Автор: Николай Чеканов
Опубликовано: 20.10.2022, 18:10
 

Авиационное наследие Архангельска


Россия - страна больших расстояний и сложных природных условий. Неудивительно, что в 1930-е годы, с возникновением массового авиационного транспорта, он начал активно развиваться на населенном Севере, включая Архангельск. Сначала самолеты устанавливали рекорды и помогали осваивать территории, затем, вместе с появившимися во второй половине XX века вертолетами, стали частью повседневного советского быта.

Параллельно с гражданской авиацией, во время Финской войны, под Архангельск пришла и военная авиация нескольких видов, включая морскую и авиацию ПВО. Тогда же появились большинство местных аэродромов. Серьезное присутствие военной авиации в регионе продолжалось до 1990-х годов, после чего полки и части были сокращены или перебазированы, а военные аэродромы оказались заброшены.

Сейчас в регионе взлетают и садятся среднемагистральные гражданские лайнеры и самолеты местных воздушных линий. У двух видов пассажирской авиации есть два соответствующих аэропорта - международный Талаги и местный Васьково. Талаги изначально был военным аэродромом, а позже стал совместного базирования (когда военные и гражданские имеют собственную инфраструктуру в разных частях аэродрома, но пользуются одной взлетно-посадочной полосой). Теперь это просто гражданский аэропорт, но в нем бывает морская и военно-транспортная авиация.

Васьково имеет свою интересную историю, возникнув в 1934 году как запасная полоса для рекордных перелетов самолета АНТ-25 знаменитого летчика-испытателя Валерия Чкалова. Далее и вплоть до начала Финской войны аэродром служил гражданским. С началом Великой Отечественной войны аэродром был передан авиации ПВО. С 1942 года в Васьково принимали самолеты, поступавшие по ленд-лизу.

После войны и до 1980-х аэродром был передан под нужды реактивной истребительной авиации. В 1980-е "Васьково" стал полностью гражданским средоточием местных воздушных линий, имевших впечатляющую географию. Аэродромы имелись практически во всех районных центрах огромной Архангельской области. Интересно, что некоторые направления сохранились до сих пор, как и спокойная размеренная атмосфера, свойственная 1980-м. В Васьково летают Ан-2 и L-410, а также вертолеты Ми-8. Многие из них имеют классический внешний вид, словно с советских открыток и из кинохроники. Под стать и аэровокзальный комплекс. При этом винтажность соседствует с ощущением порядка и безопасности.

Кроме работающих Талаги и Васьково, ранее в окрестностях Архангельска функционировал мощный военный аэродром Лахта, на котором до середины 2000-х базировались сверхзвуковые ракетоносцы. Сухопутный аэродром Лахта, названный так по близлежащему озеру, был создан еще в 1930-е для берегового базирования самолетов-амфибий. Лахта прошла ряд трансформаций и модернизаций, пока не была заброшена в середине 2000-х годов.

Также существовал аэродром на острове Кего, прямо против городского центра Архангельска, были и другие аэродромы на островах Северной Двины, включая аэроклубы ДОСААФ. Северная природа поглотила даже намеки на их существование.

Мы лишь поверхностно упомянули архангельскую часть богатой истории авиации Севера. Подробнее о ней можно узнать в одноименном музее, расположившимся в аэропорте Талаги. Музей авиации Севера активно развивается и располагает не только знаниями и документальным фондом, но и самолетами Ту-154, Ту-134, Ан-2, образцами перонной и аэродромной техники.

Несмотря на значительное сокращение авиации по сравнению с советским временем, в регионе чтут ее историю и имеют интересные авиационные памятники, содержащиеся в достойном состоянии. Мы приведем фотоснимки некоторых из них в прилагаемой к статье фотогалерее. Это вертолеты-труженики Ми-6 и Ми-4, основа подготовки гражданских летчиков СССР Як-18Т, поршневая классика Ил-14 и, наконец, сверхзвуковой перехватчик МиГ-31. Особенно ценно, что большинство из перечисленных образцов установлено недавно.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 20 октября 2022 года | Дайджест публикаций за 20 октября 2022 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «Regnum». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости