О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Как стать лучшим на студенческой олимпиаде "Я - профессионал": лайфхаки победителя

В этом году Московский авиационный институт в третий раз выступает соорганизатором Всероссийской студенческой олимпиады "Я профессионал" и представляет собственное направление "Авиастроение"

В этом году Московский авиационный институт в третий раз выступает соорганизатором Всероссийской студенческой олимпиады "Я профессионал" и представляет собственное направление "Авиастроение". На участие в маевском треке зарегистрировались уже более 2000 человек.

Участники будут бороться за денежные премии до 300 тысяч рублей, льготные условия для поступления в магистратуру или аспирантуру и возможность пройти стажировку в крупной профильной компании.

Как обойти соперников и стать лучшим? Своим опытом поделился победитель прошлого года, студент магистратуры института № 6 "Аэрокосмический", сотрудник НИО-101 МАИ Кирилл Шелков.

Вы получили диплом бакалавра по направлению "Ракетные комплексы и космонавтика". Почему выбрали это направление и как вообще решили поступать в МАИ?

Никаких других направлений, кроме аэрокосмического, я не рассматривал. В школе меня очень интересовали космические исследования, а именно техническая сторона вопроса: ракеты-носители и их конструкция. При этом мне хорошо давались точные науки - физика, математика.

Университетов, которые готовят специалистов по ракетным комплексам, не так много: это МАИ, МГТУ имени Баумана, Самарский университет имени Королева, Военмех. Баллов по результатам сдачи ЕГЭ у меня было достаточно для поступления на бюджет в любой из этих вузов. Но все же мой выбор пал на МАИ - профильный университет в аэрокосмической отрасли, имеющий тесную связь с ключевыми предприятиями, благодаря чему здесь можно получить крепкие теоретические и практические знания. Также это повышает шансы на трудоустройство по специальности.

Немаловажным фактором является и комфорт жизни во время обучения. С этой задачей МАИ тоже хорошо справляется, предоставляя удобные общежития и современную инфраструктуру для личного развития и досуга.

Вы стали золотым медалистом пятого сезона Всероссийской олимпиады студентов "Я - профессионал" по направлению "Авиастроение". Это направление вам близко? Почему выбрали его и решили участвовать?

Да, близко: авиация и космонавтика сильно связаны, особенно для инженера прочности, которым я и являюсь. На лекционных занятиях мы занимались расчетами и изучением устройства летательных аппаратов в целом - как ракет, так и самолетов. Поэтому, посмотрев задания и пообщавшись с участниками предыдущего сезона олимпиады, решил попробовать свои силы.

В треке "Авиастроение" участвовало более четырех тысяч студентов. Вы были уверены в своих компетенциях или победа стала неожиданностью?

Финальное задание было интересным для меня, и после его выполнения я рассчитывал на хороший результат. Оно заключалось в разработке проекта транспортного беспилотного летательного аппарата. Я придумал концепцию собственного беспилотника и реализовал ее в виде компьютерной модели, а также составил маршрутную сеть для данного летательного аппарата в одном из регионов страны. При этом победа действительно стала неожиданностью и большой радостью.

Что помогло победить?

Я много знаю об авиации, так как являюсь сотрудником лаборатории № 2 "Композиционные материалы и прочность конструкции" НИО-101 МАИ. Я работаю непосредственно с авиационной техникой и общаюсь со своими коллегами - профессионалами в данной отрасли, перенимаю их опыт.

Конечно же, я не смог бы победить без общих знаний об авиационной технике и отрасли, навыков проектирования и расчета конструкций летательных аппаратов, знания аэродинамики... Все это было получено на занятиях в университете. Также большой вклад в победу внесли навыки построения компьютерных CAD-моделей летательных аппаратов, знания в области технологии и применения композитных материалов, которые частично были получены на лекциях, частично на работе. Немаловажным было умение проводить экономический анализ проекта, чему я научился, участвуя в программе Школы управления МАИ.

Как давно вы работаете в лаборатории НИО-101 МАИ? Почему решили трудоустроиться именно туда?

Я начал работать со второго семестра первого курса. Лаборатория открыта для студентов: большую часть коллектива составляют именно студенты различных форм обучения - бакалавриата, магистратуры и специалитета.

Решил пойти сюда, потому что здесь я могу работать по специальности и углублять свои компетенции, получаемые в процессе учебы. Также я увидел, что это очень перспективное место в плане карьерного развития. Еще мне пришлись по душе коллектив и руководство, которое с большим вниманием относится к своим сотрудникам и заинтересовано в их личностном росте.

Как студенту МАИ попасть на работу в лабораторию?

Трудоустройство происходит после изучения определенного объема литературы и обучения работе в основных программных комплексах. Затем кандидат проходит экзамен, где нужно продемонстрировать общие знания о конструкции и прочности летательных аппаратов, технологиях производства, применении композитных материалов и выполнить практическое задание в программном комплексе.

Помимо профессиональных знаний и навыков, которые можно приобрести и во время работы, важен интерес к проектам лаборатории, а также готовность к продолжительному сотрудничеству. Лаборатория имеет большие планы на будущее развитие и заинтересована в надежных сотрудниках.

В каких проектах лаборатории вы участвуете?

Самый интересный проект - российско-китайский самолет CR929. Данный самолет создается с широким применением композитных материалов, что требует особых методик и компетенций, связанных с проектированием и расчетом, которыми обладает наша лаборатория. Мы проводим прочностные расчеты, расчеты по определению внешних нагрузок, действующих на самолет, связанные расчеты - аэродинамика плюс прочность, исследуем композитные материалы на микромеханическом уровне, осуществляем численное моделирование испытаний элементарных образцов, а также проводим эксперименты. Например, я проводил численное моделирование безопасного отделения двигателя при аварийной посадке, в результате которого не должно происходить повреждения кессона крыла.

Также в рамках проекта SSJ-100 у нас ведутся работы по созданию модернизированной версии SSJ-New. Здесь я тоже занимаюсь подготовкой и проведением расчетов грубой посадки.

Кроме этого, я участвовал в исследовании композитных материалов - численном моделировании различных испытаний элементарных образцов, проводил работы по исследованию композитного крыла прототипа маневренного самолета.

Вы упомянули участие в Школе управления МАИ. Чем был полезен этот опыт?

В Школе управления мы вместе с представителями отрасли, преподавателями и другими студентами разрабатывали бизнес-модель базы данных материалов, которая позволяла бы использовать их без проведения общей квалификации. Программа включала в себя несколько недельных модулей, каждый из которых имел свою тематику. Первые два дня модуля проходили лекции от экспертов, затем проектно-аналитическая сессия, на которой и разрабатывался проект, в последний день - защита части проекта по тематике модуля.

Помимо экономики мы изучали управленческие технологии, организацию жизненного цикла проекта, сервис, прорабатывали кооперацию и финансирование для осуществления проекта.

Участие в Школе управления дало опыт подготовки проекта в сжатые сроки, общения с топ-менеджментом компаний, улучшило мои навыки выступления перед большой аудиторией.

Вы активно занимаетесь и научной деятельностью, расскажите о своих достижениях.

Я участник многих конференций, проводимых университетом: "Композитные материалы и конструкции", "Авиация и космонавтика", "Гагаринские чтения". Также участвовал в научно-техническом семинаре "Перспективные авиационные конструкции гражданских самолетов", который был организован в рамках работы Научного центра мирового уровня "Сверхзвук". На этих мероприятиях я представлял работы по численному моделированию композитных материалов с учетом расслоения и разрушения слоев при ударном воздействии и оценки их остаточной прочности, по исследованию и определению жесткости болтовых соединений композитных изделий, а также по общей методике моделирования и исследования аварийной посадки самолета.

В этом году вы поступили в магистратуру. Какое направление выбрали?

Я продолжаю обучение по направлению "Ракетные комплексы и космонавтика" на кафедре 602 "Проектирование и прочность авиационно-ракетных и космических изделий". Рассчитываю, что магистратура позволит мне углубить имеющиеся и получить новые фундаментальные знания в области физики твердого тела и улучшить навыки расчета на прочность летательного аппарата.

Возвращаясь к олимпиаде: как решили потратить 200 тысяч рублей, полученные за победу?

Денежный приз потрачу на языковые и профессиональные образовательные курсы и путешествия: планирую посетить города центральной части России и съездить на Кавказ.

Что бы вы посоветовали тем, кто собирается участвовать в олимпиаде первый раз?

Посоветую больше самостоятельно решать прикладные задачи в области проектирования и расчета авиационных конструкций, так как это даст практический опыт и позволит закрепить навыки, полученные на занятиях. Также думаю, что стоит развиваться в 3D-моделировании, так как в финале необходимо представить концепт летательного аппарата, а высокое качество модели может приблизить к победе. Важны и навыки экономического обоснования проекта, построения бизнес-модели, поэтому необходимо изучить хотя бы базовые методики проведения анализа.

Какими качествами, знаниями и навыками должен обладать, по вашему мнению, настоящий профессионал в сфере авиастроения?

В первую очередь, это интерес к тому, что делаешь. Благодаря этому ты будешь развиваться, постоянно изучать новое, что позволит стать востребованным специалистом. Необходимо следить за отраслью и узнавать, какие новые технологии применяются в ней - как у нас, так и за рубежом. Важно постоянно оттачивать и улучшать свои навыки работы в программных комплексах. Сейчас в них проходит большая часть работы при создании новых летательных аппаратов. Также нужно развивать компетенции в смежных областях науки и техники - во-первых, это поможет при разработке новых летательных аппаратов и технологий для них, во-вторых, позволит устроиться в лучшие компании отрасли, так как они заинтересованы в таких специалистах.

Какие у вас дальнейшие планы с точки зрения карьеры и научной деятельности?

После обучения в магистратуре - поступление в аспирантуру. Планирую продолжать работать в лаборатории, заниматься научной деятельностью в области конструкций из композитных материалов. Надеюсь оставить свой след в разработке перспективных отечественных летательных аппаратов, таких как сверхзвуковой пассажирский самолет и многоразовая ракета-носитель.

Каковы, на ваш взгляд, преимущества образования в МАИ?

МАИ - престижный университет, среди его выпускников много известных ученых и конструкторов, которыми были выкованы авиация и космонавтика в нашей стране.

Одно из главных достоинств МАИ - это преподаватели, которые имеют колоссальный практический опыт, так как многие из них непосредственно участвовали и продолжают участвовать в разработке космической и авиационной техники, работать в конструкторских бюро, проводить исследования. Во-вторых, как я уже говорил, это связь университета с отраслью и промышленностью. Благодаря этому можно начать приобретать необходимые компетенции и работать по специальности еще во время обучения. В-третьих, университет предлагает широкие возможности для получения дополнительного образования. Причем это могут быть как связанные со специальностью знания, так и дополнительные компетенции....
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка