О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Сетевые программы обучения: за что МАИ получил премию "Авиастроитель года"

В конце октября Московский авиационный институт в 11-й раз подряд получил награду конкурса "Авиастроитель года" в номинации "За подготовку нового поколения специалистов авиастроительной отрасли среди учебных заведений"

В конце октября Московский авиационный институт в 11-й раз подряд получил награду конкурса "Авиастроитель года" в номинации "За подготовку нового поколения специалистов авиастроительной отрасли среди учебных заведений". Университет был отмечен за успешную реализацию программ сетевого регионального взаимодействия с целью опережающей подготовки кадров для авиационной отрасли России. Что это за программы и зачем они нужны, рассказал проректор по учебной работе МАИ Дмитрий Козорез.

Дмитрий Александрович, что такое сетевая форма обучения, что она под собой подразумевает?

Сетевая форма обучения предполагает участие нескольких организаций в реализации основной образовательной программы. Это могут быть, например, два вуза, каждый из которых реализует свою часть программы, или же вуз и промышленное предприятие, предоставляющее доступ к своему оборудованию. Такая форма позволяет готовить выпускников под конкретные цели предприятия и повышает эффективность обучения.

Почему возникает потребность в обучении студентов в сетевой форме? Расскажите на примере сетевых программ МАИ.

Необходимость в такой форме обучения появляется, например, когда тому или иному предприятию не хватает высококвалифицированных кадров, а усилить их подготовку в местном вузе проблематично ввиду отсутствия должной материально-технической базы или других ресурсов.

К примеру, так происходит в Улан-Удэ, где действует Улан-Удэнский авиационный завод, нуждающийся в кадрах. Но талантливые абитуриенты, хорошо сдавшие ЕГЭ, предпочитают поступать в вузы и впоследствии искать работу в более крупных городах.

Чтобы сделать этот процесс менее выраженным, мы запустили сетевую программу "Самолето- и вертолетостроение" с местным вузом - Восточно-Сибирским государственным университетом технологий и управления (ВСГУТУ). В данной программе Московский авиационный институт является базовым вузом, а ВСГУТУ - вузом-партнером. Это значит, что ребята поступают в МАИ, но учатся в Улан-Удэ, уезжая в МАИ на несколько семестров.

Как происходит взаимодействие между учреждениями в рамках сетевых программ и как организован такой процесс обучения для студентов?

На нашей программе с ВСГУТУ учатся уже 25 студентов. Преподаватели МАИ дистанционно читают им специальные дисциплины, а также приезжают в Улан-Удэ для проведения промежуточной аттестации. Сами студенты тоже приезжают в Москву на два семестра, а также проходят здесь первые практики. Производственные практики проводятся непосредственно на предприятии - У-УАЗ. Таким образом, к концу учебы у ребят есть место работы на предприятии.

Защита дипломов проходит на базе ВСГУТУ. При этом у студентов есть научные руководители и от ВСГУТУ, и от МАИ, а в состав ГЭК обязательно входят представители предприятия.

Какие еще сетевые программы реализуются в МАИ?

Помимо сотрудничества с ВСГУТУ, МАИ реализует сетевую программу по направлению "Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов" с Амурским государственным университетом (АмГУ). В этом случае МАИ выступает вузом-партнером, а выпускники программы получат диплом АмГУ. Подготовка ведется в интересах Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры для космодрома "Восточный".

Также у нас есть сетевая программа с Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом имени Г. М. Бериева. Ребята поступают к нам, а ТАНТК им. Г. М. Бериева является организацией, предоставляющей ресурсы, в интересах которой готовятся выпускники. Обучение проходит в Таганроге на лицензированных площадках ТАНТК, и туда тоже ездят наши преподаватели.

Какие плюсы и минусы имеет данный вид обучения для студентов и самих вузов?

Как я уже говорил, плюсы - повышение качества обучения студентов без их оттока из региона. Минусы же состоят в том, что это более затратная для вуза и предприятия-заказчика схема, включающая в себя командировки, перемещения студентов, размещение их в общежитиях и так далее. Тем не менее, данная форма обучения оправдывает себя. Например, совместная с ВСГУТУ программа реализуется нами с прошлого года и уже показала свою результативность: если раньше в интересах местного предприятия готовили ребят со средним баллом ЕГЭ 59, то сейчас средний балл поступивших к нам на программу - 78. То есть абитуриенты с высоким баллом не уехали, а остались в Бурятии.

В дипломах студентов как-то отображается тот факт, что они проходили обучение по сетевым программам?

Диплом выдается базовым вузом, который набирал на программу. Вуз-партнер там не указывается. Но компетенции такого выпускника при его устройстве на работу будут говорить сами за себя, поэтому то, что написано в дипломе, уходит на второй план.

Планируете ли вы расширять количество сетевых программ в вузе?

Сетевые программы создаются, исходя из потребностей. Если есть предприятие, которому нужны кадры в большом объеме на протяжении значительного срока, появляется смысл внедрять такую программу. При этом мы стараемся готовить не только студентов, но и преподавателей местного вуза, чтобы впоследствии обучение специалистов велось без нашего участия.

Новые потребности будут появляться всегда, ведь технологии за 3-5 лет обновляются полностью. Поэтому мы не боимся, что этот процесс прервется: завершив одну программу, мы всегда сможем переключиться на другое направление или профиль. Например, в следующем году планируем внедрить еще одну программу с ВСГУТУ для У-УАЗ по радиотехнике....
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка