Novate
14 октября 2022, 08:05
"Бэлла-1": почему перспективный самолет, способный сесть где угодно, так и не пошел в серию
Технический прогресс не знает границ. То, что еще вчера казалось чем-то фантастическим, сегодня претворяется в жизнь
На сегодняшний день по совокупности факторов самолет можно назвать лучшим транспортным средством. Однако, у него есть один серьезнейший недостаток. Большинству летательных аппаратов данного типа нужны взлетно-посадочные полосы. При этом существует семейство крылатых машин, которым ВПП не нужна. Как раз таким аппаратом был разработанный в 1980-х годах советский безаэродромный "Бэлла-1". Двигателем прогресса в случае со специфической машиной была лень и экономия.
Дело в том, что содержать аэродром - это очень недешево. Еще дороже содержать его где-нибудь в сложных природных условиях, например, в районах Крайнего Севера, Дальнего Востока или Сибири. В конце 1970-х годов выяснилось, что на обслуживание аэродромов в сложных регионах Советский Союз тратит больше денег, чем на содержание всех самолетов, летающих в том направлении. Поэтому руководство страны всерьез задумалось о развитии направления легких безаэродромных машин, способных доставлять пассажиров и небольшие грузы в удаленные места.
Именно таким летательным аппаратом должен был стать "Бэлла-1". Работы над проектом начались во второй половине 1980-х годов. Однако, из-за перестройки и развала СССР первый прототип увидел свет только в 1994 году. Самолет был выполнен в компоновке "летающее крыло" и имел размах крыльев в 11 метров при длине фюзеляжа в 10 метров. В движение машина приводилась парой 110-сильных двигателей. Максимальная скорость аппарата достигала 250 км/ч. Дальность полета - 3 тысячи км. Благодаря использованию композитных материалов весит самолет всего 1.4 тонны. Несмотря на это мог легко брать или 5-6 пассажиров, или 600 кг полезной нагрузки. Вишенкой на торте была экономичность "Бэлла-1". Топлива машина потребляла заметно меньше, чем все существующие на тот момент аналоги.
У "Бэлла-1" были большие перспективы. Самолет предназначался в первую очередь для нужд МВД, МЧС, армии, егерей и геологов. Однако, из-за отсутствия финансирования дальше одного опытного образца дело так и не пошло. На самолет просто не захотели давать денег. В 2010-х годах шли разговоры о том, чтобы возродить "Бэлла". Однако, на них в очередной раз все и закончилось....
Авторские права на данный материал принадлежат «Novate». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114