О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

МиГ-29 - легенда четвертого поколения: факты о знаменитом истребителе

В 1970-х годах в Советском Союзе разработали многоцелевой истребитель МиГ-29, который стал принципиально новым по всем параметрам летательным аппаратом и по сей день остается в строю

В 1970-х годах в Советском Союзе разработали многоцелевой истребитель МиГ-29, который стал принципиально новым по всем параметрам летательным аппаратом и по сей день остается в строю. Об истории создания, особенностях, применении, дальнейших модификациях и значении машины - в материале 24СМИ.

История создания МиГ-29

Когда появились ракеты, с помощью которых можно было поражать противника за десятки километров, стали думать, что эра маневренных воздушных боев осталась в прошлом. С самолетов за ненадобностью даже принялись снимать пушки. Однако война во Вьетнаме продемонстрировала, что в реальности дела обстоят иначе.

В конструкторском бюро имени Микояна приступили к разработке нового истребителя 4-го поколения. Главной целью задания стало создание машины с не уступающими американским самолетам летными характеристиками.

Разработки решили разбить на 2 направления. С одной стороны приступили к проектированию тяжелого самолета, с другой - легкого. Результатом первого направления стал Су-27, второго - МиГ-29. Машины получились внешне схожими, но при более пристальном сравнении сразу очевидно - это аппараты разных классов.

Главная задача нового МиГа - завоевание воздушного превосходства над территориями действий наземных сил. Второстепенная - нанесение по наземным целям ударов посредством неуправляемого оружия.

Кроме того, разработчикам поручили создать машину с повышенной маневренностью за счет усовершенствованных компоновочных и аэродинамических решений. Аппарат должен был обладать расширенным радиусом действия, быть приспособленным к работе с короткими взлетными полосами. Самолету собрались сообщить повышенную максимальную скорость, а еще запланировали оснастить его новым радиоэлектронным оборудованием.

Работа стартовала под руководством Ростислава Белякова, он стал генеральным конструктором. А главным поставили Михаила Вальденберга. На первоначальных чертежах появился ряд конфигураций, но их объединяла 2-двигательная компоновка. После старательных изысканий родился окончательный вариант.

Итоговая версия заметно отличалась от ранее построенных в бюро Микояна. В СССР машина получила название МиГ-29. А в натовской кодификации ее назвали "Точкой опоры" (Fulcrum). Любопытно, что западное прозвище аппарата точно отразило конструкторские задумки создателей - самолет превратился в основу авиации Советского Союза, а также и для дальнейшего совершенствования обладал огромным потенциалом.

Разработчики сумели достичь улучшенных характеристик маневренности, а благодаря новым двигателям машина обрела увеличенную тяговооруженность. Испытания показали, что путевая устойчивость оставляет желать лучшего, поэтому машину дооснастили подфюзеляжными килями. Позже, начиная с 4-й серии, эти детали убрали - взамен стали использовать рули управления увеличенной площади. В серию МиГ-29 запустили с 1982 года.

Конструкционные особенности и технические характеристики

При конструировании нового МиГа применили новый интегральный метод аэродинамики. Самолет получил оперение с 2 килями, низко расположенные плоскости, а также раздельные моторы.

Конструкция планера, силовая установка, прочее оснащение

Для создания конструкции планера воспользовались сплавами, в которые входят титан, алюминий и композиты. Угол крыла составил 42°, у него отклоняются носы, поставлены элероны нового типа и еще обновленные подвижные закрылки. Развал килей с покрытием из углепластика составил 6°.

На машину поставили двигатели РД-33. Также в аппарате стоит газотурбинный узел, чья производительность доходит до 66,2 кВт. Когда при взлете или приземлении воздухозаборники закрываются, воздух втягивается через размещенные вверху входы. Для системы топлива предусмотрены 2 крыльевых и 5 фюзеляжных баков. Крыльевые являются дополнительными.

У самолета 3-опорное шасси - передняя стойка 2-колесная, основные - 1-колесные. Передняя часть шасси управляется, способна разворачиваться на 8° при взлете и на 31° при рулежке или посадке. Она убирается в нишу фюзеляжа по направлению назад к полету, основные прячутся вперед к полету, разворачиваясь при этом на 90°.

Помимо прочего, МиГ-29 оснащен катапультируемым креслом. Также среди бортовых систем значится оборудование для автоматического приема указаний командования, присутствует станция радиоэлектронных помех и пр.

Летные характеристики

Размер самолета в длину - 17,32 м. Нормальная взлетная масса аппарата - свыше 15 тыс. кг, при этом максимальный вес - без малого 18,5 тыс. кг. Боевая нагрузка самолета - 3 тыс. кг.

Если машина стартует без форсажа, длина разбега колеблется от 600 до 700 м. При включении увеличенной тяги это расстояние сокращается до 260 м. В полете максимальная скорость МиГа доходит до 2450 км/ч, при этом посадочная скорость составляет 235 км/ч. Когда самолет садится и выпускает тормозной парашют, пробег не превышает 600 м.

Что касается предельной высоты, она держится в районе 17 тыс. м. Это означает, что машина способна летать в стратосфере. Дальность полета истребителя - 2230 км, при этом расход топлива достигает 78,5 кг/кН*ч.

Вооружение

На МиГ-29 установлена 1-ствольная 30-миллиметровая пушка, боевой запас которой - 150 патронов. Стрельбой доступно управлять электрическим дистанционным способом.

Ракеты класса "воздух-воздух" - это основа вооружения истребителя. Их подвешивают на пилонах, коих предусмотрено 6 штук под крыльями.

Вдобавок самолет способен нести на борту бомбы калибром 500 и 250 кг, а также мины, осколочные авиабомбы и зажигательные баки. У самолета предусмотрены 44 версии подвески вооружения.

О проекте

Боевое применение и летные достижения

Самолет МиГ-29 успел поучаствовать в 10 с лишним вооруженных конфликтах. Впервые его применили в Афганистане. Потом самолет воевал на стороне Ирака в 1991 году, когда разгорелись боевые действия на территории Персидского залива.

С 1991 по 1992 год ему пришлось участвовать в сражениях, когда разразился конфликт в Приднестровье, аппарат использовала армия Молдовы.

В 1994-м в Йемене прошли военные действия, где снова пригодился МиГ-29. С 1998 по 2000 год он летал в разгар боев между Эфиопией и Эритреей, поддерживая последнюю.

К числу наиболее заметных фактов боевого применения истребителя относятся события в Югославии в 1999 году. Впрочем, самолету пришлось участвовать и в ряде иных стычек. Например, с 2011-м он применялся для помощи сирийцам, когда там шла гражданская война.

С момента создания и по сей день МиГ-29 признают лучшим аппаратом для ближнего боя. Но, помимо этого, самолет не раз отметился и в мирных полетах, когда ставил те или иные рекорды, поражал летными способностями зрителей авиасалонов за счет непревзойденных маневренных характеристик и пр.

Машина, подобно собрату Су-27, способна выполнять такие фигуры высшего пилотажа, как "кобра" или "колокол". Мир об этом узнал на авиасалоне Фарнборо, где этот самолет в начале 1990-х представили публике впервые. Показательная программа МиГа тогда стала истинным шоком для иностранцев, поскольку ни один из истребителей в мире не умел вытворять в небе то, что он. Например, фурором стал вертикальный взлет подобно ракете.

Даже сегодня МиГ-29 остается бессменным аппаратом для выполнения тех или иных фигур, в частности петли со взлета, чем славится пилотажная группа "Стрижи".

Громкие аварии

К сожалению, в истории истребителя не обошлось и без аварий. Впервые авиакатастрофа с этим летательным аппаратом произошла еще в 1978 году. В июне проходил испытательный полет, во время которого остановился правый двигатель, а также вышли из строя некоторые иные узлы. В результате пилоту удалось катапультироваться - несмотря на тяжелые травмы, он выжил.

А вот в 1986 году летчик погиб, а также жертвами стали 9 человек на диспетчерском пункте. Тогда произошло столкновение с землей, когда самолет выходил из петли на полном форсаже.

В 1989-м в Ле-Бурже случилось еще одно столкновение с поверхностью земли. При завершении демонстрационного полета пилот вывел машину на горизонтальный проход на предельно низкой высоте и скорости. Вдруг отказал правый двигатель, самолет рухнул. Но летчик катапультировался и выжил.

Еще одна авария при показательном выступлении датируется 1993 годом. Тогда в Великобритании устроили авиашоу, приуроченное к 75-летию местных ВВС. 2 самолета столкнулись на встречных курсах в воздухе. Никто из зрителей не пострадал, катапультировавшиеся пилоты тоже.

Увы, это далеко не все. Известен еще ряд случаев, когда самолеты МиГ-29 сталкивались в воздухе или разбивались о землю. А также с этим истребителем связана криминальная история.

Побег в Турцию

В советский период зафиксирован не один случай, когда боевые самолеты угоняли за границу. Каждый инцидент приводил к серьезным последствиям для причастных. Но ярчайший эпизод, насыщенный поистине кинематографическими линиями сюжета, развернулся в 1989 году.

Летчик по имени Александр Зуев вдруг угнал крылатую машину в Турцию. Исследователи не решаются сегодня с уверенностью говорить об истинных причинах такого поступка. Так или иначе, пилот с безупречной репутацией пошел на измену родине.

Зуев тщательно готовился к угону. Предварительно скупил в окрестных аптеках громадное количество снотворного, затем сообщил сослуживцам, что у него якобы родился сын. Люди поверили, ведь его жена правда была тогда беременной. В честь этого события Зуев принес испеченный собственноручно торт, напичканный снотворным.

Техники и летчики после угощения сладостью в дежурном помещении вскоре заснули, как и планировал летчик. После этого ему пришлось вступить в перестрелку с непосредственным охранником самолета. Несмотря на полученные ранения, в итоге он сумел прорваться к машине и взлететь.

Затем авиаугонщику удалось благополучно добраться до турецкого аэродрома Трабзон. Сразу после посадки он заявил, что является американцем - так Зуеву хотелось привлечь внимание посольства США.

Раненого пилота доставили в турецкую больницу, попутно начав уголовное дело об угоне истребителя. Потом его оправдали - Турция согласилась, что советский офицер преследовал политические цели. Ему предоставили политическое убежище и американское гражданство.

Что касается МиГа-29, на котором он улетел, американцам так и не удалось его заполучить, хотя авиастроители и военные специалисты США питали к машине повышенный интерес. СССР получил аппарат от Турции почти сразу после инцидента.

Развитие и модификации

После того как появился МиГ-29, разработчики не останавливались и продолжали трудиться над проектом. В итоге вышел еще ряд переработанных разновидностей. На 1993 год успели собрать свыше 1,5 тыс. машин разных модификаций.

Первой серийной версией стал 1-местный истребитель, собственно МиГ-29 или 9-12. Другая версия - 9-13 - отличалась тем, что в ней появилась встроенная станция для постановки радиолокационных помех. С ней самолет оказался защищеннее. Вдобавок появилась подвеска для пары топливных баков под плоскостями. Помимо прочего, в процессе серийного выпуска произошел еще ряд конструктивных усовершенствований, приведших к улучшенной управляемости и устойчивости.

Модель получила дальнейшее развитие, так свет увидел самолет МиГ-29С. Его вооружение пополнилось новой ракетой. Этот истребитель умел одновременно атаковать 2 воздушные цели. А еще ради расширения дальности полета у него предусмотрели возможность воздушной дозаправки.

Дальше построили МиГ-29СМ. Эти истребители отличались тем, что на них начали устанавливать оружие класса "воздух-земля" повышенной точности.

Модернизированным вариантом стал МиГ-29М, впервые взлетевший в 1986 году. У него возросла дальность полета, а также расширилось вооружение и увеличилась боевая нагрузка. Аппарат оснастили двигателями повышенной мощности. Модель умела обнаруживать цели на расстоянии до 100 км.

Этот самолет в свою очередь впоследствии также подвергли глубокой модернизации. В итоге в 2017 году на авиасалоне МАКС зрителей поразил новый аппарат - МиГ-35. У этого истребителя полезная нагрузка дошла до 6 тыс. кг, он стал менее заметным для средств радиолокации, обрел повышенный срок службы и ресурс двигателей.

Среди остальных модификаций стоит отметить МиГ-29УБ. В отличие от остальных, он стал 2-местным. Главное предназначение - учебные и тренировочные полеты. Вдобавок он рассчитан на перехват воздушных целей, боевые действия с наземными целями. МиГ-29УБТ - еще одна версия с кабиной для 2 пилотов, на которой предусматривается летать на малой высоте.

Наконец, достоин внимания МиГ-29К, вышедший в 1988 году 1-местный самолет. Модель палубная, созданная для кораблей. Это не просто истребитель, но еще и бомбардировщик с двигателями повышенной мощности.

Значение

Сегодня самолеты серии МиГ-29 уверенно держатся на первых позициях в плане мировой распространенности. Истребитель справедливо признают наиболее удачной боевой машиной времен СССР. Это объясняется тем, что конструкторы грамотно применили уникальные технологические решения.

Среди истребителей 4 поколения он лидер, с этим утверждением соглашаются и иностранные пилоты и эксперты. При этом отмечают его маневренность, управляемость, способность быстро менять ориентацию в пространстве, чем не способны похвастаться импортные одноклассники.

Помимо боевого применения, сегодня на этих самолетах организовывают частные вылеты в стратосферу. Стоимость такого полета по эксклюзивной программе, конечно, немалая, но впечатления остаются незабываемые.

С 1970-х годов советская, а теперь и российская армия обладает уникальным оружием. Поэтому аппарат - истинная гордость вооруженных сил. Кстати, он состоит на вооружении не только России, но и еще 28 стран. Несмотря на то, что МиГ-29 стоит дорого, иные государства охотно его закупают, чтобы заполучить надежный самолет с огромным потенциалом. Не зря ему поставили ряд памятников.

Например, истребитель выставляется в Музее Великой Отечественной войны, украшая здешнюю экспозицию с 1994 года. Помимо этого, ряд машин в тех или иных городах стоят в качестве памятников не только самим себе, но и выдающимся людям.

Так, в Ингушетии памятник поставили в честь Суламбека Осканова - Героя России, который погиб в авиакатастрофе, зато сумел увести машину от падения на жилой поселок. А в Иркутске самолет поставили в виде монумента по случаю 75-летнего юбилея местного авиационного училища. Также подобные памятники стоят в ряде иных мест: в Обнинске, в подмосковном Ашукино, в Липецкой области - последний представлен на фото выше.

МиГ-29 - боевая машина, стоящая особняком среди остальных истребителей. Он был и остается до сих пор одним из совершеннейших и распространенных на планете....
Авторские права на данный материал принадлежат «24СМИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка