О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Школе летчиков-испытателей имени А.В. Федотова - 75!

20 октября 1947 года приказом министра авиационной промышленности СССР была создана Школа летчиков-испытателей - структурное подразделение Летно-исследовательского института в Жуковском

20 октября 1947 года приказом министра авиационной промышленности СССР была создана Школа летчиков-испытателей - структурное подразделение Летно-исследовательского института в Жуковском, осуществляющее подготовку летчиков-испытателей, штурманов-испытателей и ведущих инженеров по летным испытаниям авиационной техники. За годы работы Школа подготовила блестящую плеяду испытателей, без которых сегодня невозможно представить себе достижения отечественной авиации. Летчики-испытатели ЛИИ внесли значительный вклад в становление МАКС и вместе с лучшими строевыми летчиками ВКС России задали высочайшую планку демонстрационной летной программы салона, которая поставила его в ряд ведущих авиасалонов мира.

Достижения отечественной авиации связаны не только с именами авиаконструкторов мирового уровня. Выдающиеся успехи были бы невозможны без таланта и мужества летчиков-испытателей. Бурное развитие авиации после Первой мировой войны породило первое поколение блестящих летчиков-испытателей, имена которых вошли в историю. Конструкторская мысль того времени намного опережала технологический уровень производства, стремительно росли скорость и высота полета, каждый полет экспериментального аппарата был связан с реальным риском. Бесстрашные испытатели новых самолетов вызывали восхищение и пользовались огромной популярностью и уважением общества. Летчиком-испытателем № 1 был Михаил Громов - великий советский летчик, без которого невозможно представить себе рождение и развитие советской авиации, ее победы и мировые рекорды. Именно Михаил Громов внес беспрецедентный вклад в формирование науки о летных испытаниях, в психологию летного дела и в конечном итоге - в создание отечественной школы летных испытаний.

Развитие реактивной авиации в послевоенные годы потребовало проведения интенсивных научных исследований, создания новых принципов проектирования и производства, разработки передовых двигателей и пр. Без летных исследований и испытаний сделать прорыв в эру реактивной авиации было невозможно. Требовались новые методики испытаний, развитие экспериментальной базы, создание летающих лабораторий. По инициативе М.М. Громова в 1947 году в ЛИИ была создана Школа летчиков-испытателей (ШЛИ), которую возглавил генерал-майор авиации Михаил Котельников. Первых слушателей ШЛИ он набирал лично - ездил по воинским частям, знакомился с личным составом, подбирая перспективных кандидатов.

Преподавателями школы стали ведущие научные сотрудники, инженеры и летчики-испытатели ЛИИ Николай Строев, Даниил Зосим, Марк Галлай, Алексей Гринчик и другие. Попасть в число слушателей Школы было непросто. После конкурса документов (военные летчики 1-2-го классов, имеющие налет на истребителях не менее 600 часов) отобранные претенденты сдавали экзамены по теоретической и летной подготовке, проходили строгую медкомиссию. В итоге ежегодно для обучения набирались 15-20 человек. Первоначально в ШЛИ существовало три отделения: для подготовки летчиков-испытателей самолетов, вертолетов, а также штурманов-испытателей и ведущих инженеров по летным испытаниям для работы в ОКБ, НИИ и серийных заводах авиапрома. Позже были организованы наборы для подготовки летчиков-испытателей в организации гражданской авиации.

Фактически летчик-испытатель стоит на вершине пирамиды огромного коллектива людей, стоящих за созданием нового летательного аппарата. Именно его работа является завершающим этапом в создании новой техники. Сегодня в первом испытательном полете уже не стоит вопрос о том, "полетит или не полетит" новый самолет (как это было на заре авиации), однако от работы испытателей во многом зависит судьба новой машины. Летчики-испытатели, прошедшие подготовку в ШЛИ, практически всегда одновременно и пилоты, и инженеры. Полеты на неизведанных ранее режимах, с новым оборудованием - путь первопроходцев невозможно предсказать на все 100%. Риск велик, ибо часто летные испытания строятся так, чтобы вывести самолет на предельные эксплуатационные режимы, сымитировать всевозможные сбои для того, чтобы убедиться в функционировании резервных систем. Выпускники ШЛИ не только испытывают новую технику в полете, но и участвуют в разработке методологии и планов сертификации, анализируют функции самолетных систем и их характеристики, выполняют сотни предварительных "полетов" на исследовательских стендах и тренажерах. С поставкой нового самолета в войска или гражданский флот работа испытателя не заканчивается. Дальше стоит задача донести до строевых и линейных пилотов те возможности, которыми обладает новая техника, показать эксплуатационные "границы", пересекать которые нельзя.

За годы работы в ШЛИ подготовлено свыше 900 летчиков- и штурманов-испытателей, среди которых 154 заслуженных летчика-испытателя СССР, 45 заслуженных летчиков-испытателей РФ, шесть заслуженных штурманов-испытателей РФ, восемь заслуженных пилотов СССР, два заслуженных пилота РФ. 50 выпускников Школы стали Героями СССР, 34 - Героями России. Четыре выпускника Школы - Игорь Волк, Анатолий Левченко, Токтар Аубакиров и Светлана Савицкая - стали летчиками-космонавтами СССР. Стоит напомнить, что при участии выпускников ШЛИ получили путевку в жизнь не только все образцы отечественной военной и гражданской авиационной техники, но и уникальный воздушно-космический самолет "Буран".

В 1984 году, после гибели заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Александра Федотова, Школе летчиков-испытателей было присвоено его имя.

Школа летчиков-испытателей благодаря достижениям своих выпускников принесла ЛИИ им. М.М. Громова поистине мировую славу. Именно они первыми на крупнейших международных авиасалонах и авиашоу открыли миру уникальные возможностей советской боевой авиационной техники и высший класс отечественной пилотажной школы.

Летчики-испытатели ЛИИ стояли у истоков создания главной аэрокосмической выставки России. Вопрос о месте проведения авиасалонов в России долго оставался открытым, и именно благодаря настойчивости и слаженной работе инициативной группы сотрудников ЛИИ лучшей локацией была признана уникальная площадка ЛИИ им. М.М. Громова, где и стали проводиться авиасалоны начиная с 1993 года. Одним из драматических моментов в истории МАКС стал 2018 год, когда на высоком уровне всерьез обсуждались планы его переноса в Кубинку. В критической ситуации летчики-испытатели ЛИИ обратились к Президенту России с просьбой о том, чтобы сохранить проведение авиасалона в Жуковском. Их авторитетное мнение было услышано: вскоре было принято решение о том, что местом проведения МАКС остается территория ЛИИ им. М.М. Громова - единственная площадка, отвечающая всем требованиям для проведения столь масштабного, организационно и технически сложного мероприятия, требующего специальной инфраструктуры и обеспечения необходимой безопасности. Магомед Толбоев, Павел Власов, Роман Таскаев, Виктор Пугачев, Александр Крутов, Игорь Волк, Анатолий Квочур, Игорь Вотинцев, Юрий Ващук - эти и многие другие имена выпускников ШЛИ навсегда вписаны и в историю МАКС.

На протяжении 30 лет главным фирменным знаком МАКС является уникальная по сложности и фантастическая по зрелищности летная программа. Этот праздник авиации был бы немыслим без того вклада, который внесла Школа летчиков-испытателей в развитие отечественной авиации. Сегодня у Школы новые задачи: идет подготовка кадров для испытаний МС-21, Як-152, Ил-96-400, Ил-112, Ил-114, ПАК ДА, Ка-62 и других новых машин. Не сомневаемся, что нынешним выпускникам ШЛИ предстоит масштабная, захватывающая и плодотворная работа!

Поздравляем ШЛИ им. А.В. Федотова с 75-летием и надеемся вновь увидеть выступления выдающихся выпускников Школы на МАКС-2023!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка