте
Боевое применение и летные достижения
Самолет МиГ-29 успел поучаствовать в 10 с лишним вооруженных конфликтах. Впервые его применили в Афганистане. Потом самолет воевал на стороне Ирака в 1991 году, когда разгорелись боевые действия на территории Персидского залива.
С 1991 по 1992 год ему пришлось участвовать в сражениях, когда разразился конфликт в Приднестровье, аппарат использовала армия Молдовы.
В 1994-м в Йемене прошли военные действия, где снова пригодился МиГ-29. С 1998 по 2000 год он летал в разгар боев между Эфиопией и Эритреей, поддерживая последнюю.
К числу наиболее заметных фактов боевого применения истребителя относятся события в Югославии в 1999 году. Впрочем, самолету пришлось участвовать и в ряде иных стычек. Например, с 2011-м он применялся для помощи сирийцам, когда там шла гражданская война.
С момента создания и по сей день МиГ-29 признают лучшим аппаратом для ближнего боя. Но, помимо этого, самолет не раз отметился и в мирных полетах, когда ставил те или иные рекорды, поражал летными способностями зрителей авиасалонов за счет непревзойденных маневренных характеристик и пр.
Машина, подобно собрату Су-27, способна выполнять такие фигуры высшего пилотажа, как "кобра" или "колокол". Мир об этом узнал на авиасалоне Фарнборо, где этот самолет в начале 1990-х представили публике впервые. Показательная программа МиГа тогда стала истинным шоком для иностранцев, поскольку ни один из истребителей в мире не умел вытворять в небе то, что он. Например, фурором стал вертикальный взлет подобно ракете.
Даже сегодня МиГ-29 остается бессменным аппаратом для выполнения тех или иных фигур, в частности петли со взлета, чем славится пилотажная группа "Стрижи".
Громкие аварии
К сожалению, в истории истребителя не обошлось и без аварий. Впервые авиакатастрофа с этим летательным аппаратом произошла еще в 1978 году. В июне проходил испытательный полет, во время которого остановился правый двигатель, а также вышли из строя некоторые иные узлы. В результате пилоту удалось катапультироваться - несмотря на тяжелые травмы, он выжил.
А вот в 1986 году летчик погиб, а также жертвами стали 9 человек на диспетчерском пункте. Тогда произошло столкновение с землей, когда самолет выходил из петли на полном форсаже.
В 1989-м в Ле-Бурже случилось еще одно столкновение с поверхностью земли. При завершении демонстрационного полета пилот вывел машину на горизонтальный проход на предельно низкой высоте и скорости. Вдруг отказал правый двигатель, самолет рухнул. Но летчик катапультировался и выжил.
Еще одна авария при показательном выступлении датируется 1993 годом. Тогда в Великобритании устроили авиашоу, приуроченное к 75-летию местных ВВС. 2 самолета столкнулись на встречных курсах в воздухе. Никто из зрителей не пострадал, катапультировавшиеся пилоты тоже.
Увы, это далеко не все. Известен еще ряд случаев, когда самолеты МиГ-29 сталкивались в воздухе или разбивались о землю. А также с этим истребителем связана криминальная история.
Побег в Турцию
В советский период зафиксирован не один случай, когда боевые самолеты угоняли за границу. Каждый инцидент приводил к серьезным последствиям для причастных. Но ярчайший эпизод, насыщенный поистине кинематографическими линиями сюжета, развернулся в 1989 году.
Летчик по имени Александр Зуев вдруг угнал крылатую машину в Турцию. Исследователи не решаются сегодня с уверенностью говорить об истинных причинах такого поступка. Так или иначе, пилот с безупречной репутацией пошел на измену родине.
Зуев тщательно готовился к угону. Предварительно скупил в окрестных аптеках громадное количество снотворного, затем сообщил сослуживцам, что у него якобы родился сын. Люди поверили, ведь его жена правда была тогда беременной. В честь этого события Зуев принес испеченный собственноручно торт, напичканный снотворным.
Техники и летчики после угощения сладостью в дежурном помещении вскоре заснули, как и планировал летчик. После этого ему пришлось вступить в перестрелку с непосредственным охранником самолета. Несмотря на полученные ранения, в итоге он сумел прорваться к машине и взлететь.
Затем авиаугонщику удалось благополучно добраться до турецкого аэродрома Трабзон. Сразу после посадки он заявил, что является американцем - так Зуеву хотелось привлечь внимание посольства США.
Раненого пилота доставили в турецкую больницу, попутно начав уголовное дело об угоне истребителя. Потом его оправдали - Турция согласилась, что советский офицер преследовал политические цели. Ему предоставили политическое убежище и американское гражданство.
Что касается МиГа-29, на котором он улетел, американцам так и не удалось его заполучить, хотя авиастроители и военные специалисты США питали к машине повышенный интерес. СССР получил аппарат от Турции почти сразу после инцидента.
Развитие и модификации
После того как появился МиГ-29, разработчики не останавливались и продолжали трудиться над проектом. В итоге вышел еще ряд переработанных разновидностей. На 1993 год успели собрать свыше 1,5 тыс. машин разных модификаций.
Первой серийной версией стал 1-местный истребитель, собственно МиГ-29 или 9-12. Другая версия - 9-13 - отличалась тем, что в ней появилась встроенная станция для постановки радиолокационных помех. С ней самолет оказался защищеннее. Вдобавок появилась подвеска для пары топливных баков под плоскостями. Помимо прочего, в процессе серийного выпуска произошел еще ряд конструктивных усовершенствований, приведших к улучшенной управляемости и устойчивости.
Модель получила дальнейшее развитие, так свет увидел самолет МиГ-29С. Его вооружение пополнилось новой ракетой. Этот истребитель умел одновременно атаковать 2 воздушные цели. А еще ради расширения дальности полета у него предусмотрели возможность воздушной дозаправки.
Дальше построили МиГ-29СМ. Эти истребители отличались тем, что на них начали устанавливать оружие класса "воздух-земля" повышенной точности.
Модернизированным вариантом стал МиГ-29М, впервые взлетевший в 1986 году. У него возросла дальность полета, а также расширилось вооружение и увеличилась боевая нагрузка. Аппарат оснастили двигателями повышенной мощности. Модель умела обнаруживать цели на расстоянии до 100 км.
Этот самолет в свою очередь впоследствии также подвергли глубокой модернизации. В итоге в 2017 году на авиасалоне МАКС зрителей поразил новый аппарат - МиГ-35. У этого истребителя полезная нагрузка дошла до 6 тыс. кг, он стал менее заметным для средств радиолокации, обрел повышенный срок службы и ресурс двигателей.
Среди остальных модификаций стоит отметить МиГ-29УБ. В отличие от остальных, он стал 2-местным. Главное предназначение - учебные и тренировочные полеты. Вдобавок он рассчитан на перехват воздушных целей, боевые действия с наземными целями. МиГ-29УБТ - еще одна версия с кабиной для 2 пилотов, на которой предусматривается летать на малой высоте.
Наконец, достоин внимания МиГ-29К, вышедший в 1988 году 1-местный самолет. Модель палубная, созданная для кораблей. Это не просто истребитель, но еще и бомбардировщик с двигателями повышенной мощности.
Значение
Сегодня самолеты серии МиГ-29 уверенно держатся на первых позициях в плане мировой распространенности. Истребитель справедливо признают наиболее удачной боевой машиной времен СССР. Это объясняется тем, что конструкторы грамотно применили уникальные технологические решения.
Среди истребителей 4 поколения он лидер, с этим утверждением соглашаются и иностранные пилоты и эксперты. При этом отмечают его маневренность, управляемость, способность быстро менять ориентацию в пространстве, чем не способны похвастаться импортные одноклассники.
Помимо боевого применения, сегодня на этих самолетах организовывают частные вылеты в стратосферу. Стоимость такого полета по эксклюзивной программе, конечно, немалая, но впечатления остаются незабываемые.
С 1970-х годов советская, а теперь и российская армия обладает уникальным оружием. Поэтому аппарат - истинная гордость вооруженных сил. Кстати, он состоит на вооружении не только России, но и еще 28 стран. Несмотря на то, что МиГ-29 стоит дорого, иные государства охотно его закупают, чтобы заполучить надежный самолет с огромным потенциалом. Не зря ему поставили ряд памятников.
Например, истребитель выставляется в Музее Великой Отечественной войны, украшая здешнюю экспозицию с 1994 года. Помимо этого, ряд машин в тех или иных городах стоят в качестве памятников не только самим себе, но и выдающимся людям.
Так, в Ингушетии памятник поставили в честь Суламбека Осканова - Героя России, который погиб в авиакатастрофе, зато сумел увести машину от падения на жилой поселок. А в Иркутске самолет поставили в виде монумента по случаю 75-летнего юбилея местного авиационного училища. Также подобные памятники стоят в ряде иных мест: в Обнинске, в подмосковном Ашукино, в Липецкой области - последний представлен на фото выше.
МиГ-29 - боевая машина, стоящая особняком среди остальных истребителей. Он был и остается до сих пор одним из совершеннейших и распространенных на планете....
Авторские права на данный материал принадлежат «24СМИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114