РТ на русском
28 октября 2022, 08:15
"Надежность и безопасность": зачем Россия создает новый двигатель для крупнейшего в мире вертолета Ми-26
Генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин сообщил о готовности корпорации создать новый двигатель для самого грузоподъемного в мире вертолета Ми-26
Российские специалисты планируют разработать новый мотор для самого грузоподъемного в мире вертолета Ми-26. Об этом сообщил ТАСС генеральный конструктор АО "Объединенная двигателестроительная корпорация" (ОДК) Юрий Шмотин на полях проходящего в эти дни на ВДНХ Международного форума двигателестроения (МФД-2022).
"Газогенератор двигателя ПД-8 может быть использован как газогенератор для двигателя нового поколения вертолета Ми-26", - сказал Шмотин.
По словам генерального конструктора ОДК, работы по новому мотору будут проводиться по графику, который определит заказчик проекта - Минобороны РФ.
Напомним, что с советских времен Ми-26 оснащается двигателем Д-136, созданным и выпускавшимся на Украине. Этот мотор стал самым мощным турбовальным двигателем в мире. За его создание генеральный конструктор ЗМКБ "Прогресс" (сейчас - "Ивченко-Прогресс") Федор Муравченко был удостоен Государственной премии СССР.
Взлетная мощность Д-136 составляет 10 тыс. л. с., а на чрезвычайном режиме может достигать 11,4 тыс. л. с. Без топлива мотор весит чуть более тонны.
Как отметил в комментарии RT главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, в значительной степени именно колоссальная мощь Д-136 позволяет Ми-26 перевозить грузы массой до 20 т, развивать высокую крейсерскую скорость и обеспечивать значительную дальность полета.
"Серьезных претензий к этой силовой установке никогда не было. Однако прогресс не стоит на месте. Авиационные двигатели необходимо постоянно совершенствовать, а если (как в случае с Д-136) такой возможности нет, то нужно создавать новый мотор. Тем более сейчас это одна из задач импортозамещения", - заявил Гусаров.
Неприхотливость и исправность
Эксперты напоминают, что Россия не использует продукцию украинской двигателестроительной промышленности уже несколько лет: после госпереворота в 2014-м Киев разорвал военно-технические связи с Москвой.
Кроме того, "Ростех" не сотрудничает с производителем двигателя ПАО "Мотор Сич". Сейчас это предприятие находится на подконтрольной киевскому режиму территории Запорожья. В ходе спецоперации его заводские цеха сильно пострадали.
"Российские военные и промышленники хорошо знакомы с Д-136, освоили его ремонт и эксплуатацию. Однако сегодня мы подошли к черте, когда делать это будет проблематично, а взять другой двигатель для Ми-26 негде", - говорит Гусаров.
В то же время, как отмечает аналитик, в первые годы после госпереворота в Киеве усилия двигателестроительной промышленности РФ были сосредоточены на решении самых неотложных задач.
"В 2014-м и последующие несколько лет вопрос по Д-136, видимо, не стоял так остро. Скорее всего, у армии и гражданских организаций был определенный резерв этих двигателей и комплектующих к ним. Возможно, были и основания полагать, что сотрудничество с Киевом восстановится", - рассуждает Гусаров.
Стоит отметить, что информации о характеристиках нового мотора для Ми-26 пока мало. Однако уже известно, что по мощности он превзойдет украинский аналог. В частности, об этом 23 октября в интервью "Ведомостям" сообщил гендиректор "Ростеха" Сергей Чемезов.
Как подчеркнул в разговоре с RT исполнительный директор отраслевого агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев, наиболее оптимальной базой для создания двигателя Ми-26 действительно является газогенератор ПД-8.
"Значительный объем технологий, которые действительно дадут преимущество вертолетному двигателю на базе газогенератора двухконтурного турбовентиляторного мотора ПД-8, уже разработан. Сам двигатель проходит наземные стендовые испытания, подтверждаются заложенные конструктивные решения и расчетные параметры", - рассказал Пантелеев.
Напомним, ПД-8 предназначен для установки на ближнемагистральный пассажирский лайнер SSJ-100 (SSJ New) и самолеты-амфибии Бе-200. В настоящее время эти машины летают на российско-французских SаM146 и украинских Д-436ТП.
Как сообщают в ОДК, ПД-8 создается с применением "новейших российских материалов и прогрессивных технологий, в том числе 3D-печати". В проекте задействована "широкая кооперация предприятий, активно применяется опыт создания двигателя ПД-14".
"Двигатель ПД-8 по надежности, безопасности эксплуатации, а также показателям ремонтопригодности не будет уступать двигателям, которые появятся в мире в ближайшее десятилетие", - сообщил ранее журналистам Юрий Шмотин.
По его словам, программа ПД-8 предполагает создание целого семейства современных газотурбинных двигателей "с возможностью развития по удельному расходу топлива, снижению стоимости жизненного цикла".
В материалах ОДК газогенератор назван сердцем авиационного двигателя. Он состоит из компрессора высокого давления, камеры сгорания и турбины высокого давления, которая "приводит силовую установку в движение".
Сейчас газогенератор ПД-8 проходит сертификационные испытания, которые продлятся до марта 2023 года. На сегодняшний день предприятия ОДК изготовили три таких опытных агрегата.
По словам Пантелеева, благодаря газогенератору от ПД-8 новый мотор для Ми-26 будет отвечать всем современным требованиям. Прежде всего речь идет о неприхотливости в эксплуатации и исправной работе в самых разных природно-климатических условиях.
"Главные требования к двигателю для Ми-26 - это надежность и безопасность работы при экстремальных температурах, на высокогорье, в Арктике, на площадках в запыленной местности", - пояснил Пантелеев.
"Не имеющий аналогов"
Опрошенные RT эксперты убеждены, что появление российского двигателя позволит РФ еще несколько десятилетий эксплуатировать Ми-26, а также провести его модернизацию.
"Ми-26 - не имеющий аналогов в мире вертолет, способный выполнять огромное количество уникальных операций. Как и в советские годы, эта машина остается востребованным транспортом для российской армии и гражданских отраслей, особенно в отдаленных и труднодоступных регионах", - говорит Пантелеев.
Например, в военной модификации вертолет способен вместить 82 десантника с вооружением или 60 раненых военнослужащих.
Ми-26 может транспортировать военную технику и самые разнообразные грузы в труднодоступные районы, а на внешней подвеске - перевозить авиатехнику, в том числе тяжелую (истребители и транспортные вертолеты).
Например, широкую известность получил эпизод 2009 года, когда в Афганистане российский гигант эвакуировал подбитый талибами* американский вертолет Boeing CH-47 Chinook.
В послужном списке Ми-26 - участие в миссии советских войск в Афганистане и боевых действиях на Северном Кавказе.
Сегодня этот вертолет задействован в спецоперации на Украине. В начале сентября Минобороны РФ опубликовало кадры переброски Ми-26 специальной инженерной техники, бронированных ремонтно-эвакуационных машин, БМП и военнослужащих ВС РФ в Харьковскую область. Прикрытие транспортных машин в воздухе осуществляли разведывательно-ударные вертолеты Ка-52.
Наряду с этим, как отметил Пантелеев, чрезвычайно широк функционал Ми-26 для гражданских нужд. В частности, машина используется при перевозках крупногабаритных грузов. На сайте одного из эксплуатантов - авиакомпании "ЮТэйр" - говорится, что каждый вертолет оборудован тельферами (подвесными устройствами с электрическим приводом) грузоподъемностью до 5 т и двумя грузовыми лебедками.
Ми-26 может применяться при ликвидации последствий техногенных катастроф и стихийных бедствий. Известно, что вертолет использовался в операции по установке купола весом 15 т на поврежденный энергоблок Чернобыльской АЭС.
Еще одна специализация Ми-26 - тушение лесных пожаров, в том числе в этом году в Рязанской области. Ранее вертолет успешно боролся с пожарами во Франции, Германии, Австрии, Италии, Болгарии, Сербии, Черногории и на Кипре.
По словам Романа Гусарова, Ми-26, оснащенный новым двигателем, надолго останется визитной карточкой отечественной тяжелой авиации.
"Без Ми-26 сложно представить российскую армию и отрасль грузовых перевозок. Безусловно, этой машине требуется новый двигатель, который будет производиться исключительно в РФ с использованием российских комплектующих. Сейчас, насколько я понимаю, появились ресурсы для создания мотора для этой уникальной машины", - подытожил Гусаров.
*"Талибан" - организация находится под санкциями ООН за террористическую деятельность....
Авторские права на данный материал принадлежат «РТ на русском». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 15, 2025
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные промокоды на 21 новогоднем рейсе
Декабрь 15, 2025
Группа "Аэрофлот" вводит дополнительные рейсы между Москвой и Владивостоком/Хабаровском/Благовещенском на зимний период повышенного спроса
Декабрь 15, 2025
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях. Почему, рассказал гендиректор ЦИАМ Андрей Козлов
Декабрь 15, 2025
На пермском предприятии ОДК-СТАР выбрали лучших наставников