О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Немецкая противотанковая авиация на завершающем этапе Второй мировой

После коренного перелома в войне и перехода Германии к стратегической обороне, произошедшего летом 1943 года, задача борьбы с советскими танками стала для люфтваффе приоритетной

После коренного перелома в войне и перехода Германии к стратегической обороне, произошедшего летом 1943 года, задача борьбы с советскими танками стала для люфтваффе приоритетной. Для этого активно использовались уже существующие боевые самолеты и создавались новые. Основными авиационными средствами поражения, которыми вооружались немецкие воздушные истребители танков, стали осколочно-фугасные, фугасные и кумулятивные бомбы, пушки и реактивные снаряды.

Использование бронированных штурмовиков Hs 129 во второй половине войны

При надежном истребительном сопровождении Hs 129 в целом был неплохим противотанковым самолетом, способным в ходе боевого вылета под управлением опытного пилота тяжело повредить или уничтожить 1-2 танка. Бронированный "Хеншель" обладал хорошей живучестью против зенитных средств калибра 7,62 и отчасти 12,7-мм.

Самолет легко ремонтировался в полевых условиях, и боевые повреждения в большинстве случаев быстро устранялись на полевых аэродромах. При вынужденной посадке "на брюхо", благодаря наличию бронекапсулы, летчик имел неплохие шансы уцелеть. В то же время при отсутствии истребительного прикрытия Hs 129 часто несли тяжелые потери. Этот медлительный и маломаневренный самолет считался легкой добычей у наших истребителей.

Согласно немецким источникам, было построено 878 Hs 129. Но в строевых эскадрильях одномоментно никогда не имелось больше 100 самолетов, а доля самолетов, способных выполнять боевую задачу, не превышала 80 %. Совершенно очевидно, что, с учетом масштабов боевых действий на советско-германском фронте и численности советской бронетехники, такое количество противотанковых самолетов не могло оказать заметного влияния на ход боевых действий. Выпуск Hs 129 продолжался до осени 1944 года, но к апрелю 1945 года исправных машин в строю почти не осталось.

Несмотря на очевидные недостатки "Хеншеля" и невысокие летные данные, немецкие конструкторы до середины 1944 года не оставляли попыток повысить его боевую эффективность.

Так, в 1943 году в состав вооружения Hs 129B-2 ввели 250-кг бомбовую кассету, снаряженную 44 кумулятивно-осколочными авиабомбами SD 4-HL.

На более грузоподъемных самолетах также использовались 500-кг кассеты, содержащие 118 кумулятивных суббоеприпасов.

Кумулятивно-осколочная авиабомба SD 4-HL массой 4 кг была создана на основе осколочной кассетной бомбы SD 4, она имела длину 315 и диаметр 90 мм. В наследство от осколочной бомбы SD 4-HL получила чугунный корпус, дававший большое число осколков. Бомба снаряжалась 340-граммовым зарядом сплава тротила с гексогеном. Подрыв заряда происходил пьезоэлектрическим взрывателем мгновенного действия. Бронепробиваемость SD 4-HL при угле встречи с броней 60° составляла 60 мм, что было вполне достаточно для пробития тонкой верхней брони.

По сравнению с советской кумулятивной авиабомбой ПТАБ 2,5-1,5 более крупная SD 4-HL обладала гораздо более сильным осколочным действием и могла эффективно поражать пехоту, сопровождающую танки. В то же время немецкий авиационный боеприпас SD 4-HL стоил дороже советской ПТАБ 2,5-1,5 и имел гораздо более сложное устройство. В отличие от ПТАБ, загружаемых во внутренние бомбоотсеки Ил-2 и в кассеты мелких бомб, немецкая SD 4-HL применялась только из раскрывавшихся в воздухе бомбовых кассет, высота раскрытия которых выставлялась перед боевым вылетом.

Сброс бомбовых кассет с SD 4-HL осуществлялся с пикирования с прицеливанием по конкретному объекту. При этом следовало очень точно следить за высотой отделения бомбовой кассеты, так как от этого напрямую зависели точность бомбометания и величина рассеивания бомб. Опыт боевого применения кассет продемонстрировал, что они достаточно сложны в использовании. Оптимальной считалась высота раскрытия, при которой на местности образовывался эллипс из разрывов длиной 50-55 м. При меньшем рассеивании SD 4-HL цель могла быть не накрыта, а при большем - танк мог оказаться между разрывами. К тому же до 10 % кумулятивных бомб из-за ненадежной работы взрывателей не срабатывало или бомба успевала расколоться, ударившись о броню до срабатывания взрывателя. В большинстве случаев одной бомбовой кассетой на поле боя удавалось накрыть максимум 1-2 танка.

Кассетные бомбы с кумулятивными боеприпасами SD 4-HL оставались на вооружении люфтваффе до конца войны, но их использование носило ограниченный характер. Это было связано как со сложностью использования, так и с более длительной подготовкой к боевому вылету по сравнению с другими немецкими типами авиабомб. Кроме того, на боевой эффективности SD 4-HL не мог не сказаться их больший по сравнению с ПТАБ 2,5-1,5 вес, в силу чего один носитель брал меньшее число противотанковых суббоеприпасов. Хотя кассеты, снаряженные бомбами SD 4-HL, были более эффективны, чем обычные бомбы того же калибра, пилоты Hs 129 предпочитали использовать против бронетехники пушки, как более простые в применении.

Самой крупнокалиберной артиллерийской системой, устанавливаемой на Hs 129, стала 75-мм пушка ВК 7.5, в артиллерийской части сходная с противотанковым 75-мм орудием 7,5 cm Pak 40.

Основываясь на опыте создания 50-мм пушки ВК 5, для заряжания 75-мм орудия ВК 7.5 был применен пневмоэлектрический механизм аналогичной конструкции с радиальным магазином на 12 снарядов. Масса орудия с механизмом досылания снарядов и боекомплектом составила 705 кг. Для уменьшения отдачи пушку снабдили дульным тормозом.

Бронепробиваемость орудия ВК 7.5 была высокой. Бронебойно-трассирующий снаряд массой 6,8 кг покидал ствол длиной 3 920 мм с начальной скоростью 732 м/с, и на дистанции 500 метров по нормали пробивал 130-мм броню. На той же дистанции при угле встречи 60° пробивалась 104-мм броня. Подкалиберный снаряд с твердосплавным сердечником массой 3,18 кг с начальной скоростью 990 м/с при тех же условиях пробивал 154 и 115 мм соответственно. Во время полигонных испытаний снаряды надежно преодолевали броню башен трофейных советских средних и тяжелых танков. Полный цикл перезарядки орудия после выстрела занимал 2 секунды.

В августе 1944 года начались испытания штурмовика Hs 129B-3/Wa (известен также как Hs 129B-2/R4), вооруженного 75-мм пушкой ВК 7.5. Для пристрелки применялись 7,92-мм пулеметы с трассирующими пулями.

75-мм орудие на штурмовике размещалось в громоздкой подвесной гондоле. Даже с учетом использования обтекателя, аэродинамика существенно ухудшилась. Хотя 75-мм орудие ВК 7.5 обладало прекрасной баллистикой и могло уничтожать любые советские танки, увеличение взлетной массы и лобового сопротивления самым негативным образом сказалось на летных данных. Максимальная скорость полета снизилась до 300 км/ч, а сразу после выстрела она падала до 250 км/ч.

Немецкие источники утверждают, что противотанковые возможности Hs 129B-3/Wa были очень высокими, в связи с чем у летного и технического состава этот самолет получил прозвище "Консервный нож" (Buchsenoffner). Тем не менее, согласно архивным данным, до прекращения производства всех вариантов Hs 129 в сентябре 1944 года успели построить всего 25 штурмовиков, вооруженных 75-мм орудиями, еще несколько машин были переоборудованы из Hs 129B-2.

Истребители танков на базе бомбардировщика Ju 88

В начальный период войны Ju 88 нередко атаковали советские войска с бреющего полета. Однако после усиления советской войсковой ПВО пилоты достаточно крупных двухмоторных бомбардировщиков перестали совершать бомбово-штурмовые удары с малых высот.

На завершающем этапе войны против наступающих советских войск противник пытался использовать тяжелые ночные истребители Ju 88C, которые строились на базе бомбардировщика Ju 88А-5.

Тяжелые истребители Ju 88C имели лобовое бронестекло и бронирование носовой части, предохранявшее от пуль калибра 12,7 мм, выпущенных с дистанции более 400 м. Вооружение на разных модификациях могло сильно различаться. Наступательное вооружение обычно состояло из нескольких 20-мм пушек и 7,92-мм пулеметов. На внешних узлах имелась возможность подвески до 1 500 кг бомб. Максимальная скорость у земли составляла 490 км/ч. Практическая дальность - 1 900 км.

В середине 1943 на центральном участке фронта проходили боевые испытания опытной партии противотанковых штурмовиков Ju 88P-1. Всего было построено 18 самолетов этой модификации.

Тяжелые штурмовики Ju 88P-1 несли 75-мм противотанковую пушку Раk. 40L с длиной ствола в 46 калибров, снабженную эффективным дульным тормозом и адаптированную для установки на самолет. Для пристрелки орудия использовался 7,92-мм пулемет МG 81. Заднюю полусферу защищали два спаренных МG 81Z, в нижней и верхней оборонительных установках. Экипаж машины состоял из трех человек.

Полуавтоматическое орудие с горизонтальным клиновым затвором перезаряжалось вручную. Скорострельность 75-мм пушки была невысокой, за время атаки пилот успевал произвести не более 2 выстрелов. Для стрельбы из 75-мм авиационной пушки могла использоваться вся номенклатура боеприпасов противотанкового орудия Раk.40.

Пушка и крупногабаритный обтекатель сильно увеличили лобовое сопротивление Ju 88Р-1, сделали самолет очень сложным в управлении и уязвимым для истребителей. Максимальная скорость у земли снизилась до 390 км/ч. Гондолу с орудием можно было сбросить с помощью пиротехнических устройств в экстремальной ситуации, например, в случае выхода из строя одного из двигателей.

Судя по всему, испытания тяжелых штурмовиков Ju 88P-1, вооруженных 75-мм орудием, оказались не слишком успешными, и заказа на постройку крупной партии не последовало. В Германии также велись работы по созданию штурмовых вариантов Ju 88, оснащенных орудиями с автоматизированным перезаряжанием: с двумя 37-мм пушками ВК 3.7 или одной 75-мм ВК 7.5.

Однако в начале 1944 года в серию пошел самолет Ju 88Р-4 с "промежуточным" 50-мм орудием ВК 5.

Авиационная 50-мм автоматическая пушка создана путем переделки из танковой полуавтоматической пушки KwK 39 с вертикальным клиновым затвором и длиной ствола 60 калибров. Питание орудия происходило из замкнутой металлической ленты. Боекомплект составлял 21 снаряд. Досылание снаряда происходило при помощи электропневматического механизма. Темп стрельбы достигал 45 выстр./мин. Орудие обладало высокой бронепробиваемостью. На дальности 500 метров бронебойный снаряд массой 2 040 г, вылетевший из ствола со скоростью 835 м/с, при угле встречи 60° пробивал 60-мм броню. Снаряд с твердосплавным сердечником массой 900 г и начальной скоростью 1 189 м/с в тех же условиях мог пробить 95-мм броню.

Таким образом, штурмовик, вооруженный 50-мм орудием, теоретически мог бороться со средними танками, атакуя их с любого направления, а тяжелые танки были уязвимы при обстреле с кормы и в борт. Надежность артиллерийской системы была высокой, но она получилась очень тяжелой и весила около 540 кг.

Тяжелых противотанковых штурмовиков на базе Ju 88 построили немного - не более 40 единиц. Судя по всему, в это число вошли опытные экземпляры и самолеты, переоборудованные из других модификаций. Малое количество штурмовиков с тяжелым артиллерийским вооружением во многом объясняется узкой специализацией этих самолетов, на которых могли успешно воевать только пилоты с высоким уровнем подготовки.

Из-за незначительного числа выпущенных Ju 88Р, оценить их реальную боевую эффективность сложно. Самолеты поля боя с 50-75-мм пушками могли бы результативно действовать в начальный период войны, но тогда основные задачи по уничтожению наземных целей успешно решались пикировщиками и истребителями-бомбардировщиками. После потери немцами господства в воздухе и многократного роста мощи советских танковых армий, штурмовики Ju 88Р, появляющиеся днем над полем боя, были обречены на большие потери.

Истребители-бомбардировщики и штурмовики, созданные на базе истребителя Fw 190

Пикировщики и штурмовики Ju 87, являвшиеся основной ударной силой люфтваффе в начальный период войны, при воздействии на линию обороны и ближние тылы были прекрасным самолетом для блицкрига, но они оказались слишком уязвимы к зенитному огню и при потере безоговорочного господства в воздухе не могли выполнять боевую задачу без истребительного прикрытия. После осознания того, что война затягивается, немецкое военное руководство пришло к пониманию, что фронту требуется живучий скоростной ударный самолет с мощным встроенным вооружением и приличной бомбовой нагрузкой, способный в случае необходимости постоять за себя в воздушном бою.

В 1939 году фирмой Focke-Wulf Flugzeugbau GmbH был создан истребитель Fw 190, появившийся на советско-германском фронте в сентябре 1942 года. В связи с отсутствием в люфтваффе скоростных бомбардировщиков, способных в дневное время действовать без истребительного сопровождения, с весны 1943 года выпускались истребители-бомбардировщики Fw 190G, предназначенные для нанесения бомбовых ударов на дальности до 600 км.

Для снижения взлетного веса и возможности принять на борт большее количество топлива истребители-бомбардировщики почти не имели брони, не было пулеметного вооружения, а боекомплект двух 20-мм пушек был сокращен до 150 снарядов на ствол. Под крыло подвешивались сбрасываемые топливные баки. Так как самолеты модификации Fw 190G-8 могли брать 1 000-кг авиабомбы, шасси самолетов усилили.

Хотя истребители-бомбардировщики Fw 190G не имели специального крупнокалиберного пушечного вооружения и не были бронированы, их часто привлекали для нанесения ударов по советским танкам. Бомбы при этом сбрасывались с пологого пикирования залпом, после чего осуществлялся уход на максимальной скорости со снижением. Для ударов по бронетехнике часто применяли кассеты с кумулятивными бомбами SD 4-HL.

Истребительно-бомбардировочные варианты Fw 190 имели существенно большую бомбовую нагрузку, чем штурмовые. Но из-за возросшего взлетного веса Fw 190G не могли с полной нагрузкой действовать с грунтовых аэродромов.

На завершающем этапе войны для оказания непосредственной авиационной поддержки и борьбы с танками использовались штурмовые модификации истребителя Fw 190. Даже без дополнительного бронирования пилот Fw 190 был прикрыт спереди достаточно живучим звездообразным двигателем воздушного охлаждения, а мощное встроенное стрелково-пушечное вооружение позволяло эффективно наносить удары по наземным целям.

Первым вариантом, специально адаптированным для штурмовых действий, стал Fw 190A-3/U3. На этом самолете козырек фонаря кабины был выполнен из бронестекла толщиной 50 мм. Под фюзеляжем установили бомбодержатель для подвески одной 500-кг или 250-кг, двух 100-кг или четырех 50-кг авиабомб. Встроенное вооружение состояло из двух пулеметов винтовочного калибра MG 17 в фюзеляже и двух пушек MG 151/20 в крыле.

В связи с необходимостью действий в условиях сильного зенитного противодействия, бронезащиту усилили. Самолет следующей ударной модификации Fw 190A-4/U3 имел двигатель увеличенной мощности, а общий вес брони достиг 138 кг. Пилот прикрывался бронеспинкой толщиной 8 мм и сдвижным 13,5-мм бронезаголовником. Защита кабины сзади обеспечивалась дополнительной бронеперегородкой.

Для снижения уязвимости маслорадиатора на капоте двигателя спереди установили два бронекольца. Однако этого оказалось недостаточно, и на модификации Fw 190A-5/U3 вес брони довели до 310 кг. По бокам и снизу кабину пилота и нижнюю часть двигателя прикрыли листами броневой стали толщиной 5-6 мм.

В апреле 1943 года технический департамент Министерства авиации во избежание путаницы и в связи с необходимостью различать истребительные, истребительно-бомбардировочные и штурмовые модификации ввел новую систему обозначений. Штурмовикам присвоили индекс "F", индекс "G" получили истребители-бомбардировщики. Соответственно, Fw 190A-4/U3 получили обозначение Fw 190F-1, а Fw 190A-5/U3 переименовали в Fw 190F-2.

Ударные варианты Fw 190 в основном оснащались 14-цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения BMW-801С/D. В ходе производства двигатель постоянно совершенствовался, и развиваемая мощность возросла с 1 560 до 1 700 л. с. В мае 1943 года в серию пошел Fw 190F-3 с двигателем BMW 801D-2 мощностью 1 700 л. с. Благодаря более мощному мотору и улучшенной аэродинамике максимальная скорость самолета по сравнению с предыдущей модификацией увеличилась на 20 км/ч.

В целом этот самолет был достаточно удачным и имел неплохие характеристики. При максимальной взлетной массе 4 925 кг с учетом бомбовой нагрузки дальность полета составляла 530 км. С одной 250-кг бомбой Fw 190F-3 в горизонтальном полете разгонялся до 585 км/ч. После сброса бомбовой нагрузки самолет мог развить в горизонтальном полете скорость до 630 км/ч. Отбомбившись, он имел хорошие шансы оторваться от советских истребителей.

Первые штурмовые модификации Fw 190 имели неплохую защищенность и хорошие летные данные. Но по меркам 1943 года встроенное стрелково-пушечное вооружение было уже недостаточно мощным. Штурмовик Fw 190F-8, созданной на базе истребителя Fw 190А-8, вместо пулеметов винтовочного калибра получил 13-мм MG 131.

Бомбовая нагрузка могла достигать 700 кг. На модификации Fw 190F-8/R3 на крыльевых узлах имелась возможность подвески двух 30-мм пушек МК 103.

Введение в состав вооружения 30-мм пушек повысило противотанковый потенциал. Бронепробиваемости 30-мм снарядов без твердосплавного сердечника вполне хватало для уверенного уничтожения легкобронированной техники, но для борьбы с Т-34 требовалось использовать определенные тактические приемы.

Оптимальным вариантом была атака танка со стороны кормы, под углом примерно в 30-40°. То есть не слишком полого, но и не круто, чтобы без затруднений выйти из пике после атаки. С учетом того, что самолет быстро разгонялся на пикировании и сильно проседал при выходе из него, следовало тщательно контролировать высоту и скорость полета.

Параллельно с ростом возможностей в части борьбы с бронетехникой летные данные штурмовика с подвесными 30-мм пушками упали. Увеличение лобового сопротивления не позволяло разогнать в горизонтальном полете самолет до скорости более 610 км/ч. Вес каждой пушки МК 103 с боекомплектом приближался к 200 кг, и их размещение на крыле делало самолет "задумчивым" при выполнении маневров. К тому же для результативной стрельбы по танкам необходимо было иметь высокую летную квалификацию.

Известно три варианта подвесных установок с 30-мм пушками МК 103, отличавшихся размерами, формой обтекателя и дульным тормозом.

При отработке вооружения Fw 190F-8/R3 испытывался штурмовик с увеличенным боезапасом 30-мм пушек (по некоторым данным до 50 выстрелов). Но такая подвесная гондола получалась слишком громоздкой, и от этого варианта отказались.

В ходе серийного производства штурмовиков Fw 190F наблюдался рост их защищенности. Но самолеты, перетяжеленные броней, безнадежно проигрывали в воздушных боях советским истребителям. Известно, что все Fw 190 развивали высокую скорость в пике, и зачастую единственным приемом, который позволял выйти из боя, было пикирование, но для этого требовался запас высоты. Впоследствии бронирование штурмовика сократили до минимума по типу истребителей Fw 190А-8, повысив за счет этого летные данные. Заметным нововведением, появившимся во второй половине 1944 года, стал расширенный фонарь кабины. Это позволило улучшить обзор вперед и вниз, что было очень важно при атаке наземных целей.

Последней серийной штурмовой модификацией стал Fw 190F-9 с форсированным двигателем BMW 801TS мощностью 2 000 л. с., способный развить в горизонтальном полете скорость 685 км/ч. Вооружение штурмовика осталось на уровне Fw 190F-8. Внешне самолет отличался увеличенным фонарем кабины. В связи с острейшим дефицитом дюраля, на части машин деревянными были хвостовое оперение, закрылки и элероны.

"Фокке-Вульф" с встроенным штатным вооружением так и не смог стать полноценным истребителем танков. За исключением немногочисленных Fw 190F-8/R3, все штурмовые варианты уступали Hs 129B-2. В связи с этим немецкие конструкторы пытались оснастить штурмовики специальным противотанковым оружием, размещаемым на внешних подвесках.

Помимо уже упоминавшихся бомбовых кассет АВ-250 и АВ-500, снаряженных кумулятивными бомбами SD 4-HL, в арсенал Fw 190F входили различные реактивные снаряды.

Первым используемым образцом ракетного вооружения стал 210-мм реактивный снаряд, известный как Wfr. Gr. 21 Doedel (Wurframmen Granate 21). Данный боеприпас разработан на базе реактивной мины от пятиствольного 210-мм реактивного миномета Nb. W. 42 (21 cm Nebelwerfer 42).

Запуск авиационного реактивного снаряда осуществлялся из направляющей трубчатого типа длиной 1,3 м. Направляющие закреплялись в гнездах для подвесных топливных баков. Как и баки, они могли сбрасываться в полете. Стабилизация снаряда на траектории происходила за счет вращения. Реактивный снаряд весил 112,6 кг, из которых 41 кг приходился на осколочную боевую часть, содержащую более 10 кг сплава тротила с гексогеном. При максимальной скорости 320 м/с прицельная дальность пуска не превышала 1 200 метров.

Первоначально снаряд Wfr. Gr. 21 применялся для стрельбы по плотному строю тяжелых бомбардировщиков. Fw 190 брали под крыло по 1-2 реактивных снаряда. Также предпринимались попытки использования 210-мм ракет со штурмовиков. Эти ракеты демонстрировали неплохие результаты по скоплениям войск и другим площадным целям, но для поражения точечных подвижных объектов крупнокалиберные реактивные снаряды оказались малопригодны. Они давали слишком большое рассеивание, а количество ракет на борту было ограниченным.

Безуспешными оказались попытки применение против танков 280-мм фугасных реактивных мин Wfr. Gr. 28, боевая часть которых содержала 45,4 кг взрывчатки. Пусковые установки в виде сварной металлической рамы в количестве от двух до четырех подвешивались под крылом штурмовиков Fw 190F-8.

Адаптация в качестве авиационного боеприпаса реактивной мины, предназначенной для стрельбы по площадям с наземной пусковой установки, изначально была обречена на провал. При стрельбе тяжелая реактивная мина давала сильную просадку, что приходилось учитывать при прицеливании. Подвеска громоздкой пусковой установки отрицательно сказывалась на летных данных штурмовика. При пуске с дистанции менее 300 метров существовала реальная опасность нарваться на собственные осколки.

В 1944 году специалисты чешской фирмы Československá Zbrojovka Brno смогли сделать то, что не удалось в СССР. На основе советского авиационного реактивного снаряда РС-82 была создана достаточно эффективная противотанковая авиационная ракета R-HL Panzerblitz 1 (нем. - танковая молния). Она имела близкие к советскому прототипу характеристики, но точность стрельбы была существенно выше, чем у РС-82. Электрический запал был вынесен на один из ведущих поясков, что сделало ракету более надежной.

Реактивный снаряд весил 7,24 кг. Скорость - до 374 м/с. В качестве боевой части использовалась 88-мм кумулятивная боеголовка RPzB Gr. 4322 массой 2,1 кг от РПГ Panzerschreck. Бронепробиваемость при угле встречи 60° составляла 160 мм.

Для применения Panzerblitz 1 с октября 1944 года балочными пусковыми установками оборудовали 115 штурмовиков Fw 190F-8/Pb1. На каждый самолет подвешивалось 12-16 ракет. Лучший результат достигался при залповом пуске шести ракет. С дистанции 300 метров в цель в среднем попадала одна.

Другой специализированной противотанковой ракетой стала R4/M-HL Panzerblitz 2, созданная на базе авиационной 55-мм НАР R4M Оrkаn. От базового варианта новая НАР отличалась боевой частью кумулятивной гранаты RPzB Gr. 4322. Подвеска ракет производилась на направляющие балочного типа.

Стабилизация ракеты после пуска осуществлялась складными перьевыми стабилизаторами. Снаряженная масса составляла 5,37 кг, масса боевой части - 2,1 кг. Скорость - 370 м/с. Дальность стрельбы - до 1 000 м.

Ракеты Panzerblitz 2 продемонстрировали высокую боевую эффективность. При залповом пуске с дистанции 300 м из двенадцати НАР 1-2 укладывались в круг диаметром 7 м. В 1945 году появился еще один вариант этой ракеты, известный как Panzerblitz 3, с боевой частью меньшего калибра и увеличенной скоростью полета. Но, несмотря на определенные успехи в деле создания противотанковых неуправляемых ракет, они появились слишком поздно. В условиях подавляющего превосходства советской авиации немногочисленные штурмовики, оснащенные противотанковыми НАР, не оказали заметного влияния на ход боевых действий.

В целом создание ударных вариантов Fw 190 себя оправдало. Хотя истребители-бомбардировщики Fw 190G по точности бомбометания не могли сравниться с пикирующими бомбардировщиками Ju 87, а штурмовые модификации по мощи артиллерийского вооружения, за исключением немногочисленных Fw 190F-8/R3, уступали Hs 129B-2, "Фокке-Вульф" стал универсальной летающей платформой, которая в зависимости от варианта вооружения могла решать различные задачи.

В общей сложности за годы войны построено около 20 000 Fw 190 всех модификаций, примерно половина из них - это штурмовики и истребители-бомбардировщики. Очень интересно отображаются приоритеты, согласно которым немецкое командование распределяло различные варианты по ТВД. На Западном фронте и в ПВО Германии в основном задействовались истребители, а на Восточном фронте примерно 2/3 Fw 190 были ударными....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка