О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Надежность и безопасность": зачем Россия создает новый двигатель для крупнейшего в мире вертолета Ми-26

Генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин сообщил о готовности корпорации создать новый двигатель для самого грузоподъемного в мире вертолета Ми-26

Генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин сообщил о готовности корпорации создать новый двигатель для самого грузоподъемного в мире вертолета Ми-26. По его словам, силовой агрегат может быть разработан на базе газогенератора новейшего двухконтурного турбовентиляторного двигателя ПД-8, который будет устанавливаться на самолеты SSJ New и Бе-200. В настоящее время Ми-26, который используется ВС и гражданскими организациями, летает на украинском двигателе Д-136. По мнению экспертов, создание нового агрегата позволит эксплуатировать эти уникальные транспортные машины еще несколько десятилетий.

Российские специалисты планируют разработать новый мотор для самого грузоподъемного в мире вертолета Ми-26. Об этом сообщил ТАСС генеральный конструктор АО "Объединенная двигателестроительная корпорация" (ОДК) Юрий Шмотин на полях проходящего в эти дни на ВДНХ Международного форума двигателестроения (МФД-2022).

"Газогенератор двигателя ПД-8 может быть использован как газогенератор для двигателя нового поколения вертолета Ми-26", - сказал Шмотин.

По словам генерального конструктора ОДК, работы по новому мотору будут проводиться по графику, который определит заказчик проекта - Минобороны РФ.

Напомним, что с советских времен Ми-26 оснащается двигателем Д-136, созданным и выпускавшимся на Украине. Этот мотор стал самым мощным турбовальным двигателем в мире. За его создание генеральный конструктор ЗМКБ "Прогресс" (сейчас - "Ивченко-Прогресс") Федор Муравченко был удостоен Государственной премии СССР.

Взлетная мощность Д-136 составляет 10 тыс. л. с., а на чрезвычайном режиме может достигать 11,4 тыс. л. с. Без топлива мотор весит чуть более тонны.

Как отметил в комментарии RT главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, в значительной степени именно колоссальная мощь Д-136 позволяет Ми-26 перевозить грузы массой до 20 т, развивать высокую крейсерскую скорость и обеспечивать значительную дальность полета.

"Серьезных претензий к этой силовой установке никогда не было. Однако прогресс не стоит на месте. Авиационные двигатели необходимо постоянно совершенствовать, а если (как в случае с Д-136) такой возможности нет, то нужно создавать новый мотор. Тем более сейчас это одна из задач импортозамещения", - заявил Гусаров.

Неприхотливость и исправность

Эксперты напоминают, что Россия не использует продукцию украинской двигателестроительной промышленности уже несколько лет: после госпереворота в 2014-м Киев разорвал военно-технические связи с Москвой.

Кроме того, "Ростех" не сотрудничает с производителем двигателя ПАО "Мотор Сич". Сейчас это предприятие находится на подконтрольной киевскому режиму территории Запорожья. В ходе спецоперации его заводские цеха сильно пострадали.

"Российские военные и промышленники хорошо знакомы с Д-136, освоили его ремонт и эксплуатацию. Однако сегодня мы подошли к черте, когда делать это будет проблематично, а взять другой двигатель для Ми-26 негде", - говорит Гусаров.

В то же время, как отмечает аналитик, в первые годы после госпереворота в Киеве усилия двигателестроительной промышленности РФ были сосредоточены на решении самых неотложных задач.

"В 2014-м и последующие несколько лет вопрос по Д-136, видимо, не стоял так остро. Скорее всего, у армии и гражданских организаций был определенный резерв этих двигателей и комплектующих к ним. Возможно, были и основания полагать, что сотрудничество с Киевом восстановится", - рассуждает Гусаров.

Стоит отметить, что информации о характеристиках нового мотора для Ми-26 пока мало. Однако уже известно, что по мощности он превзойдет украинский аналог. В частности, об этом 23 октября в интервью "Ведомостям" сообщил гендиректор "Ростеха" Сергей Чемезов.

Как подчеркнул в разговоре с RT исполнительный директор отраслевого агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев, наиболее оптимальной базой для создания двигателя Ми-26 действительно является газогенератор ПД-8.

"Значительный объем технологий, которые действительно дадут преимущество вертолетному двигателю на базе газогенератора двухконтурного турбовентиляторного мотора ПД-8, уже разработан. Сам двигатель проходит наземные стендовые испытания, подтверждаются заложенные конструктивные решения и расчетные параметры", - рассказал Пантелеев.

Напомним, ПД-8 предназначен для установки на ближнемагистральный пассажирский лайнер SSJ-100 (SSJ New) и самолеты-амфибии Бе-200. В настоящее время эти машины летают на российско-французских SаM146 и украинских Д-436ТП.

Как сообщают в ОДК, ПД-8 создается с применением "новейших российских материалов и прогрессивных технологий, в том числе 3D-печати". В проекте задействована "широкая кооперация предприятий, активно применяется опыт создания двигателя ПД-14".

"Двигатель ПД-8 по надежности, безопасности эксплуатации, а также показателям ремонтопригодности не будет уступать двигателям, которые появятся в мире в ближайшее десятилетие", - сообщил ранее журналистам Юрий Шмотин.

По его словам, программа ПД-8 предполагает создание целого семейства современных газотурбинных двигателей "с возможностью развития по удельному расходу топлива, снижению стоимости жизненного цикла".

В материалах ОДК газогенератор назван сердцем авиационного двигателя. Он состоит из компрессора высокого давления, камеры сгорания и турбины высокого давления, которая "приводит силовую установку в движение".

Сейчас газогенератор ПД-8 проходит сертификационные испытания, которые продлятся до марта 2023 года. На сегодняшний день предприятия ОДК изготовили три таких опытных агрегата.

По словам Пантелеева, благодаря газогенератору от ПД-8 новый мотор для Ми-26 будет отвечать всем современным требованиям. Прежде всего речь идет о неприхотливости в эксплуатации и исправной работе в самых разных природно-климатических условиях.

"Главные требования к двигателю для Ми-26 - это надежность и безопасность работы при экстремальных температурах, на высокогорье, в Арктике, на площадках в запыленной местности", - пояснил Пантелеев.

"Не имеющий аналогов"

Опрошенные RT эксперты убеждены, что появление российского двигателя позволит РФ еще несколько десятилетий эксплуатировать Ми-26, а также провести его модернизацию.

"Ми-26 - не имеющий аналогов в мире вертолет, способный выполнять огромное количество уникальных операций. Как и в советские годы, эта машина остается востребованным транспортом для российской армии и гражданских отраслей, особенно в отдаленных и труднодоступных регионах", - говорит Пантелеев.

Например, в военной модификации вертолет способен вместить 82 десантника с вооружением или 60 раненых военнослужащих.

Ми-26 может транспортировать военную технику и самые разнообразные грузы в труднодоступные районы, а на внешней подвеске - перевозить авиатехнику, в том числе тяжелую (истребители и транспортные вертолеты).

Например, широкую известность получил эпизод 2009 года, когда в Афганистане российский гигант эвакуировал подбитый талибами* американский вертолет Boeing CH-47 Chinook.

В послужном списке Ми-26 - участие в миссии советских войск в Афганистане и боевых действиях на Северном Кавказе.

Сегодня этот вертолет задействован в спецоперации на Украине. В начале сентября Минобороны РФ опубликовало кадры переброски Ми-26 специальной инженерной техники, бронированных ремонтно-эвакуационных машин, БМП и военнослужащих ВС РФ в Харьковскую область. Прикрытие транспортных машин в воздухе осуществляли разведывательно-ударные вертолеты Ка-52.

Наряду с этим, как отметил Пантелеев, чрезвычайно широк функционал Ми-26 для гражданских нужд. В частности, машина используется при перевозках крупногабаритных грузов. На сайте одного из эксплуатантов - авиакомпании "ЮТэйр" - говорится, что каждый вертолет оборудован тельферами (подвесными устройствами с электрическим приводом) грузоподъемностью до 5 т и двумя грузовыми лебедками.

Ми-26 может применяться при ликвидации последствий техногенных катастроф и стихийных бедствий. Известно, что вертолет использовался в операции по установке купола весом 15 т на поврежденный энергоблок Чернобыльской АЭС.

Еще одна специализация Ми-26 - тушение лесных пожаров, в том числе в этом году в Рязанской области. Ранее вертолет успешно боролся с пожарами во Франции, Германии, Австрии, Италии, Болгарии, Сербии, Черногории и на Кипре.

По словам Романа Гусарова, Ми-26, оснащенный новым двигателем, надолго останется визитной карточкой отечественной тяжелой авиации.

"Без Ми-26 сложно представить российскую армию и отрасль грузовых перевозок. Безусловно, этой машине требуется новый двигатель, который будет производиться исключительно в РФ с использованием российских комплектующих. Сейчас, насколько я понимаю, появились ресурсы для создания мотора для этой уникальной машины", - подытожил Гусаров.

*"Талибан" - организация находится под санкциями ООН за террористическую деятельность....
Авторские права на данный материал принадлежат «РТ на русском». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка